Какие навыки важно развить у ребёнка до школы
Расскажем, какие навыки важнее всего для дошкольника и чему действительно нужно учиться до 1-го класса. Эти способности мы составили на основе Приказа Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», а также на основе практики онлайн-школы «ИнтернетУрок».
Психологическая готовность
Позитивный настрой ребёнка и интерес к новому жизненному этапу — почти самое главное перед школой. Причём подготовиться важно и родителям. Страхи, волнения и предубеждения взрослых ребёнок может почувствовать и перенять.
Опасна и другая крайность. Не стоит формировать сказочно-восторженный образ школы, чтобы избежать разочарований. Полезнее поделиться приятными воспоминаниями, рассказать о плюсах и интересных вызовах школьной жизни, а также подключать к этим рассказам родственников и друзей.
Усидчивость
В школе ребёнку предстоит сидеть на одном месте несколько уроков по 45 минут без перерыва (в 1-м классе чуть меньше: 35 и 40 минут в 1-м и 2-м полугодиях соответственно). Это может быть трудно для неподготовленного ребёнка. Именно поэтому важно научить дошкольника фокусироваться, слушать и слушаться учителя.
Хорошая подготовка в этом смысле — познавательные секции и кружки (речь не о подвижных видах спорта, это отдельно), детский сад, подготовительные занятия, в том числе дома с родителями или онлайн. Дошкольнику пригодится хотя бы минимальный опыт обучения в группе, а также общения со старшими взрослыми — в частности, с преподавателями.
Коммуникации
В общении ребёнку важно развивать два направления: с ровесниками и со старшими. Со сверстниками — уметь подружиться, помириться, договориться, постоять за себя. Со старшими — слушаться, не грубить и вместе с тем доносить свою мысль и выстраивать границы.
Опыт общения приобретается автоматически — главное, чтобы дошкольник не сидел дома с родителями и бабушками/дедушками, а постоянно приобретал новые знакомства. Полезно чаще ходить в гости, поощрять знакомства с детьми, создавать разнообразное окружение для ребёнка, а также развивать основу успешных коммуникаций — эмоциональный интеллект.
Речь
Речевое развитие дошкольника не только про умение выражать вслух свои мысли. Первокласснику нужен активный словарь из нескольких тысяч слов, способность грамотно и связно излагать мысли на родном языке. Важно, чтобы ребёнок мог пересказать своими словами услышанное или прочитанное, выразительно рассказать хотя бы несколько стихотворений. Необходимо также, чтобы будущий первоклассник мог составить рассказ по картинкам, а это требует подключения уже и творческого мышления.
Развитию речевых навыков способствует активное использование речи, но не только. Полезно читать книги вслух по очереди и обязательно их обсуждать, придумывать рассказы по картинкам, играть в слова и другие «устные» игры.
Самостоятельность и самообслуживание
Значительную часть дня школьник проводит не дома и вне досягаемости родителей. Это значит, что стоит обучить его полному комплекту навыков заботы о себе: самостоятельно есть, переодеваться (для физкультуры, например), завязывать шнурки на обуви, держать свои вещи при себе. Кто-то из одноклассников по ошибке может забрать чужую вещь — в этом случае хоть немного, но все же помогают именные бирки и наклейки.
Счёт и логика
В целом математические способности должны основываться не столько на знании, сколько на логическом мышлении. Если ребёнок выучил таблицу умножения, счёт до 1000 и занимается ментальной арифметикой, перемножная трёхзначные числа, это ещё не залог успеха.
Зазубривание информации помогает некоторым отличникам усваивать огромные объёмы знаний, но это лишено смысла без способностей к анализу и выявления причинно-следственных связей. Куда полезнее такие логические приёмы, как анализирование ситуации, прогнозирование последствий на основе опыта, классификация и обобщение, — и они уже доступны ребёнку 6–7 лет.
Да и самый простой подсчёт количества предметов — это не просто загибание пальчиков: один, два, три, четыре. Допустим, на столе лежат 5 яблок. Их полезно уметь считать не по одному, но и визуально определяя размер группы предметов. А ещё важно уметь сравнивать характеристики предметов: больше/меньше, выше/ниже.
Чтение
Обучение чтению начинается в раннем дошкольном возрасте со знакомства даже не с буквами (вопреки заблуждению многих взрослых), а со звуками. Затем уже можно изучать буквы, причём каждую по отдельности, а не алфавит целиком. После этого — знакомиться со слогами. Чтение лучше начинать с коротких слов по 3–4 буквы, постепенно вводя более сложные слова, предложения и замысловатые сюжеты.
Даже если вы всё делали с точностью до наоборот, но ребёнок всё равно научился и даже полюбил читать — здорово, в конце концов, здесь важен результат. А если вы только приступаете к занятиям, вам пригодится наша статья:
Письмо
В 1-м классе много внимания уделяется прописям. Но и до школы полезно позаниматься письмом. Часто родителей беспокоит вопрос, как поставить правильно руку для письма в домашних условиях. На этот случай продаётся тренажёр для постановки руки — насадка на ручку.
Как видите, среди самых важных навыков первоклассника далеко не первое место занимают чтение, письмо и счёт, ведь им посвящена программа первого класса. На первый план выходят когнитивные способности и гибкие навыки. Так или иначе, комплексная подготовка к школе закроет все потребности будущего первоклассника, ведь благодаря этому он обретёт уверенность в своих силах и готовность к новым знаниям.