Математика для дошкольников в пяти подсказках
Математика — это не только школьный предмет, но и важный навык, который может пригодиться в жизни. Развитие математических навыков у дошкольника позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе и лучше понимать окружающий мир. В этой статье вы узнаете способы развить у ребёнка математические навыки.
Учим ребёнка считать в формате игры
Невозможно освоить математику без знания цифр и счёта. Однако счёт — это не заучивание стихотворения, и зубрёжка здесь не поможет. Повторение чисел без понимания их значения не приведёт к полноценному пониманию математики. Важно, чтобы за каждой цифрой стояло конкретное количество предметов.
То есть после изучения цифр полезно предлагать ребёнку считать всё вокруг: от игрушек, конфет, пальчиков на руках и ногах до людей на улице, банкнот в бумажнике и ступенек на лестнице. Если у ребёнка получается и ему нравится считать, при походе в магазин можно предложить ему посчитать примерную стоимость покупки. Всё это способствует пониманию основ числового ряда и развитию навыков счёта в игровой форме. А кроме того, показывает, как счёт применим в реальной жизни.
Дети учатся лучше и эффективнее, когда им интересно и они мотивированы. Поэтому рекомендуем создать атмосферу игры. Например, подойдут умное лото «Учимся считать», книга с крутящимися элементами «Счёт до 10» или парные пазлы «Счёт». Но это всего лишь возможные варианты, универсального решения нет. Необходимо пробовать и выбирать игры, которые нравятся ребёнку.
Объясняем, что такое объём и вес, на примере продуктов
Математику увлекательно изучать и при выполнении бытовых задач. Например, приготовление пищи может стать наглядным способом познакомить детей с понятиями объёма и веса. Допустим, на примере молока и воды можно показать, как выглядит литр, а на примере муки и овощей — килограмм.
Учим планировать время
Также математика может помочь при планировании времени. Ребёнок, который умеет считывать и понимать время, может лучше планировать свой день и выполнять задания вовремя. Для начала стоит научить ребёнка определять время: по электронным, а затем и по механическим часам. Следующий этап — учим составлять планы и пытаться им следовать.
Развиваем пространственное мышление
Математика — это не только про счёт и цифры. Она помогает развивать пространственное мышление. Например, игры с геометрическими фигурами или пазлами способствуют формированию представлений о форме и размере объектов.
Также полезно показать формы на предметах вокруг. Конечно, не стоит заходить в дебри стереометрии, говорить с ребёнком о параллелепипедах или отличиях шара, сферы, дуги и полудуги. Для начала достаточно дать ему представление о самых элементарных формах: круге, квадрате, треугольнике. Это поможет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и решать задачи на соответствие.
Примеры, как просто показать ребёнку формы на бытовых примерах:
-
Круг: сковорода, хулахуп, мяч, блин, колесо, круговое движение на дороге.
-
Прямоугольник: смартфон, планшет, экран компьютера, блокнот, столешница, клавиатура.
-
Квадрат: тост, клетки шахматной доски, игровой кубик, кнопки компьютерной клавиатуры, кубики пресса :-)
-
Треугольник: половина тоста, форма шляпы волшебника, крыши деревенских домов, плечики для одежды, музыкальный инструмент.
Включаем логическое мышление
Одно из преимуществ изучения математики — развитие логического мышления. Ребёнок, который умеет считать, сравнивать числа и решать простые задачи, легче усваивает новую информацию и может быстрее находить правильные ответы на вопросы.
Например, для развития логического мышления подойдёт методика ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которую придумал советский учёный и писатель-фантаст Генрихо Альтшуллер. До школы точно не рекомендуем брать задачи, где необходимо что-то посчитать или знать сложные теоремы. Полезнее попробовать ТРИЗ-тренировку и простейшие задачи для дошкольников. Так ребёнок научится строить причинно-следственные связи и начнёт разбираться в свойствах предметов.
Примеры игр для дошкольников, которые развивают логическое мышление по методике ТРИЗ
Название |
Цель |
Механика |
Пример |
«Что умеет?» |
Учит выявлять функции предметов |
Родитель называет объект. Ребёнок отвечает, что тот умеет делать |
Родитель: «Что умеет делать смартфон?» Ребёнок: «Можно понять, где ты находишься, по карте. А ещё можно заказывать всякие вкусняшки и одежду, как ты делаешь» |
«Раньше/ |
Учит составлять логическую цепочку действий |
Родитель называет событие, а ребёнок говорит, что было до него и что будет после |
Родитель: «Сегодня мы встретились с Лизой. А что было до этого?» Ребёнок: «Я написал Лизе, она согласилась. А потом попросил маму позвонить тебе и пригласить на прогулку». Родитель: «Прекрасно. А что будет позже?» Ребёнок: «Я узнаю, как у неё дела. И давай уже теперь ты пригласишь их с мамой на прогулку с нами?» |
«Где живёт?» |
Учит выявлять надсистемные связи, развивает мышление |
Родитель называет объект из окружающего мира, а ребёнок рассказывает, где он живёт. Дальше можно поменяться ролями |
Родитель: «Где живёт зайчик?» Ребёнок: «В лесу. Кажется, мы и в зоопарке его ещё видели». Родитель: «Правильно. Только это был не зоопарк, а городская ферма. А где ещё?» Ребёнок: «Не знаю». Родитель (рисует зайчика): «Где живёт этот зайчик?» Ребёнок: «На рисунке!» Родитель: «Молодец, правильно! А где ещё он может жить? Помнишь, мы смотрели с тобой что-то про Сумасшедшего Мартовского Зайца. Где он жил?» Ребёнок: «В сказке! Я понял! Заяц живёт ещё в мультиках, книгах и фильмах» |
Эти игры помогают включить логическое мышление. А дальше можно переходить к изобретательским задачам. Их можно найти в сети по запросу «ТРИЗ для дошкольников». Или в книгах, например «По ступенькам ТРИЗ. Нулевая ступень». Вот пример такой задачи от преподавателя-методиста ТРИЗ Екатерины Пчёлкиной:
«В сказке “Морозко” злая мачеха-лентяйка приказала старику увезти Настеньку в лес и оставить там на съедение волкам. Долго горевал старик, но в итоге отвёл свою дочь в лес и оставил там под большой елью. Хорошо, что Настеньку нашёл Морозко. Если бы он не встретил Настеньку, то девочка могла бы навсегда замёрзнуть.
Вопрос: что мог сделать старик, чтобы и жене угодить, и не отвозить дочку в лес? А может быть, он мог что-то придумать, чтобы мачеха сама изменила решение?»
Подумаем немного сами. Подсказка: мачеха очень ленива — это ключевое условие задачи. Если всё равно сложно, вот три возможных решения.
А. Старику стоит сказать мачехе, что, когда он отвезёт Настеньку в лес, всю работу в доме придётся выполнять ей самой или Марфушке. Мачеха больше всего ненавидит трудиться и очень любит свою дочь, поэтому ужаснётся такой перспективе и сама откажется от своего требования. Это лучшее решение.
Б. Старик может сделать вид, что увёз Настеньку в лес, а сам спрячет её в хлеву или на чердаке. Мачеха увидит, что работать стало некому, и сама прикажет вернуть Настеньку. Эта идея плоха тем, что зимой подсобные помещения не отапливаются и Настенька может там замёрзнуть.
В. Старик может на время отвезти Настеньку к соседям и договориться с ними, что в уплату за пребывание она будет помогать им по дому. Но эта идея тоже не безупречна: соседи могут проболтаться мачехе.
Каждый ребёнок уникален и может нуждаться в индивидуальном подходе к обучению. И здесь идеально подойдут онлайн-занятия с педагогом. Например, на курсе подготовки к школе ИнтернетУрока и монозанятиях по математике ребёнок осваивает математику с основ. В том числе изучает счёт от 0 до 20 и состав числа, решает задачи и примеры, связанные с числовой прямой, развивает логическое мышление. И тут же применяет изученный материал на практике. То есть ребёнок наглядно видит, как работают полученные знания.