Финансовая грамотность, серия 1: как научить ребёнка до 15 лет обращаться с деньгами
Провести такое обучение максимально экологично и доходчиво вам помогут приёмы финансистов, экономистов, юристов и психологов в этом гайде.
Составить гайд о финансовой грамотности нам помогли методологические материалы Минфина, Министерства просвещения, Академии речи и консультации экономистов, юристов и психологов. По статистике, уровень финансовой грамотности у молодёжи сейчас близок к безработным и жителям сельской местности. Такие выводы за 2022 год опубликовал аналитический центр «НАФИ». Представители центра проверили экономические знания и навыки россиян. По точности ответов оценили индекс финансовой грамотности. По этому показателю россияне 18–34 лет набрали минимальный балл из всех возрастных и социальных групп — 12 из 21 балла.
Ситуацию уже изменил Банк России. С 1 сентября 2022 года регулятор обязал школы преподавать ученикам 1–9 классов «элементы финансовой грамотности». Министерство просвещения разъяснило, что речь не о новом предмете. Знания по финансовой грамотности уже закрепили на уровне ФГОС в начальной и средней школе в числе обязательных. И осваивать их школьники теперь будут на уроках математики, географии, информатики и обществознания. А мы сейчас разберём, чем могут помочь родители на разных этапах: от дошкольного возраста до старших классов.
Дошкольники: знакомим с деньгами играючи
В нежные 4–6 лет предлагаем легко и интерактивно погрузить ребёнка в мир рыночных отношений. Эти три шага до школы дадут фору вашему ребёнку по сравнению со многими сверстниками, сберегут ваш семейный бюджет и нервы. Начните с интерактивной теории и закрепите практикой: сначала в мире ребёнка — через обмен игрушками, а дальше на примере реальных денег.
Шаг 1. Разбудите любопытство к миру денег
Чтобы по-настоящему заинтересовать деньгами, доверьте роль гида по ним любимым персонажам ребёнка. В возрасте 4–5 лет посмотрите вместе короткие мультфильмы о деньгах. Например, подойдут серии «Фиксиков»: «История вещей» и «Деньги». В первом ребёнок узнает, как появились и менялись деньги. А во втором — откуда они берутся. Одного просмотра мало. Чтобы ребёнок запомнил основы, обсудите после просмотра выводы: как устроен рынок и что именно вашей семье дают деньги.
Шаг 2. Закрепите теорию в практической игре «Магазин»
Чтобы ребёнок закрепил финансовые азы на практике, научите его игре с обменом предметами. Потренируйтесь на фруктах и сладостях внутри семьи. Условно, выделите ребёнку его порцию бананов и риса и предложите при желании обменять их на конфеты и лимонад родителей. После того как ребёнок примерно поймёт принцип обмена, предложите сыграть в обмен игрушками уже с ровесниками, когда друзья придут к вам в гости с детьми. Так научите ребёнка чувствовать ценность предметов.
Если после ухода гостей ребёнок поймёт, что ошибся в выборе, поддержите и успокойте. Объясните, что теперь он понимает ответственность за решение. Если будет сильно переживать, пообещайте организовать новую встречу с другом и попробовать договориться о новом обмене. Главное — не решайте вопрос через родителей другого ребёнка. Лучше при встрече ребёнок сам договорится с другом о новом обмене — так воспитаете самостоятельность и ответственность за принятие решений. А заодно и прощупаете коммерческую жилку :)
Шаг 3. Помогите заземлить хотелки
Чтобы ребёнок перестал устраивать вам в магазинах концерты с бессменными хитами «Хочу!» и «Купи!», поговорите по душам. Но не в магазине в припадке шопоголизма, а заранее.
Подготовку лучше начинать, когда ребёнок в любознательном и не капризном настроении. Покажите обучающий мультик «Уроки тётушки Совы: Семейный бюджет». За 5 минут ребёнок поймёт, из чего складывается семейный бюджет и на что тратят деньги. Обсудите семейный лимит расходов. Вначале в рублях, а дальше «конвертируйте» в понятные ребёнку величины — например, посчитайте в смартфонах, конструкторах или в куклах. Или в минутах/часах, которых родители тратят, чтобы купить ребёнку очередную «хотелку».
Если ребёнок будет настаивать, что ему нужна дорогая игрушка, дайте ему небольшую часть суммы. Скажите, что планируете периодически давать аналогичные. А у ребёнка оставьте права выбора: когда и на что потратить накопления. Для психики ребёнка будет проще, если отложите подработку по дому до следующего шага.
Ученики начальной школы: помогаем «накопить» на мечту
В 6–10 лет у школьника растёт пассивный доход. Кроме прямых покупок, вы даёте ему карманные деньги. Ещё к этому возрасту появляются денежные подарки от родственников. Ваша задача как родителя в это время — научить ребёнка планировать бюджет. Этому же посвящён и практический курс Минфина для 2–3 класса, который ваш ребёнок пройдёт в школе. Лайфхаки из гайда помогут вам пережить первые финансовые ошибки ребёнка с минимальными потерями нервов и денег.
Шаг 1. Геймифицируйте результаты краткосрочного планирования
Чтобы освоить краткосрочное планирование, психологи рекомендуют давать ребёнку первые недели минимум денег — условно, на перекусы и проезд на неделю вперёд. Чтобы школьник быстрее научился грамотно тратить деньги, добавьте элемент игры. Пообещайте бонус, если в конце учебной недели у ребёнка останутся деньги. Например, карманные деньги на два дня выходных, которые он сможет потратить по своему усмотрению. Для вдохновения покажите мультик «Три кота: поход в магазин». Он объясняет, почему глупо покупать игрушечный автобус вместо хлеба и конфеты — вместо молока.
Для мотивации экономно тратить деньги перед выдачей денег рекомендуем рассказать про Стэнфордский маршмеллоу-тест. Его ещё называют «зефирный эксперимент». «Детям в возрасте 4 лет предложили выбор: вкусняшка сразу или двойная порция через 15 минут. А через 10 лет учёные узнали, кем стали герои эксперимента. Как думаешь, кто стал успешнее?». Выслушайте версию ребёнка и дальше расскажите правильную — богаче и востребованнее стали дети, которые сумели дождаться более выгодного приза.
NB! Если ребёнок потратит карманные деньги на школьную неделю раньше пятницы, посочувствуйте. Но твёрдо скажите, что лимит исчерпан. И до конца недели больше не давайте ему с собой живых денег. Чтобы он не голодал, соберите в школу полезные продукты: например, салат в ланчбоксе, йогурт с топперам «Растишка» и йогуртный «коктейль Даниссимо».
Шаг 2. Переводите на долгосрочное планирование после трёх побед
Когда ребёнок трижды справится с недельным планированием, есть смысл повысить ставки и выдать сумму на месяц вперёд. Чтобы ему было проще вести подсчёты, помогите с инструментом для сведения первых балансов. Если ребёнок любит писать от руки, подарите блокнот, где он будет фиксировать доходы и расходы. Если ваш сын или дочь больше любит программы, помогите установить бесплатный сервис для подсчёта бюджета. Проверяйте результаты раз в два дня. Не пересчитывайте деньги, но сверяйтесь с блокнотом или сервисом. Договоритесь, что если ребёнок обманет и растратит деньги раньше, то финансирование прервётся до конца месяца.
Шаг 3. Покажите, что выход из финансовых ошибок есть всегда
Чтобы утешить ребёнка после первого финансового провала и вдохновить на новые решения после успехов в планировании, подарите увлекательную книгу о финансовой грамотности. Выбирайте книгу по возрасту: с минимумом расчётов и терминов, максимумом историй — например, «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона. С этим бестселлером ребёнок узнает, как выйти из сложных финансовых ситуаций на реальных примерах из историй в Древнем Вавилоне. А если ребёнок любит настолки, подарите ему обучающие игры. Например, детскую версию «Денежного потока» Роберта Кийосаки.
Шаг 4. Предложите по-умному заработать первые деньги
Когда ребёнок поймёт принцип расходов, самое время (хотя бы пунктирно) практиковать принцип зарабатывания денег. Здесь многие допускают ошибку и платят за то, что сын или дочь делает лично для себя: моется, ест кашу, застилает постель и моет полы. Это формирует некорректное представление о финансах.
Платить за прочтение книги, прохождение видеоурока музыки или аэробики — тактически эффективно, но стратегически вредно. Так вы займёте ребёнка полезной задачей лишь на час-два. Но в будущем есть риск, что без ваших дотаций школьник не прикоснётся ни к книге, ни к музыкальному инструменту, ни к спортивному инвентарю.
Хороший вариант — предложите подработку с реальной помощью для вашей работы. Например, попросите найти информацию в интернете. Даже хорошо, если она будет мало понятна ребёнку, и он справится через несколько подходов. Так ребёнок начнёт понимать, что на работе не всё будет крутиться вокруг него и важно выбрать направление, которым действительно интересно заниматься почти целый день.
Юридически школьникам до 14 лет доступно немного законных альтернатив для заработка:
- мелкие бытовые сделки: купить соседке хлеб, покрасить лавочку соседу по даче, ст. 28 ГК РФ;
- сыграть роль в театре, кино, на концерте, в цирке,ст. 63 ТК РФ.
Творческая деятельность возможна исключительно с согласия одного из родителей или опекуна и разрешения органа опеки и попечительства.
Поздравляем: вы теперь знаете, когда и как начинать тренировать финансовую грамотность у ребёнка. А в следующей серии узнаете, как научить школьника продвинутым финансовым инструментам и помочь безопасно заработать первые деньги.