Как развить критическое мышление и зачем оно школьнику
Критическое мышление относят к инновационным навыкам XXI века. Четыре таких навыка назвала компания Partnership for 21st Century Learning. В крупном исследовании эта организация выявила умения, которым не обучают в школах и вузах, но которые оценивают работодатели. В результате вместе с креативностью, коммуникацией и командной работой инновационным навыком объявили и критическое мышление. Вместе эти навыки называют 4К.
В этой статье объясняем, зачем критическое мышление школьнику сейчас и в будущем. И главное — делимся приёмами, как развить критическое мышление у ребёнка и помочь применять его не только на тренировках, но и в повседневной жизни.
Что такое критическое мышление
Критическое мышление — это способность человека анализировать информацию и выражать обоснованное сомнение, разделяя факты и мнения, объективное и субъективное, фильтруя правду и ложь. Разберёмся на примерах.
В учёбе
Школьница Даша пишет сочинение по роману «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Чтобы выполнить это задание, Даша разбирает характеры, мотивацию и сильные черты героев, изучает критическую литературу и историю создания романа в разных источниках. То есть при написании сочинения Даша развивает критическое мышление.
На работе
Михаил готовит отчёт по продажам новой модели смартфона. Для этого подсчитывает прибыль, анализирует источники продаж, изучает отзывы покупателей, собирает информацию о продажах у конкурентов, сравнивает все эти показатели с аналогичными у прошлой модели. Критическое мышление помогло Михаилу грамотно проанализировать все эти данные и сделать выводы о результатах продаж.
В семье
Татьяна — домохозяйка и мама. Она всерьёз воспринимает телепередачи об экстрасенсах, читает гороскопы и распространяет в чатах фейки. К счастью, у дочери Татьяны Вики развито критическое мышление. Подросток фильтрует информацию, которую ей отправляет мама, и не поддаётся панике из-за очередного фейка. И помогает маме разобраться в потоках информации.
Зачем нужно критическое мышление
Критическое мышление помогает ориентироваться в лавинах информации, доверять достоверным источникам, формировать зрелый и объективный взгляд на мир и события в нём.
Преимущества, которые можно получить с помощью критического мышления:
-
эффективно учиться новому;
-
быстро и качественно анализировать большие объёмы сложной информации;
-
выявлять источники, достойные доверия;
-
отсеивать фейки;
-
находить нестандартные выходы из трудных ситуаций;
-
анализировать события с разных точек зрения, мыслить объёмно;
-
понимать точку зрения окружающих людей — даже тех, с кем не согласны;
-
действовать самостоятельно и разумно.
Как научить ребёнка применять критическое мышление
До старта тренировок критического мышления полезно объяснить ребёнку, зачем нужен этот навык. А дальше показывать не столько упражнения, сколько приёмы критического восприятия информации. Такой подход поможет школьнику применять критическое мышление не только в игре, но и в реальной жизни.
Включаем любознательность
Критическое мышление начинается с точных и свежих знаний об окружающем мире. Полезно приучить ребёнка ежедневно изучать достоверную информацию. Это могут быть новости из надёжных источников, видеоуроки или книги об истории, строении Вселенной, философии. Например, подойдут книги «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари, «Краткая история времени» Стивена Хокинга, «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда.
Учим сомневаться
Дальше стоит научить ребёнка не верить всему прочитанному, а задаваться вопросом: а правда ли это? Объясняем, что удивление — это первый звоночек, чтобы задуматься. Если что-то кажется подозрительным, то, может, и не кажется. Стоит это перепроверить. Особенно перед тем как делать репост или устно пересказывать друзьям.
Важно! Объясняем ребёнку, что не призываем его превращаться в душного скептика. Однако из-за переизбытка информации сейчас особенно полезно проверять правдоподобность и достоверность фактов.
Рассказываем про популярные фейки
Ребёнку будет проще усвоить необходимость проверять факты, если он узнает о фейках, в которые дружно поверил весь интернет. Для создания таких фейков часто используют кадры из фильмов и фотошоп, а теперь и изображения, сгенерированные нейросетями. Например, широко разошлось фото с подписью, что якобы с первых показов фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда» люди разбегались в испуге, хотя на самом деле такого не было.
Учим находить первоисточник
Показательно разоблачить массовые фейки можно и на примере расхожих цитат. Например, многие паблики с цитатами приписывают фразу «Глаза — зеркало души» Л. Н. Толстому. А на самом деле писатель так не говорил. Цитата — популярная латинская поговорка: Vultus est index animi. После подобных примеров объясняем ребёнку, что важно проверять первоисточники и отличать факты от мнений.
Тренируемся отличать правду от фейков
Практиковаться отличать правду ото лжи удобно на развлекательно-познавательных постах из соцсетей с кликбейтными «фактами». Берём сомнительный пост и спрашиваем, верит ли ему ребёнок. Например: «Как думаешь, действительно ли кит на картинке может быть размером с мост? Или это фотошоп?» или «А точно ли площадь ЖКТ человека составляет 250 м2 и практически равна теннисному корту?» После того как школьник ответит, вместе проверяем информацию. Важно привлекать к информационному расследованию и ребёнка: чтобы он находил подтверждения и опровержения и анализировал, насколько достоверный источник.
Пользуясь этими простыми техниками каждый день, ваш ребёнок постепенно научится мыслить критически. Это поможет ему не только в учёбе, общении и интернет-сёрфинге, но и при трудоустройстве в будущем.