Как привить ребёнку любовь к чтению?
Для начала давайте разберёмся, зачем вообще детям читать. Журналист Джим Трелиз собрал результаты 1200 исследований на эту тему в книге «Руководство по чтению вслух». Основной вывод, который можно сделать, — чтение напрямую связано с успехами в школе.
Как чтение помогает стать умнее:
-
расширяет словарный запас, а это значит, что не будет проблем с пониманием статей учебника и речи учителя;
-
пополняет знания о жизни;
-
учит концентрировать внимание;
-
формирует образное мышление и воображение;
-
повышает грамотность, когда ребёнок читает сам.
Это далеко не полный список знаний и умений, которые формирует чтение. Кроме успехов в учёбе, у чтения есть и другие преимущества:
-
чтение — это удовольствие;
-
чтение расслабляет и отвлекает от проблем;
-
чтение расширяет эмоциональную сферу и помогает лучше понять себя и окружающих.
А ещё прочитанные книги напрямую влияют на важные решения, которые примет ребёнок — не только в детстве, но и в сознательной, взрослой жизни.
Михаил Иванович Лазарев, основатель ИнтернетУрока:
«Все художественные произведения передают читателю множество смыслов, которые существуют помимо очевидного. Сюжеты забываются, и остаётся нечто другое. Кто-то называет это теорией, кто-то стереотипом или предрассудком. А по сути происходит свёртка информации и мы запоминаем главное для жизни. Главное — потому что все мы принимаем два типа решений: рациональные и иррациональные, или нерациональные.
Можно сказать, что рациональное решение — это такое, которое примут два совершенно разных человека одинаково. Например, как быстрее добраться из одной точки в другую? Если подумать хорошо и использовать навигатор, то решение будет единым, независимо от убеждений и политических взглядов.
Иррациональное решение может быть таковым только снаружи. Человек смотрит на событие и говорит, что всё сделано так, как нужно было для тебя. Но ты книжки в детстве другие читал, у тебя устройство души другое, и ты поступил бы иначе. Нерационально, с его точки зрения. Нерациональные решения — это решения по задачам, где есть реальный человеческий выбор. И тут большую роль играет то, как человек воспитан, чему его учили в детстве, какие книги он читал. Именно то, что произошло с ним до пяти-шести лет».
При всех преимуществах книг невозможно «заставить ребёнка читать» или «приучить читать». В обоих случаях педагогические методики провалятся. Зато есть другие, действенные, способы, о которых расскажем в этой статье.
Читаем вслух
В раннем детстве многие родители читают ребёнку сказки: чтобы успокоить, развлечь, занять время, уложить спать, прекратить неконтролируемое баловство. Но часто после пяти лет традиция постепенно затухает, а к школе и вовсе сходит на нет.
Однако, по уверению Джима Трелиза, совместное чтение играет не только образовательную, но и воспитательную роль. Например, многие книги для учеников начальной школы помогают побороть страхи, рассказывают о чувствах и эмоциях, пробуждают любопытство. Это не назидательные книги, а художественная литература, при чтении которой ребёнок может ассоциировать себя с героем.
Совместное чтение — это возможность поговорить после прочтения книги или главы, поделиться эмоциями, пообниматься, разделить одни чувства на всех. Это сближает, рождает доверительные отношения, снимает дневной стресс. Причём читать полезно детям любых возрастов: даже колючим подросткам и совершеннолетним.
Лайфхаки:
-
Сделать чтение ритуалом, вписать его в распорядок дня.
-
Применять методику «комментированное чтение»: например, читать классику, которую задали в школе, и сразу разбирать непонятные фрагменты.
-
Заменить книгу, если она не интересна ребёнку. А вот ругать за то, что он вертится во время чтения, не стоит. Лучше уточнить, чем именно не интересна книга, и выбрать новую, которая увлечёт ребёнка.
-
Читать главы по очереди или по ролям. Это не только добавляет разнообразие, но и тренирует речь и актёрские навыки.
Предоставляем свободу выбора
Когда ребёнок начинает читать сам, не стоит навязывать классику. Этим и так занимается школа. Важно предложить школьнику самостоятельно выбирать книги. Во-первых, такая свобода повышает мотивацию читать. Во-вторых, ребёнок сможет выбрать книгу, которая ему действительно интересна.
Вписываем книги в семейную культуру
У дошкольников и учеников начальной школы кумирами нередко бывают родители. Дети повторяют фразы, разговаривают по расчёске как по телефону, берут мамину косметику или папину бритву. С чтением то же самое. Если родители читают, везде по дому разложены книги, мама и папа обсуждают прочитанное — это повышает шансы, что ребёнок тоже увлечётся чтением.
Лайфхаки:
-
Читаем сами при ребёнке. Если доставать книгу только ночью, то школьник не будет знать об этом увлечении и будет сложнее стать ему примером в вопросе чтения.
-
Объясняем, что читаем книгу с телефона, если привыкли к этому формату. Показываем книгу и обсуждаем цепляющие цитаты или повороты сюжета.
-
Размещаем бумажные книги везде: на полке, на столе, на диване, под диваном. Пусть на ребёнка отовсюду смотрят разноцветные томики с разнообразными картинками. Рано или поздно школьник возьмёт в руки книгу, чтобы посмотреть, что там внутри, и, возможно, увлечётся.
-
Заводим традицию — за ужином рассказывать, кто что интересного прочитал днём.
-
Обсуждаем прочитанные книги нетривиально. Вместо привычных школьных тем, таких как «что хотел сказать автор» и «образ главного героя», можно обыграть чувство противоречия. К примеру, заявить что-то вроде: «Я считаю, что герой поступил неверно» или «Логичней была бы другая концовка».
-
Вовлекаем в чтение через любопытство. Например, пересказываем или зачитываем увлекающий отрывок. Когда ребёнок спросит о подробностях, рассказываем только завязку в общих чертах. Тогда ребёнок заинтересуется подробностями и, возможно, прочтёт эту книгу.
-
Записываем ребёнка в книжный клуб, где он сможет поделиться впечатлениями со сверстниками. Например, в Литературный клуб ИнтернетУрока.
Готовимся к поездке с книгой
Не обязательно читать перед поездкой путеводитель. Можно подготовиться с помощью художественной литературы, где описываются конкретные места. Потом можно сравнить впечатления автора с вашими личными впечатлениями от поездки.
Смотрим экранизации
Многие учителя литературы выступают против просмотра фильмов, снятых по школьной классике. Ведь такие ленты часто перевирают сюжет и стирают авторскую философию. К примеру, так произошло с сериалом «Война и мир» — все толстовские мысли были стёрты. А экранизация «Мастера и Маргариты» 2024 года так же далека от сюжета книги, как космический зонд «Вояджер-2» от Земли.
Однако фильмы, снятые по книгам, дают много возможностей. Например, когда закончился сериал «Игра престолов», многие ринулись читать книгу Джорджа Мартина (несмотря на внушительный объём в 6 томов по 1000 страниц каждый), потому что началась шумиха из-за концовки.
Лайфхаки:
-
Находим фильмы по популярным книгам, причём не обязательно брать классику. Важно выбрать что-то на вкус ребёнка. К примеру, «Ходячий замок» — аниме Хаяо Миядзаки и одноимённая книга Дианы Уинн Джонс. У писательницы, кстати, есть ещё три книги про Хоула, Софи и Кальцифера.
-
Избегаем в обсуждениях однообразной оценки «книга лучше». Стараемся быть объективнее и находить преимущества в том числе и в фильмах.
Безусловно, книги — уже не единственный источник знаний. К примеру, в интернете много научно-популярных статей и роликов. Однако, чтобы от них был толк, родителям важно помочь отобрать качественный материал, но не у всех есть на это время. И даже если это получится, интернет справится максимум с образовательной функцией, но не даст остальных преимуществ чтения. И не поможет создать доверительные отношения. Наоборот, дополнительная цензура контента скорее отдалит ребёнка и вызовет протест.
Полезнее всё-таки увлекать ребёнка чтением через ритуалы и приёмы и приёмы из этой статьи. Это разовьёт кругозор не только ребёнка, но и всех вовлечённых в процесс членов семьи.