Институт, университет, академия: чем отличаются вузы и как выбрать
Несколько удивительных примеров
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) — университет. Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) — это тоже университет, причём национальный исследовательский. И Московский физико-технический институт (МФТИ) тоже, а вот Институт стран Азии и Африки (ИСАА) — это факультет МГУ. И все они, кроме ИСАА, являются высшими учебными заведениями. Кроме того, к вузам относится и Московская консерватория, хоть она и не называется ни академией, ни университетом, ни институтом.
Откуда путаница
С 1996 по 2012 год в России действовал Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Разделение вузов на три основных типа закрепили именно там. Вкратце различия были в том, насколько широка область образовательной и научной деятельности:
-
университет — широкий спектр специальностей и наук;
-
академия — преимущественно одна область науки или культуры (у академий нередко был гуманитарный или даже творческий уклон);
-
институт — узкий профиль и не всегда есть программы послевузовского образования.
В 2012 году вступил в силу современный ФЗ «Об образовании», где эти понятия уже не выделяются.
Таким образом, университет, академия, институт — это уже скорее исторические названия, которые тем не менее могут указывать на ширину специализации вуза в прошлом. Но за годы многое могло измениться. Так, международный факультет МГУ в 1944 году выделился в отдельный институт — МГИМО. В 1994 году он получил статус университета, а спустя пару десятилетий это понятие упразднили.
В России вузы также нередко подвергаются реорганизации, сливаются и разделяются, а порой теряют лицензию и аккредитацию. Эти изменения тоже могут сбивать с толку. К примеру, был самостоятельный Московский институт электроники и математики, а в 2012 году он вошёл в состав НИУ ВШЭ (сохранив при этом название «институт»). Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) возникла в 2010 году, когда к Академии народного хозяйства присоединили Российскую академию госслужбы и ещё 12 учреждений.
В общем, вузы
В ФЗ «Об образовании» вместо широко известной нам формулировки «высшее учебное заведение» используется тавтология: «образовательная организация высшего образования». Главный признак такой организации — то, что для неё образовательная деятельность является основной наряду с научной.
А ещё вузы вправе преподавать программы других ступеней — например, основные общеобразовательные. Так и появляются школы при университетах, которые часто называют лицеями.
Несколько слов об академиях
Не нужно путать понятия «академия» (как мы поняли, устаревшее) и «академия наук». Академия наук — это крупный центр научного сообщества, осуществляющий прежде всего научно-исследовательскую деятельность (а не образовательную). Крупнейшим из таких центров в России является Российская академия наук (РАН). Круг членов-академиков крайне узок, и каждый из них сделал заметный вклад в свою область научных изысканий.
Особый статус: МГУ и СПбГУ
МГУ и СПбГУ — «ведущие классические университеты» России. Их положение регулирует отдельный ФЗ. В отличие от других вузов, они могут:
-
проводить дополнительные вступительные испытания;
-
самостоятельно устанавливать требования к своим образовательным программам;
-
реализовывать эти программы за рубежом.
Как выбрать вуз
Для выбора высшего учебного заведения рекомендуем провести собственное исследование. Сделать выбор проще, если оценить главные параметры.
Профиль
Есть университеты с очень широкой специализацией: от психологии до экономики, от юриспруденции до физмата, от медицины до журналистики. Так, большинство крупных факультетов МГУ и СПбГУ входят в число лидеров в своей сфере. И это притом что в первом более 40 факультетов (и 15 НИИ), а во втором — почти 30 факультетов и институтов.
Есть вузы с более узким профилем. В МГИМО 13 факультетов. И каждый связан с международными отношениями и изучением иностранных языков, ведь это вуз при МИД РФ. В МФТИ 9 учебных подразделений, из которых 7 носят название «физтехшкола». В том числе есть такие направления, как биологическая и медицинская физика и бизнес высоких технологий.
Трудно сказать однозначно, где качество образования будет наилучшим. Рекомендуем определить область интересов абитуриента и выяснить, какие университеты и конкретные факультеты являются лидерами в этой сфере — из них можно выбирать дальше.
Размер организации
Большой университет — большие возможности. Например, студенты МГУ могут не только посещать лекции абсолютно любого факультета. По личной договорённости они могут даже сдавать зачёты и экзамены по курсам вне своего учебного плана с внесением результата в приложение к диплому. А ещё в учебной программе предусмотрено обязательное посещение межфакультетских курсов (МФК). То есть, допустим, студент-журналист может пойти на курс психологии в соседнем корпусе или ездить на Воробьёвы горы, чтобы прослушать курс по биологии или истории. Это возможность расширить не только кругозор, но и круг знакомств.
Неочевидный бонус крупного университета: выпускники той же alma mater часто встречаются на карьерном пути и помогают друг другу, отдавая предпочтение при трудоустройстве.
С другой стороны, если университет очень большой, то и связи там могут быть не настолько крепкими. Напротив, некоторые вузы с «узкой тусовкой» отличаются более сплочённым сообществом (яркие тому примеры — МФТИ, МГИМО).
Наконец, крупные вузы могут предложить много дополнительных возможностей: спортивные секции и даже бассейн, зимние и летние студенческие лагеря и не только.
Вступительные испытания
Для поступления важны и способности абитуриента, поэтому обращаем внимание:
-
по каким предметам нужно сдавать ЕГЭ;
-
есть ли дополнительные вступительные испытания (ДВИ) и какие;
-
можно ли поступить по олимпиадам, по каким и какие есть бонусы за них;
-
какие проходные баллы были за последние 2–3 года.
Бюджет или платно
Понимаем, многим интересно поступить на бюджет. Но даже у государственных вузов существуют исключительно «платные» факультеты. Именно поэтому изучаем количество бюджетных и контрактных мест, рассчитываем свои возможности.
Отзывы студентов
Понравился вуз? Тогда изучаем отзывы выпускников и настоящих студентов интересующего факультета, а лучше пообщаться лично. У выпускников стоит поинтересоваться перспективами трудоустройства и карьерного роста, а у студентов узнать о преподавательском составе, плюсах и минусах обучения и студенческой жизни.
Престиж
Если важен престиж, то выбираем среди именитых вузов. И готовимся к высокой конкуренции: за небольшое количество бюджетных мест будут биться самые сильные студенты, а платное обучение будет недешёвым.
Расположение
Нужно ли переезжать в другой город, есть ли там родственники или друзья, насколько это вообще далеко — всё это важно и для будущего студента, и для его семьи. Абитуриенты из небольших городов нередко поступают в вузы в крупном административном центре своего региона. Многие стремятся в Москву и Северную столицу.
Если ради учёбы в желанном вузе нужно переехать, обязательно узнайте об условиях проживания в общежитии.
Если речь идёт об одном большом городе, то при прочих равных локация может иметь решающее значение. Ведь следующие 4 года, а то и 6 лет студент будет ездить туда-обратно почти каждый день. Именно поэтому рекомендуем оценить, сколько занимает дорога и готов ли абитуриент повторять её дважды в день пять дней в неделю.
Подытожим: сейчас границы между университетом, академией и институтом размываются всё сильнее, и эти слова сохраняются только в названии вузов. Это историческое разделение мало влияет на учебный процесс студента и карьерные перспективы выпускника.
В целом все вузы подчиняются одним законам и следуют общим федеральным стандартам — ФГОС. Но каждое высшее учебное заведение нужно рассматривать в индивидуальном порядке со всеми его особенностями.