Назад
views 608
calendar 18 марта 2024

Математика для дошкольников в пяти подсказках

Математика для дошкольников в пяти подсказках
Статья
contents Оглавление
Полезные приёмы для будущих математиков 

Математика — это не только школьный предмет, но и важный навык, который может пригодиться в жизни. Развитие математических навыков у дошкольника позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе и лучше понимать окружающий мир. В этой статье вы узнаете способы развить у ребёнка математические навыки. 

Учим ребёнка считать в формате игры

Невозможно освоить математику без знания цифр и счёта. Однако счёт — это не заучивание стихотворения, и зубрёжка здесь не поможет. Повторение чисел без понимания их значения не приведёт к полноценному пониманию математики. Важно, чтобы за каждой цифрой стояло конкретное количество предметов. 

То есть после изучения цифр полезно предлагать ребёнку считать всё вокруг: от игрушек, конфет, пальчиков на руках и ногах до людей на улице, банкнот в бумажнике и ступенек на лестнице. Если у ребёнка получается и ему нравится считать, при походе в магазин можно предложить ему посчитать примерную стоимость покупки. Всё это способствует пониманию основ числового ряда и развитию навыков счёта в игровой форме. А кроме того, показывает, как счёт применим в реальной жизни. 

Дети учатся лучше и эффективнее, когда им интересно и они мотивированы. Поэтому рекомендуем создать атмосферу игры. Например, подойдут умное лото «Учимся считать», книга с крутящимися элементами «Счёт до 10» или парные пазлы «Счёт». Но это всего лишь возможные варианты, универсального решения нет. Необходимо пробовать и выбирать игры, которые нравятся ребёнку. 

Объясняем, что такое объём и вес, на примере продуктов 

Математику увлекательно изучать и при выполнении бытовых задач. Например, приготовление пищи может стать наглядным способом познакомить детей с понятиями объёма и веса. Допустим, на примере молока и воды можно показать, как выглядит литр, а на примере муки и овощей — килограмм.

articlePreviewImage
Полезные рецепты десертов, которые интересно готовить с ребёнком
Блюда, которые ребёнку понравится не только есть, но и готовить вместе с родителями

Учим планировать время

Также математика может помочь при планировании времени. Ребёнок, который умеет считывать и понимать время, может лучше планировать свой день и выполнять задания вовремя. Для начала стоит научить ребёнка определять время: по электронным, а затем и по механическим часам. Следующий этап — учим составлять планы и пытаться им следовать. 

Развиваем пространственное мышление 

Математика — это не только про счёт и цифры. Она помогает развивать пространственное мышление. Например, игры с геометрическими фигурами или пазлами способствуют формированию представлений о форме и размере объектов. 

Также полезно показать формы на предметах вокруг. Конечно, не стоит заходить в дебри стереометрии, говорить с ребёнком о параллелепипедах или отличиях шара, сферы, дуги и полудуги. Для начала достаточно дать ему представление о самых элементарных формах: круге, квадрате, треугольнике. Это поможет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и решать задачи на соответствие.

Примеры, как просто показать ребёнку формы на бытовых примерах:

  • Круг: сковорода, хулахуп, мяч, блин, колесо, круговое движение на дороге.

  • Прямоугольник: смартфон, планшет, экран компьютера, блокнот, столешница, клавиатура.  

  • Квадрат: тост, клетки шахматной доски, игровой кубик, кнопки компьютерной клавиатуры, кубики пресса :-) 

  • Треугольник: половина тоста, форма шляпы волшебника, крыши деревенских домов, плечики для одежды, музыкальный инструмент.   

articlePreviewImage
7 способов научить ребёнка считать играючи
Подсказки для родителей дошкольников

Включаем логическое мышление

Одно из преимуществ изучения математики — развитие логического мышления. Ребёнок, который умеет считать, сравнивать числа и решать простые задачи, легче усваивает новую информацию и может быстрее находить правильные ответы на вопросы.

Например, для развития логического мышления подойдёт методика ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которую придумал советский учёный и писатель-фантаст Генрихо Альтшуллер. До школы точно не рекомендуем брать задачи, где необходимо что-то посчитать или знать сложные теоремы. Полезнее попробовать ТРИЗ-тренировку и простейшие задачи для дошкольников. Так ребёнок научится строить причинно-следственные связи и начнёт разбираться в свойствах предметов.

Примеры игр для дошкольников, которые развивают логическое мышление по методике ТРИЗ

Название

Цель

Механика

Пример

«Что умеет?»

Учит выявлять функции предметов

Родитель называет объект. Ребёнок отвечает, что тот умеет делать

Родитель: «Что умеет делать смартфон?»
Ребёнок: «На нём можно играть. По нему можно писать сообщения, звонить,
Родитель: «А ещё?»

Ребёнок: «Можно понять, где ты находишься, по карте. А ещё можно заказывать всякие вкусняшки и одежду, как ты делаешь» 

«Раньше/
позже?»

Учит составлять логическую цепочку действий

Родитель называет событие, а ребёнок говорит, что было до него и что будет после

Родитель: «Сегодня мы встретились с Лизой. А что было до этого?»

Ребёнок: «Я написал Лизе, она согласилась. А потом попросил маму позвонить тебе и пригласить на прогулку».

Родитель: «Прекрасно. А что будет позже?»

Ребёнок: «Я узнаю, как у неё дела. И давай уже теперь ты пригласишь их с мамой на прогулку с нами?»

«Где живёт?»

Учит выявлять надсистемные связи, развивает мышление

Родитель называет объект из окружающего мира, а ребёнок рассказывает, где он живёт. Дальше можно поменяться ролями

Родитель: «Где живёт зайчик?»

Ребёнок: «В лесу. Кажется, мы и в зоопарке его ещё видели».

Родитель: «Правильно. Только это был не зоопарк, а городская ферма. А где ещё?»

Ребёнок: «Не знаю».

Родитель (рисует зайчика): «Где живёт этот зайчик?»

Ребёнок: «На рисунке!»

Родитель: «Молодец, правильно! А где ещё он может жить? Помнишь, мы смотрели с тобой что-то про Сумасшедшего Мартовского Зайца. Где он жил?»

Ребёнок: «В сказке! Я понял! Заяц живёт ещё в мультиках, книгах и фильмах» 

 

Эти игры помогают включить логическое мышление. А дальше можно переходить к изобретательским задачам. Их можно найти в сети по запросу «ТРИЗ для дошкольников». Или в книгах, например «По ступенькам ТРИЗ. Нулевая ступень». Вот пример такой задачи от преподавателя-методиста ТРИЗ Екатерины Пчёлкиной:

«В сказке “Морозко” злая мачеха-лентяйка приказала старику увезти Настеньку в лес и оставить там на съедение волкам. Долго горевал старик, но в итоге отвёл свою дочь в лес и оставил там под большой елью. Хорошо, что Настеньку нашёл Морозко. Если бы он не встретил Настеньку, то девочка могла бы навсегда замёрзнуть.

Вопрос: что мог сделать старик, чтобы и жене угодить, и не отвозить дочку в лес? А может быть, он мог что-то придумать, чтобы мачеха сама изменила решение?»

Подумаем немного сами. Подсказка: мачеха очень ленива — это ключевое условие задачи. Если всё равно сложно, вот три возможных решения.

А. Старику стоит сказать мачехе, что, когда он отвезёт Настеньку в лес, всю работу в доме придётся выполнять ей самой или Марфушке. Мачеха больше всего ненавидит трудиться и очень любит свою дочь, поэтому ужаснётся такой перспективе и сама откажется от своего требования. Это лучшее решение. 

Б. Старик может сделать вид, что увёз Настеньку в лес, а сам спрячет её в хлеву или на чердаке. Мачеха увидит, что работать стало некому, и сама прикажет вернуть Настеньку. Эта идея плоха тем, что зимой подсобные помещения не отапливаются и Настенька может там замёрзнуть.

В. Старик может на время отвезти Настеньку к соседям и договориться с ними, что в уплату за пребывание она будет помогать им по дому. Но эта идея тоже не безупречна: соседи могут проболтаться мачехе.

Каждый ребёнок уникален и может нуждаться в индивидуальном подходе к обучению. И здесь идеально подойдут онлайн-занятия с педагогом. Например, на курсе подготовки к школе ИнтернетУрока и монозанятиях по математике ребёнок осваивает математику с основ. В том числе изучает счёт от 0 до 20 и состав числа, решает задачи и примеры, связанные с числовой прямой, развивает логическое мышление. И тут же применяет изученный материал на практике. То есть ребёнок наглядно видит, как работают полученные знания. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru