7 приёмов, чтобы развить речь дошкольника
Развивать речевые навыки важно именно в дошкольном возрасте, когда ребёнок только осваивает навыки общения. В это время дети начинают активно общаться, учатся выражать свои мысли и эмоции.
Развитая речь помогает быстрее адаптироваться к детскому саду, кружкам, а в дальнейшем и к школе, а также улучшает когнитивные навыки и способствует развитию здоровой самооценки. В этой подборке найдёте 7 несложных приёмов, которые помогут развить речь дошкольника.
Обсуждение книг
Активировать речевую активность ребёнка можно, если задавать вопросы о прочитанном, обсуждать сюжет и персонажей. Важно выбирать книги по возрасту и интересам ребёнка. Это не только разовьёт речь, но и поможет расширить словарный запас, улучшить понимание сказанного и развить фантазию.
Словесные игры
Забавный и эффективный способ развивать речь дошкольника — словесные игры. Начать можно с простого: предложить ребёнку угадать через описание слово, которое загадали родители, а потом поменяться ролями.
С дошкольником полезно также играть в загадки, составлять рифмы, учить новые слова через ассоциации и антонимы. Ещё один вариант — называть как можно больше слов на букву или тему, которые игроки выбирают по очереди. Такие словесные игры развивают речь, помогают расширять словарный запас, учат азам грамматики, способствуют логическому мышлению и творческому подходу к языку.
Речевое творчество
Пение и танцы помогают развивать ритмичность, интонацию и артикуляцию, необходимые для красивой речи. Полезно танцевать, сочинять простые стихотворения или песни вместе с ребёнком. На пользу будет и участие в мероприятиях, где дети могут говорить, читать стихотворения или высказывать мнение на публике. Такие ивенты позволяют ребёнку научиться выступать перед аудиторией и уверенно выражать свои мысли.
Упражнения на артикуляцию
У детей бывают проблемы с произношением определённых звуков. Особенно это касается звука [р]. Пытаться самостоятельно исправить его произношение у ребёнка небезопасно: есть риск научить его неправильному звуку — горловому, напоминающему французское произношение.
Бывает, бабушки и дедушки пытаются исправить проблему «по классике»: просят «порычать». Это упражнение очень вредно: язык ребёнка может быть ещё не готов к произношению звука [р], и, чтобы выполнить просьбу, малыш задействует горло, закрепляя неправильное произношение. Гораздо лучше обратиться к логопеду. Причём сделать это важно в возрасте около 5 лет. Раньше не стоит, так как речевой аппарат ещё развивается. Например, в 3 года речевой аппарат ещё не готов воспроизводить классический звук [р].
Зато можно практиковать простые упражнения для артикуляции. Выполнять их лучше вместе: вначале показать пример, потом выполнить задание вдвоём с ребёнком, а дальше попросить дошкольника выполнить упражнение сольно и проконтролировать, всё ли он делает правильно.
Упражнение для освобождения гортани и языка
Вдыхаем носом и полностью выдыхаем воздух через рот. Вдох и выдох делаем короткими, резкими. На выдохе тянем звук: «Фу-у-у-у» или «Фу-у-у-уф». Повторяем 8 раз и сразу переходим к упражнению на укрепление мышц гортани: по 8 раз произносим звуки [к] — [г].
Упражнение на быструю активацию губных мышц.
Надуваем щёки и «сбрасываем» набранный воздух резким хлопком через сжатые губы. При этом энергично и выразительно произносим звуки [п] — [б].
Упражнение на отработку навыка набора воздуха
Учим ребёнка грамотно вдыхать перед каждой новой фразой: читаем стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набираем воздух.
Подчёркиваем и показываем ребёнку три важных момента:
-
дышим бесшумно;
-
держим губы немного разомкнутыми в начале каждой фразы;
-
закрываем рот после окончания каждого звука, чтобы звуки не «зажёвывались».
Развитие мелкой моторики рук
С речевым развитием связана и мелкая моторика рук. Поэтому стоит устроить с детьми пальчиковый театр, предлагать играть с мелкими предметами, такими как конструкторы или пазлы. В возрасте 3–5 лет подойдёт игра «Волшебный мешок»: кладём в непрозрачный мешок или сумку разные предметы и предлагаем ребёнку на ощупь угадать, что внутри.
Развитие самостоятельности
Дети называют предметы, людей, действия и желания, с которыми сталкивались лично. Поэтому полезно предоставить дошкольнику возможность самостоятельно исследовать мир вокруг себя. Это мотивирует использовать речь для общения, выражения своих мыслей и потребностей.
Больше разговоров с ребёнком
Главный источник и образец речи для малыша — родители. Развивать речь ребёнка можно в повседневных ситуациях. Стоит объяснять ребёнку, что вы делаете и почему, комментировать происходящее вокруг. Например, приготовление пищи или прогулка в парке могут помочь расширить словарный запас. Так ребёнок услышит и поймёт примеры использования речи.
Важно избегать ошибок, которые мешают ребёнку научиться грамотно говорить:
-
гиперопека;
-
неправильное произношение;
-
высокая скорость речи;
-
речевые ошибки;
-
использование слишком сложных речевых оборотов.
С помощью семи приёмов из статьи вам будет проще создать благоприятную среду для развития языковых навыков у вашего ребёнка. При этом важно помнить, что отношения с ним важнее успехов в любых упражнениях. Каждый ребёнок уникален. Поэтому необходимо наблюдать за его реакцией на разные методы и корректировать стратегию обучения в соответствии с потребностями дошкольника.