Как развить креативность
![Как развить креативность](/assets/Articles/article-creative-cover.jpg)
Творческие способности — это не дар избранным, как умение лепить скульптуры, играть музыку или писать картины и рассказы. По сути, это навык нестандартного решения задач. Например, если вы придумали, как разместить на кухне посуду, чтобы всё удобно помещалось в шкаф, то можно сказать, что вы применили креативность, то есть творческие способности.
Креативность можно прокачать системными занятиями так же, как тренируют мышцы, память, ловкость и вестибулярный аппарат. В этом обзоре вы найдёте способы развития творческих способностей для разного возраста. Мы собрали их для вас «по нарастающей» — от дошкольников до старших классов.
Экскурсия по миру фантазий
Этот способ полезен в дошкольном возрасте, когда ребёнка ещё рано загонять за парту учиться читать, писать и считать. В ролевых играх дети создают целый мир со своими правилами, законами, взаимоотношениями, героями, диалогами. Именно это и формирует креативность.
Детский психолог Юлия Гиппенрейтер в «Большой книге общения с ребёнком» пишет:
«Внутренняя жизнь ребёнка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Один мир вполне реальный: дом, привычные предметы, родители. Другой мир невидим взрослыми — это мир сказок, грёз, собственных образов и историй; в нём живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события».
То есть задача родителей — понять, принять и поддержать естественное желание ребёнка фантазировать. Если он зовёт пить чай на игрушечной кухне, то соглашаемся и нахваливаем невидимые пирожные. А если рассказывает, что в кране живёт колбасусер, включаемся в игру и просим описать колбасусера.
![articlePreviewImage](assets/Articles/article-memory-main.webp)
Случайные слова
Эта игра пригодится в начальной и средней школе. Кроме креативности, она поможет развить латеральное мышление — способность думать нестандартно, избегая шаблонов. Когда нас просят что-то придумать, проще выдать знакомое, шаблонное и не напрягаться. Но креативность мы разовьём, только если попробуем выйти из зоны комфорта. Именно поэтому предлагаем устроить мозговой штурм с ребёнком.
Например, один из методов латерального мышления — случайные слова. Для начала выбираем тему игры, а дальше по очереди с ребёнком называем произвольные слова и пытаемся связывать их по смыслу с темой обсуждения. О вариациях таких игр нам рассказала методист популярной школы.
Ирина Степанова, методист школы «ИнтернетУрок»:
«Креативность хорошо развивает похожая игра “Логический поезд”. Берём два слова и ищем между ними логическую связь.
Гибкость и неординарность мышления прокачивает и другая устная игра в слова на объяснение через одну и ту же букву. Например, загадываем слово “стол” и объясняем его значение через слова на букву П: “притащили”, “перевернули”, “посуду поставили”, “поели первое”, “поели полезное”, “полакомились пирогом”, “приятно поговорили”. Такая игра развивает не только гибкость мышления, но и словарный запас, неординарные способы выражения мысли».
Фрирайтинг
Эта техника полезна в любом возрасте. Чтобы выйти за рамки ожидаемых простейших решений, освобождаем сознание от шаблонов через фрирайтинг. Так называют свободное письмо: когда мы выплёскиваем из головы мысли. Не анализируем, не критикуем и не редактируем в момент письма, а просто записываем «как есть». Азами этой техники пользовались Николай Васильевич Гоголь и Александр Сергеевич Пушкин.
Самое сложное во фрирайтинге — начать. Для простоты заранее формулируем тему, а дальше пишем всё, что придёт в голову. Чтобы добавить азарта и облегчить выбор темы, можно фрирайтить вместе с ребёнком: предлагать темы друг другу. Лучше не одну, а несколько на выбор. Для начала хорошо поставить таймер на 7–10 минут. Через 15 минут техника уже не так полезна.
Большего эффекта получится достигнуть, если выплёскивать мысли из головы в новом формате. Привычный Word или Google Документы полезно сменить на бумагу. Или хотя бы «Заметки» в смартфоне. Если, наоборот, чаще набираете текст как раз в «Заметках», пробуем надиктовать всё, что придёт в голову, через голосовой набор в гаджете.
![articlePreviewImage](assets/Articles/article-summer-main.jpg)
Скампер
Этот метод в средних и старших классах поможет сгенерировать жизнеспособные креативные идеи. Пригодится он и в более взрослом возрасте. Метод придумал Боб Эберле, а докрутил американский журналист и исследователь творческого процесса Алекс Осборн. Достаточно задать себе вопросы в последовательности ниже. Главное — забываем, что ответили раньше. Так при анализе вы обнаружите нестыковки. После того как заполните все столбцы таблицы, выбирайте необходимые нестандартные идеи без внутренних противоречий.
![articlePreviewImage](assets/Articles/article-olimpiads-main.jpg)
Эта методика эффективна, чтобы проанализировать главные аспекты проблемы, избавиться от лишнего, обнаружить потенциалы для развития и выбрать максимально эффективную последовательность действий, чтобы решить бизнес-задачу.
Вот пример методики скампер для задачи «поступить на технический факультет в МГПУ им. Н. Э. Баумана» для подростка, который сомневается, что ему хватит баллов по ЕГЭ, чтобы пройти конкурс.
Обозначение |
Вопрос |
Пример для решения задачи «Хочу поступить на технологический факультет Бауманки, но боюсь, что мне не хватит баллов» |
Substitute |
Чем можно заменить? |
Подать заявку в другие престижные российские вузы, такие как МГУ им. М. В. Ломоносова или МФТИ; менее престижные вузы с сильными преподавателями и программами, международные вузы, например ETH Zurich, Oxford University или Massachusetts Institute of Technology, удалённые онлайн-курсы, которые обещают устроить на стажировку. Попробовать поступить на другие направления, в которых я силён. Это музыка, поэтому стоит подумать о поступлении в музыкальные вузы, такие как Российская академия музыки имени Гнесиных или МКИМ |
Combine |
С чем можно комбинировать? |
Занятия с репетиторами по профильным предметам, чтобы сдать ЕГЭ близко к 100 баллам. Подработка тестировщиком, стажёром в ИТ, музыкантом, чтобы оплатить учёбу, если не поступлю на бюджет |
Adapt |
Как адаптировать? |
Совместить увлечения: написать программу для музыкантов после обучения |
Modify |
Как модифицировать? |
Выиграть вузовскую олимпиаду, например «Шаг в будущее» |
Рut to Other Uses |
Как применить иначе? |
Запустить приложение до поступления в вуз |
Eliminate |
Как свести действие до минимума? |
Запустить приложение совместными усилиями на хакатоне с однокурсниками |
Rearrange/Reverse |
Как поменять на противоположное, изменить порядок? |
Заниматься с репетитором и участвовать в хакатонах уже сейчас, к поступлению собрать пилотную версию музыкального приложения, чтобы увеличить шансы поступить и получать прибыль от приложения во время учёбы |
Три друга
Подсказываем ребёнку способ решить любую проблему, который прокачает креативность. Для этого учимся обсуждать проблему с позиции мечтателя, реалиста и критика.
Для начала смотрим на ситуацию в образе мечтателя — предлагаем смелые, оптимистичные идеи. Дальше забываем о креативе и продумываем решение с позиции прагматичного реалиста, формулируя чек-лист, как решить задачу.
После этого становимся придирчивым критиком: ищем ошибки в смелых и реалистичных версиях, отсекаем лишнее.
![articlePreviewImage](assets/Articles/article-lessons-main.jpg)
Визуальные метафоры / Метафорические взаимосвязи
Это упражнение пригодится в любом возрасте. Для начала постепенно приучаем ребёнка говорить образно. Для этого сами используем в речи метафоры. Например, пенку в кофе называем облаками в чашке, а пение нелюбимого ребёнком исполнителя с дурным голосом — корябанием по стеклу. Тогда и речь ребёнка станет более образной, а мышление — более креативным. Но это только начало. Дальше переходим на уровень визуальных метафор: связываем мысли и визуальные элементы.
Ирина Степанова, методист школы «ИнтернетУрок»:
«Подростки обожают проводить время в соцсетях. И этот инструмент тоже можно использовать для развития креативности. Если ребёнок ведёт свой аккаунт или паблик, хорошая идея — подкидывать ему неожиданные челленджи. Например, в течение недели каждый день снимаем природу или элементы архитектуры и делаем пост про настроение с такой иллюстрацией».
Метод «шести шляп»
Эта техника особенно полезна в старших классах и во взрослом возрасте. Она не только развивает креативность, но и помогает оценить перспективность идей и выбрать из нескольких вариантов. Метод придумал и обкатал на своих пациентах английский психолог Эдвард де Боно. Его смысл в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Для этого примеряем «шляпы» разных цветов — озвучиваем разные позиции по нашей схеме.
Цвет шляпы |
Значение |
Вопросы себе |
Пример для задачи, как провести выходные |
Синяя |
Управление |
Что уже сделано? Что можно сделать? Какова цель? |
Выполнил почти всю домашку. Свободен вечер субботы и всё воскресенье |
Белая |
Факты |
Какие факты уже известны? |
Вечером в субботу концерт любимой группы и домашние посиделки в честь дня рождения Вики. В воскресенье Жора зовёт в усадьбу Кусково, а Лера покататься на лонге, синоптики обещают солнечную погоду оба дня |
Красная |
Эмоции |
Что я чувствую? Какая эстетика у вариантов мне ближе? |
У Вики будет скучно, а группу я хочу послушать вживую уже дольше года. С Жорой не виделись уже неделю, а ещё у меня болят ноги, лень кататься на доске с Лерой |
Чёрная |
Критическое мышление |
Какие есть риски, препятствия? |
Концерт группы в ночном клубе родителям не понравится. Жора приболел, поездка может сорваться |
Жёлтая |
Оптимистичность |
Какие есть преимущества у вариантов? |
Если придётся идти к Вике, там будут Надя и Вера, приятные девушки, давно их не видел. Если всё же поеду кататься на лонге, может, и спина пройдёт |
Зелёная |
Креатив |
Как нестандартно решить ситуацию, чтобы минимизировать риски? |
В субботу пригласить Вику и всю компанию на концерт группы. Так больше шансов, что родители отпустят. В воскресенье поехать в усадьбу вместе с Лерой и Жорой. Если Жора откажется, возьмём с Лерой лонги в аренду и покатаемся в новом месте |
Причём надевать шляпы можно в разной последовательности, в зависимости от целей креатива. Последовательность примерки шляпки для разных задач:
- Выбрать из вариантов: синяя, белая, зелёная, жёлтая, чёрная, красная, синяя.
- Усовершенствать процесс: синяя, белая, жёлтая, чёрная, зелёная, красная, синяя.
- Решить проблему: синяя, белая, зелёная, красная, жёлтая, чёрная, зелёная, синяя.
- Оценить результаты: синяя, красная, белая, жёлтая, чёрная, зелёная, красная, синяя.
И помним про важный элемент креативности — здоровый дух. Лайфхаки о полезном образе жизни собрали для вас в курсе «Здоровое питание от А до Я».