Нужны ли детям курсы подготовки к школе?
В этой статье найдёте аргументы сторонников и противников подготовки к школе. А ещё ответы на 5 вопросов, которые помогают глубже понять неочевидные стороны занятий для дошкольников.
Аргументы «против»
Начнём с критического взгляда на курсы для дошкольников.
-
Курсы — удовольствие не из дешёвых. Предложений по цене до 2000 рублей за месяц занятий нет даже в посёлках. В крупных городах за эти деньги можно найти разве что качественное разовое занятие
-
Очные занятия нередко начинаются в 17:00–18:00, после садика, и длятся примерно 3 часа. На некоторых задают домашнее задание.
-
Дошкольники на курсах начинают изучать программу первого класса в упрощённой форме. В школе они второй раз проходят похожие темы. Из-за этого можно потерять интерес к учёбе или переоценить свои способности.
-
Не все программы подготовки подходят дошкольникам. Если курсы организованы как учёба, а не в игровом формате, то ребёнку 5–6 лет может быть тяжело освоить материал.
Аргументы «за»
С противниками подготовки к школе категорически не согласны её сторонники.
-
Большинство детей приходят в школу, хотя бы немного умея читать, писать и считать. Неподготовленные ученики как минимум первое время будут не дотягивать до их уровня.
-
Родителям сложно готовить ребёнка к школе самим. Есть риск научить его неправильно. Методики обучения счёту и написанию букв уже не те, что были даже 20 лет назад. Школьным учителям придётся долго и болезненно переучивать первоклассника. Быстрее и проще сразу научить правильно. На хороших курсах ребёнка научат так, как требует школа.
-
Без подготовки уровень знаний и умений ребёнка, скорее всего, будет ниже, чем у одноклассников. Из-за этого может снизиться самооценка и не сформируется мотивация к учёбе.
-
Курсы — это «мостик» между детским садом и школой. Подготовительные занятия помогают преодолеть кризис перехода к новой социальной роли ученика. Ребёнку будет легче даваться адаптация к школе.
И другие значимые факты о подготовке к школе
Мы обсудили распространённые аргументы «за» и «против». А теперь рассмотрим вопрос немного глубже.
Какие навыки нужны в первом классе
Школа научит ребёнка читать и писать, даже если он этого не умеет. Проблема в том, что программа обычных школ ускоренная. В середине учебного года первоклассники уже читают. За четыре месяца научиться этому с нуля, параллельно со счётом, социализацией и адаптацией к новому коллективу, непросто.
Что делать родителям?
Вдумчиво оценить умения дошкольника. Он, конечно, не должен уметь бегло читать и решать задачи в два действия. Однако полезно знать буквы, считать в пределах 10. Если он вообще не умеет читать, писать и считать в 6 лет, то курсы, скорее всего, нужны.
Как проходит адаптация
Первоклассник попадает в новую среду: без любимых игрушек, родных и воспитателей. В обычной школе вместо всего этого дисциплина, учителя и новые дети. От первоклассника требуют быть самостоятельным, собранным, не баловаться. Всё это тяжело для ребёнка. Это переломный момент, который выливается в кризис. Адаптация к школе может растянуться на полгода. В это время ребёнок бывает капризным, конфликтным, может отвергать дисциплину и уроки, плакать, обижаться и спать больше обычного. Это нормальный процесс, и школа его учитывает.
Как школы смягчают адаптацию:
-
в первой четверти первого класса всего три урока в день в очных школах, а в онлайн-школе «ИнтернетУрок» одно занятие по каждому предмету в неделю;
-
во второй четверти уроки добавляются, но их всё равно не может быть больше четырёх;
-
во время урока учитель может делать перерывы на пальчиковую, зрительную гимнастику, просто двигательную активность, чтобы дети сняли напряжение;
-
домашнее задание в первом классе необязательное;
-
оценки в первом классе не ставят.
Что делать родителям?
Первокласснику будет проще, если до школы развивать у него внимание, концентрацию, саморегуляцию, способность сидеть на одном месте 40 минут. А ещё научить его выполнять указания учителя, знакомиться с другими детьми, обращаться к взрослым с просьбами. В этом могут помочь родители или курсы.
Заменит ли детский сад курсы подготовки
День в садике состоит из гимнастики, музыкальных, спортивных, интеллектуальных и творческих занятий, чтения книг совместно с воспитателем, индивидуальной игры, кружков. Дети лепят, рисуют, изучают буквы и счёт, пишут простые элементы по клеткам. Также с ними занимаются логопед и психолог.
Воспитатели вместе с родителями могут выбрать учебное пособие и заниматься по нему. Но должны быть согласны все, поскольку покупать его придётся за счёт родителей.
Качественной подготовки в садике может хватить, чтобы создать базу для первого класса. Если воспитатель ответственно относится к занятиям с детьми, то курсы не нужны.
Что делать родителям?
Вдумчиво выбрать воспитателя или курсы. Не только из тех, что находятся рядом с домом. Бывает, поблизости нет детского сада с сильными воспитателями, а далеко возить ребёнка нет возможности. Тогда решением могут стать качественные онлайн-курсы подготовки.
Чему учат на курсах подготовки к школе?
Курсы бывают разные:
-
очные при школе;
-
курсы в развивающих детских центрах;
-
индивидуальные занятия с репетиторами;
-
онлайн-курсы.
Качество и программы этих курсов тоже разные. Но есть общие признаки.
Очные подготовительные курсы акцентируют внимание на том, что там не учат детей читать и писать, а готовят к будущей учёбе: развивают логику, внимание, концентрацию, готовят руку к письму.
В развивающих детских центрах есть разные программы. Часто они глубже, чем в школе. Детей целенаправленно учат читать, писать и считать, даже задают объёмное домашнее задание. Есть и другие направления подготовки: с логопедом, психологом, нейропсихологом.
С репетитором можно договориться о любой индивидуальной программе с учётом особенностей ребёнка. Только важно помнить, выбирая частника, что это будет «кот в мешке». Диплом может оказаться фальшивым, опыт работы с детьми — преувеличенным, а отзывы — накрученными.
Надёжнее выбирать репетиторов при онлайн-школах с именем. Как правило, там дорожат своей репутацией, тщательно проверяют опыт и образование педагогов, в том числе с помощью службы безопасности.
Онлайн-курсы хороши и тем, что можно подобрать программу под собственный запрос. Например, на курсах подготовки в онлайн-школе «ИнтернетУрок» можно научиться чтению, письму, счёту; развить эмоциональный интеллект и другие soft skills, которые помогут социализироваться и адаптироваться в школе; подготовиться к детским олимпиадам; позаниматься с логопедом. Школе «ИнтернетУрок» больше 10 лет, с дошкольниками занимаются только проверенные педагоги.
Что делать родителям?
-
Изучить программу курсов: чему будут учить, как долго, по каким учебным материалам, какова цель обучения, какой результат вы получите.
-
Проконсультироваться с педагогами, психологами, нейропсихологами насчёт готовности ребёнка к занятиям.
-
Не перегружать дошкольника. Если вы видите, что он устаёт, не справляется, ему не нравится учитель или сами занятия, то следует скорректировать программу подготовки.
-
Познакомиться с учителем, чтобы понять, какие у него методики преподавания и воспитания. Педагог не должен быть излишне строгим, поскольку важно поддерживать у ребёнка интерес к учёбе.
-
Не ругать за неудачи. Низкие результаты могут быть связаны не с ленью, а с неготовностью ребёнка учиться. Чрезмерное давление может разрушить его мотивацию.
Чему научить дошкольника
Готовность ребёнка к школе определяется не только умением читать, писать и считать. Подробнее о неочевидных навыках мы рассказали в отдельной статье.
Таким образом, ребёнку скорее нужны курсы подготовки к школе. Причём каждому свои. Кому-то подойдут занятия с педагогом по математике, языкам, чтению, окружающему миру. Кому-то — с нейропсихологом или логопедом. Всё это поможет быстрее и мягче пройти период адаптации. Главное — выбирать неутомительные занятия с игровым уклоном, чтобы учёба вызывала интерес и приятные ассоциации, а не вымотала ещё до первого класса.
Реклама ООО «Интерда», ИНН 7715706679 erid: LjN8K7mW9