Назад
views 141
calendar 15 июля 2024

Игры для дошкольников: во что играть и как

Игры для дошкольников: во что играть и как
Статья
contents Оглавление
Шпаргалка для родителей по играм с ребёнком

Наверное, каждый родитель слышал фразу: «Ведущий вид деятельности ребёнка — игра». Некоторые понимают её как необходимость завалить детей всевозможными игрушками. Но количество игрушек не заменит качество. И дело не в их стоимости. 

Детские психологи, нейропсихологи и педагоги предупреждают: новые детские игры и игрушки не всегда соответствуют возрасту ребёнка. В этой статье разбираемся, какие игры на самом деле нужны дошкольникам. 

Почему детские специалисты беспокоятся?

Сегодня в тренде раннее развитие. В социальных сетях и на детских площадках мамы обсуждают, кто на какие «развивашки» ходит: изучает английский, занимается балетом, рисованием, гимнастикой, боксом, пением. Бывает, даже самые расслабленные родители включаются в эту гонку и начинают ездить с ребёнком везде, где только возможно. Однако далеко не каждому дошкольнику весело на таких занятиях, не всех увлекают творчество и спорт. А времени на игры при такой загрузке почти не остаётся. 

Психологи и педагоги тревожатся из-за того, что у детей тотальная занятость и им просто некогда играть. То есть заниматься тем, чем надо бы, с точки зрения природы. Психолог Питер Грей в книге «Свобода учиться. Игра против школы» пишет, что отсутствие детской свободы — «одна из самых серьёзных потерь нашего общества».

Комнаты многих дошкольников забиты игрушками и настолками. Но это далеко не всегда те игры, которые могут принести детям пользу. Бывает, тянет сказать ребёнку: «Что ты балуешься и бездельничаешь, пойди лучше книгу полистай». Между тем баловство — это и есть та самая полезная и развивающая игра. 

Питер Грей, психолог:

«Неважно, что именно мы делаем, сколько игрушек покупаем, сколько проводим времени с пользой или специально учим чему-то детей. Мы ничем не заменим им свободу, которую у них забираем. Не существует других способов научить детей тому, чему они учатся в игре, по собственной инициативе».

Чем отличаются игры для детей разного возраста?

В процессе игры ребёнок получает знания, развивает навыки, формируется его личность. Одним словом, игра учит и развивает ребёнка. 

Младенцы изучают предметный мир: рассматривают всё вокруг, тянутся к игрушкам, тянут их в рот, кидают, катают и наблюдают, как предметы реагируют на эти действия. 

Вспомните малыша, который научился вставать в кроватке. Он любит выкидывать игрушки за бортик. Вредничает? Ничуть. Так он изучает свойства предметов: ему интересно наблюдать за тем, как мячик падает на пол, отталкивается и подпрыгивает, а кубик грохочет и остаётся на месте. Дети чуть старше года любят смотреть, как сыплется песок, как разлетаются брызги, как ездят машины.

Постепенно ребёнок начинает использовать игрушки по прямому назначению: собирать пирамидку, башенку, катать машинку, раскладывать фигурки по сортеру. 

К трём годам в жизнь ребёнка приходят сюжетные игры: он может представлять себя водителем, врачом, воспитателем, актрисой, механиком. В садике дети нередко «играют в жизнь» — например, изображают, как провели выходные: кто-то чокается компотом, а кто-то позвал гостей и печёт пироги.

Игра остаётся ведущим видом деятельности примерно до 7–9 лет. Младшие школьники тоже играют, и это для них важно в плане развития. Но постепенно в школе ведущим видом деятельности становится учебная, а позднее всё больше места в жизни ребёнка занимает общение со сверстниками. 

Чем полезны детские игры?

В играх дети учатся дружить, преодолевать страхи, решать проблемы и вообще контролировать свою жизнь.

Польза игр:

  • Обучение и развитие. Речь, логика, память, мышление развиваются не только во время специальных занятий за партой, но и в ходе игры. 

  • Познание мира. Во время игр ребёнок наблюдает за миром и делает выводы о том, что его окружает. 

  • Способ общения. Через игру дети делятся с родителями и другими детьми своими переживаниями, тревогами, радостями. Наблюдая за тем, как и во что играет дошкольник, можно сделать вывод о его внутреннем состоянии.

  • Социализация, освоение социальных ролей. Во время игры ребёнок взаимодействует с другими детьми или взрослыми, проявляет или сдерживает эмоции. Через игру дети осваивают социальные роли, примеряют на себя, каково быть папой, мамой, врачом. 

  • Развитие самостоятельности. В правильно построенной игре дошкольник сам придумывает и корректирует правила, следит за их соблюдением, учится решать возникающие сложности.

  • Развитие чувств. Сострадание, творчество, сотрудничество развиваются во время игры.

  • Развитие самоконтроля. Играя с другими, ребёнок не всегда может удовлетворить своё желание здесь и сейчас. Ему приходится договариваться, идти на компромисс, контролировать свои порывы. 

  • Борьба со стрессом. Накопившаяся усталость, стресс уходят во время игры.

Получается, роль игры трудно переоценить. В Конвенции ООН о правах ребёнка право на игру названо «основополагающим правом каждого ребёнка». 

Как играть с ребёнком?

Перейдём к главному — как играть с пользой. Детям идеально подходят свободные игры, в которых нет жёстких правил, обозначенных взрослыми. Такие игры не направлены на обучение и решение практических задач. То есть ребёнок сам придумывает, как играть: устанавливает правила и направляет процесс. Например, футбол во время тренировки не свободная игра, потому что она подчинена правилам и результат контролируют. А вот когда мальчики хаотично гоняют мяч во дворе, это уже свободная игра. 

Основное правило свободной игры — взрослые её не контролируют, не вмешиваются со своими правилами. Например, малыш катает машинки: просто возит их по полу и иногда тарахтит. Мама предлагает устроить гонки, построить гараж или шиномонтаж. Предложения мамы хорошие, но это другая игра — а ребёнок хочет просто катать машинку. Возможно, в этот момент у него идёт огромная мыслительная работа или задействовано воображение. 

В свободной игре ребёнок задаёт тему, а взрослый ей следует. Присутствие родителя в игре позволяет её усложнить, перевести на новый уровень.

Часто в представлении родителей свободная игра — баловство и безделье: ребёнок прыгает на диване, прячется под столом или в шкафу, подстригает волосы кукле или надевает колготки на голову. Всё это игры, которые полезны для ребёнка и которые не стоит останавливать, даже если в квартире будут шум и беспорядок. И даже если иногда придётся успокаивать и мирить детей. 

Как родителям участвовать в свободной игре?

Свободная игра без правил, установленных взрослыми, не означает, что родители не могут в ней участвовать. Наоборот, вовлечённость мамы и папы в игру важна для ребёнка. 

  • Следим за действиями ребёнка и делаем то, чего он ждёт или просит. Не навязываем свои правила. Например, если дошкольник приглашает на кукольный чай, к которому подают котлету, не нужно говорить, что обычно гостей угощают пирожными. Можно включиться в игру и в процессе поинтересоваться, нет ли у хозяйки к чаю пирожных. 

  • Не навязываемся, если ребёнок игнорирует или не приглашает в игру. Можно спросить, не будет ли он против, если вы побудете рядом. Если не против, достаточно посмотреть за игрой. 

  • Вносим предложения, но не настаиваем, если ребёнок отвергает идею. Можно обратить внимание на какие-то детали из жизни. Например, во время игры в водителя можно сказать, что он иногда останавливается и пьёт чай из термоса. Может, принести термос и заварить чай?

Какие игры и игрушки полезны ребёнку?

Мы сейчас не будем говорить о специальных развивающих играх, поскольку они относятся скорее к категории обучающих, а мы всё-таки говорим больше о том, что приносит детям и взрослым удовольствие и напрямую не связано с учёбой. 

Песок, вода, грязь

Дошкольнику интересно всё, что можно переливать, пересыпать, перебирать, формировать в стопки. Летом для игр прекрасно подходят лейки, тазики, надувные бассейны, мелкие ёмкости. Стоит позволить ребёнку лить воду, сидеть в ней, разливать по кастрюлям, лить из поливальничка. В песочницу полезно брать лопатки, формочки, ведёрки, мельницы, ситечки, простые пластмассовые машинки, игрушечные экскаваторы и асфальтоукладчики. 

Мячи

Игры с мячами начинаются рано — когда совсем ещё малыш выкидывает мячик из кроватки и смотрит, как тот прыгает. Можно предложить разные мячики: резиновый и тканевый. У них разная текстура и разные физические свойства, поэтому ребёнку будет занимательно сравнивать их. Потом мячик можно катать, кидать, пинать, догонять, подкидывать вверх. После 4 лет можно переходить к играм вроде футбола, «Горячей картошки», «Съедобное, несъедобное» и прочим. Игры с мячом полезны в младшем возрасте для физического развития, для наблюдений за окружающим миром и свойствами предметов. 

Кубики и конструктор 

Конструктор полезен не только мальчикам, но и девочкам. Он развивает представления о форме, цвете, свойствах предметов, учит простому счёту, развивает творческие способности, пространственное мышление, инженерную мысль. По мере взросления можно покупать более сложные конструкторы, из которых нужно строить механизмы: маятники, горки, весы и прочее. Это даст представление о механике. 

Костюмы 

Наряды и маски идеально подойдут в том числе для сюжетных игр в профессии, домашнего театра и прочего. Подобные игры стимулируют творчество, развивают речь, дают представление о разных профессиях.

Машинки, куклы, поезда, животные

Игрушки стоит покупать по принципу «чем проще, тем лучше». Если игрушка слабо детализирована, то ребёнку придётся додумывать детали, он подключит фантазию. Сегодня он может играть в скоростной поезд, завтра — в грузовой. Если же образ детально продуман производителем, то фантазировать не нужно и ребёнку станет скучно. 

Уличные игры

Дошкольникам нравятся бадминтон, воздушный змей, воздушные шарики — то, что может парить. Так ребёнок будет изучать природные свойства ветра: как он подхватывает змея, уносит вверх, потом спускает вниз. К тому же все эти игры развивают координацию, глазомер, представления о понятиях «высоко/низко», «далеко/близко», «быстро/медленно». 

Детский набор для творчества

Детям пригодятся краски, кисти, карандаши, альбом, пластилин, ножницы, бумага, клей, раскраски. Это не про полноценные занятия живописью, а про свободную игру. Задача родителей — предоставить дошкольнику возможность проявлять себя и самому придумывать игру. Пусть он самостоятельно задаст тему рисунка, выберет, что и как лепить. 

articlePreviewImage
Как развить креативность
Методики и игры, чтобы прокачать творческие способности и выбраться из рамок шаблонного мышления

А ещё полезно вспомнить, в какие игры играли мы сами, наши родители, бабушки и дедушки, и сыграть в них с ребёнком. Главное — не наседать с правилами, а позволить дошкольнику их усовершенствовать или изобрести новые правила.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru