Назад
views 1 140
calendar 20 июля 2023

Как развить креативность

Как развить креативность
Статья
contents Оглавление
Методики и игры, чтобы прокачать творческие способности и выбраться из рамок шаблонного мышления

Творческие способности — это не дар избранным, как умение лепить скульптуры, играть музыку или писать картины и рассказы. По сути, это навык нестандартного решения задач. Например, если вы придумали, как разместить на кухне посуду, чтобы всё удобно помещалось в шкаф, то можно сказать, что вы применили креативность, то есть творческие способности.

Креативность можно прокачать системными занятиями так же, как тренируют мышцы, память, ловкость и вестибулярный аппарат. В этом обзоре вы найдёте способы развития творческих способностей для разного возраста. Мы собрали их для вас «по нарастающей» — от дошкольников до старших классов. 

Экскурсия по миру фантазий

Этот способ полезен в дошкольном возрасте, когда ребёнка ещё рано загонять за парту учиться читать, писать и считать. В ролевых играх дети создают целый мир со своими правилами, законами, взаимоотношениями, героями, диалогами. Именно это и формирует креативность.

Детский психолог Юлия Гиппенрейтер в «Большой книге общения с ребёнком» пишет: 

«Внутренняя жизнь ребёнка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Один мир вполне реальный: дом, привычные предметы, родители. Другой мир невидим взрослыми — это мир сказок, грёз, собственных образов и историй; в нём живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события». 

То есть задача родителей — понять, принять и поддержать естественное желание ребёнка фантазировать. Если он зовёт пить чай на игрушечной кухне, то соглашаемся и нахваливаем невидимые пирожные. А если рассказывает, что в кране живёт колбасусер, включаемся в игру и просим описать колбасусера.

articlePreviewImage
От стихотворений до игр. Как развить память у ребёнка
Разбираемся, как развивать память у детей разного возраста.

Случайные слова

Эта игра пригодится в начальной и средней школе. Кроме креативности, она поможет развить латеральное мышление — способность думать нестандартно, избегая шаблонов. Когда нас просят что-то придумать, проще выдать знакомое, шаблонное и не напрягаться. Но креативность мы разовьём, только если попробуем выйти из зоны комфорта. Именно поэтому предлагаем устроить мозговой штурм с ребёнком. 

Например, один из методов латерального мышления — случайные слова. Для начала выбираем тему игры, а дальше по очереди с ребёнком называем произвольные слова и пытаемся связывать их по смыслу с темой обсуждения. О вариациях таких игр нам рассказала методист популярной школы.

Ирина Степанова, методист школы «ИнтернетУрок»:

«Креативность хорошо развивает похожая игра “Логический поезд”. Берём два слова и ищем между ними логическую связь. 

Гибкость и неординарность мышления прокачивает и другая устная игра в слова на объяснение через одну и ту же букву. Например, загадываем слово “стол” и объясняем его значение через слова на букву П: “притащили”, “перевернули”, “посуду поставили”, “поели первое”, “поели полезное”, “полакомились пирогом”, “приятно поговорили”. Такая игра развивает не только гибкость мышления, но и словарный запас, неординарные способы выражения мысли».

Фрирайтинг

Эта техника полезна в любом возрасте. Чтобы выйти за рамки ожидаемых простейших решений, освобождаем сознание от шаблонов через фрирайтинг. Так называют свободное письмо: когда мы выплёскиваем из головы мысли. Не анализируем, не критикуем и не редактируем в момент письма, а просто записываем «как есть». Азами этой техники пользовались Николай Васильевич Гоголь и Александр Сергеевич Пушкин. 

Самое сложное во фрирайтинге — начать. Для простоты заранее формулируем тему, а дальше пишем всё, что придёт в голову. Чтобы добавить азарта и облегчить выбор темы, можно фрирайтить вместе с ребёнком: предлагать темы друг другу. Лучше не одну, а несколько на выбор. Для начала хорошо поставить таймер на 7–10 минут. Через 15 минут техника уже не так полезна. 

Большего эффекта получится достигнуть, если выплёскивать мысли из головы в новом формате. Привычный Word или Google Документы полезно сменить на бумагу. Или хотя бы «Заметки» в смартфоне. Если, наоборот, чаще набираете текст как раз в «Заметках», пробуем надиктовать всё, что придёт в голову, через голосовой набор в гаджете.

articlePreviewImage
Чему учить школьника летом и нужно ли
Варианты, чем заняться летом с пользой для мозга и тела.

Скампер

Этот метод в средних и старших классах поможет сгенерировать жизнеспособные креативные идеи. Пригодится он и в более взрослом возрасте. Метод придумал Боб Эберле, а докрутил американский журналист и исследователь творческого процесса Алекс Осборн. Достаточно задать себе вопросы в последовательности ниже. Главное — забываем, что ответили раньше. Так при анализе вы обнаружите нестыковки. После того как заполните все столбцы таблицы, выбирайте необходимые нестандартные идеи без внутренних противоречий. 

articlePreviewImage
В чём польза школьных олимпиад и как к ним подготовиться
Как выжать из школьных олимпиад максимум пользы 

Эта методика эффективна, чтобы проанализировать главные аспекты проблемы, избавиться от лишнего, обнаружить потенциалы для развития и выбрать максимально эффективную последовательность действий, чтобы решить бизнес-задачу.

Вот пример методики скампер для задачи «поступить на технический факультет в МГПУ им. Н. Э. Баумана» для подростка, который сомневается, что ему хватит баллов по ЕГЭ, чтобы пройти конкурс. 

Обозначение

Вопрос

Пример для решения задачи «Хочу поступить на технологический факультет Бауманки, но боюсь, что мне не хватит баллов»

Substitute

Чем можно заменить?

Подать заявку в другие престижные российские вузы, такие как МГУ им. М. В. Ломоносова или МФТИ; менее престижные вузы с сильными преподавателями и программами, международные вузы, например ETH Zurich, Oxford University или Massachusetts Institute of Technology, удалённые онлайн-курсы, которые обещают устроить на стажировку.

Попробовать поступить на другие направления, в которых я силён. Это музыка, поэтому стоит подумать о поступлении в музыкальные вузы, такие как Российская академия музыки имени Гнесиных или МКИМ

Combine 

С чем можно комбинировать?

Занятия с репетиторами по профильным предметам, чтобы сдать ЕГЭ близко к 100 баллам.

Подработка тестировщиком, стажёром в ИТ, музыкантом, чтобы оплатить учёбу, если не поступлю на бюджет  

Adapt 

Как адаптировать?

Совместить увлечения: написать программу для музыкантов после обучения

Modify

Как модифицировать?

Выиграть вузовскую олимпиаду, например «Шаг в будущее»

Рut to Other Uses 

Как применить иначе? 

Запустить приложение до поступления в вуз

Eliminate

Как свести действие до минимума?

Запустить приложение совместными усилиями на хакатоне с однокурсниками

Rearrange/Reverse

Как поменять на противоположное, изменить порядок?

Заниматься с репетитором и участвовать в хакатонах уже сейчас, к поступлению собрать пилотную версию музыкального приложения, чтобы увеличить шансы поступить и получать прибыль от приложения во время учёбы

Три друга

Подсказываем ребёнку способ решить любую проблему, который прокачает креативность. Для этого учимся обсуждать проблему с позиции мечтателя, реалиста и критика.

Для начала смотрим на ситуацию в образе мечтателя — предлагаем смелые, оптимистичные идеи. Дальше забываем о креативе и продумываем решение с позиции прагматичного реалиста, формулируя чек-лист, как решить задачу. 

После этого становимся придирчивым критиком: ищем ошибки в смелых и реалистичных версиях, отсекаем лишнее.

articlePreviewImage
Насколько полезны дополнительные интернет-уроки в обучении
Разбираем особенности онлайн-уроков и курсов.

Визуальные метафоры / Метафорические взаимосвязи

Это упражнение пригодится в любом возрасте. Для начала постепенно приучаем ребёнка говорить образно. Для этого сами используем в речи метафоры. Например, пенку в кофе называем облаками в чашке, а пение нелюбимого ребёнком исполнителя с дурным голосом — корябанием по стеклу. Тогда и речь ребёнка станет более образной, а мышление — более креативным. Но это только начало. Дальше переходим на уровень визуальных метафор: связываем мысли и визуальные элементы. 

Ирина Степанова, методист школы «ИнтернетУрок»:
«Подростки обожают проводить время в соцсетях. И этот инструмент тоже можно использовать для развития креативности. Если ребёнок ведёт свой аккаунт или паблик, хорошая идея — подкидывать ему неожиданные челленджи. Например, в течение недели каждый день снимаем природу или элементы архитектуры и делаем пост про настроение с такой иллюстрацией».

Метод «шести шляп»

Эта техника особенно полезна в старших классах и во взрослом возрасте. Она не только развивает креативность, но и помогает оценить перспективность идей и выбрать из нескольких вариантов. Метод придумал и обкатал на своих пациентах английский психолог Эдвард де Боно. Его смысл в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Для этого примеряем «шляпы» разных цветов — озвучиваем разные позиции по нашей схеме.

Цвет шляпы

Значение

Вопросы себе

Пример для задачи, как провести выходные

Синяя

Управление

Что уже сделано? Что можно сделать? Какова цель?

Выполнил почти всю домашку. Свободен вечер субботы и всё воскресенье

Белая

Факты

Какие факты уже известны?

Вечером в субботу концерт любимой группы и домашние посиделки в честь дня рождения Вики. В воскресенье Жора зовёт в усадьбу Кусково, а Лера покататься на лонге, синоптики обещают солнечную погоду оба дня

Красная

Эмоции

Что я чувствую? Какая эстетика у вариантов мне ближе?

У Вики будет скучно, а группу я хочу послушать вживую уже дольше года. С Жорой не виделись уже неделю, а ещё у меня болят ноги, лень кататься на доске с Лерой

Чёрная 

Критическое мышление

Какие есть риски, препятствия?

Концерт группы в ночном клубе родителям не понравится. Жора приболел, поездка может сорваться

Жёлтая

Оптимистичность

Какие есть преимущества у вариантов?

Если придётся идти к Вике, там будут Надя и Вера, приятные девушки, давно их не видел. Если всё же поеду кататься на лонге, может, и спина пройдёт 

Зелёная 

Креатив

Как нестандартно решить ситуацию, чтобы минимизировать риски?

В субботу пригласить Вику и всю компанию на концерт группы. Так больше шансов, что родители отпустят. В воскресенье поехать в усадьбу вместе с Лерой и Жорой. Если Жора откажется, возьмём с Лерой лонги в аренду и покатаемся в новом месте

 

Причём надевать шляпы можно в разной последовательности, в зависимости от целей креатива. Последовательность примерки шляпки для разных задач:

  • Выбрать из вариантов: синяя, белая, зелёная, жёлтая, чёрная, красная, синяя.
  • Усовершенствать процесс: синяя, белая, жёлтая, чёрная, зелёная, красная, синяя.
  • Решить проблему: синяя, белая, зелёная, красная, жёлтая, чёрная, зелёная, синяя.
  • Оценить результаты: синяя, красная, белая, жёлтая, чёрная, зелёная, красная, синяя.

И помним про важный элемент креативности — здоровый дух. Лайфхаки о полезном образе жизни собрали для вас в курсе «Здоровое питание от А до Я».

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru