Можно ли не водить ребёнка в детский сад
Детские сады созданы, чтобы родители могли работать или заниматься другими важными делами, пока за детьми присматривают воспитатели. Но что, если у кого-то из родителей нет острой необходимости выходить на работу или внуком готова заниматься бабушка? В этой статье объясняем, можно ли не отдавать ребёнка в детский сад.
Можно ли не водить ребёнка в детский сад с точки зрения закона
В отличие от школьного, дошкольное образование у нас в стране необязательное, согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373.
То есть никаких санкций за непосещение детского сада не будет:
-
родителей ребёнка, который не ходит в детский сад, не накажут;
-
школа не может отказать в приёме в первый класс тем, кто не ходил в садик.
Если не хотите, чтобы ребёнок посещал детский сад, то можно заниматься с ним дома. Это разновидность семейного обучения.
Можно зачислить ребёнка в детский сад, но водить его туда время от времени. Этот вариант возможен и законом не возбраняется. Родительскую плату за пропущенные дни не начисляют. Даже если ребёнок появляется в садике один раз в год, чтобы получить новогодний подарок, его не отчислят.
Но не всё так просто:
-
Воспитатели не любят, когда дети посещают садик от случая к случаю, потому что воспитанники регулярно готовятся к утренникам, спектаклям, занимаются подготовкой к школе. Когда ребёнок пропускает занятия, он может чувствовать дискомфорт, потому что не понимает, кто и что делает, что требуют от него.
-
Ребёнку будет психологически некомфортно, когда он приходит в уже сформировавшийся коллектив, где есть группки друзей, свои правила, а он как будто чужой. К тому же резкая смена обстановки, отсутствие постоянства выбивают почву из-под ног. Ребёнок становится нервным, капризным.
Стоит определиться: водите ли вы ребёнка в сад регулярно или не водите вообще, — чтобы у него была стабильность.
Что даёт ребёнку детский сад
Каждый детский сад разрабатывает свою учебную программу. Но нельзя взять и придумать что-то кардинально новое. Учебные программы должны соответствовать государственным образовательным стандартам.
Программы детских садов можно изучить на их сайтах. Так вы выясните, какие цели и задачи ставят перед собой педагоги, чему будут учить вашего ребёнка и как.
Приведём пример из пояснительной записки примерной программы дошкольного образовательного учреждения:
«Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности».
В этой программе видим, какие целевые ориентиры ставят педагоги, работая с детьми.
Что необходимо уметь семилетним детям, посещавшим детсад:
- обладать развитой мелкой и крупной моторикой;
- быть самостоятельными и инициативными в игре, общении и другой детской активности;
- применять воображение, в том числе в игре;
- выражать мысли, чувства, желания с помощью устной речи;
- контролировать свои движения, положение тела, быть физически выносливыми;
- соблюдать социальные нормы поведения, сдерживать эмоциональные порывы с помощью волевых усилий;
- проявлять любознательность: задавать вопросы, придумывать объяснения, наблюдать, экспериментировать;
- обслуживать себя самостоятельно, соблюдать личную гигиену;
- знать об опасном и безопасном поведении.
Все перечисленные качества семилетнего ребёнка важны для успешной учёбы в школе. Это составляющие психологической, физической и интеллектуальной готовности к школе.
Проще говоря, детские сады постепенно воспитывают, развивают, обучают ребёнка так, чтобы подготовить его к школе.
Основные направления подготовки в детском саду:
- Физкультурно-оздоровительные занятия: гимнастика, физкультура, ритмика, прогулки, бассейн, спортивные мероприятия. Иногда встречается закаливание, фитобар, иммуноподдерживающие процедуры.
- Интеллектуальные занятия: дети читают с воспитателем книги, изучают окружающий мир, знакомятся с буквами, цифрами, развивают речь через общение.
- Социализация: совместные игры в группе, взаимодействие с педагогическим коллективом садика. Дети получают представление об этических нормах, о допустимом и недопустимом поведении.
- Гигиена и самообслуживание: дети в садике сами умываются, одеваются, заправляют постель, убирают посуду, накрывают столы.
- Эстетическое развитие и развитие мелкой моторики: дети танцуют, поют, учат стихи, лепят, рисуют, делают аппликации.
Кроме этого, с детьми занимаются психолог и логопед. Они оценивают развитие воспитанников, дают родителям рекомендации и проводят индивидуальные занятия с теми, кому это особенно необходимо.
Преимущества посещения ребёнком детского сада:
- освобождается дневное время родителей;
- воспитатели используют развивающие программы, которые соответствуют государственным стандартам;
- в некоторых садах есть занятия плаванием, танцами, пением, рисованием;
- посещение детского сада способствует социализации;
- дети учатся самостоятельности.
Что не так с детскими садами
Кажется, что детский сад — хорошее место, где детьми занимаются профессиональные воспитатели, логопеды, психологи, где дружный детский коллектив и весёлые игры. Однако родительский опыт и исследования говорят не только о пользе детских садов.
Дефицит хороших воспитателей
Не всегда в детские сады идут вовлечённые педагоги. Особенно если это бесплатный государственный сад. Случается, что детей ругают, наказывают, запугивают.
Рассадник инфекций
Чего только в садике нет: ветрянка, грипп, ОРВИ, ротавирус, краснуха. Иногда лучше переболеть в дошкольном возрасте, чем пропускать уроки в школе. Однако многие детсадовские инфекции сложно проходят, повторяются и приводят к хроническим заболеваниям.
Иногда сложная адаптация
Все дети разные, и у некоторых адаптация к детскому саду проходит тяжело, затягивается, присоединяются психологические проблемы. Многое зависит от настроя родителей и профессионализма воспитателей.
Дети устают
Ребёнок проводит в детском саду до 12 часов в день. Ходить в сад нужно 5 дней в неделю. Даже взрослые в среднем работают меньше времени, чем дошкольники проводят в детсадах. Для ребёнка садик — не развлечение, а работа. Нужно учиться, поддерживать дисциплину, договариваться со взрослыми и другими детьми. При этом в садике шумно, яркий свет, постоянно нужно что-то делать. То есть у ребёнка нет возможности забиться в уголок, побыть в одиночестве, погрустить, подумать, отдохнуть в тишине.
Разный уровень воспитания
Не все дети в саду одинаково хорошо воспитаны. Попадаются грубияны, матерщинники, драчуны, гиперактивные, психологически неустойчивые дети. Общение с ними может нанести травму.
Не всегда учитываются индивидуальные особенности
Есть дети с особенностями развития. Например, у некоторых проявляются дисграфия, дислексия, СДВГ. Им в детсаду сложнее, поскольку программы рассчитаны на «среднего» ребёнка. Хорошо, если воспитатель будет учитывать особенности дошкольника во время занятий. Но такие дети могут становиться объектом насмешек со стороны других воспитанников и даже педагогов.
Как детские сады влияют на детей
В книге “The Origins of You: How Childhood Shapes Later Life” («Твоё происхождение: как детство влияет на нашу жизнь») американские учёные делятся исследованием о детских садах. В течение 15 лет они изучали, как дошкольные учреждения влияют на детей. Если коротко, то, согласно результатам этого исследования, посещавшие детский сад хуже себя ведут. Ослабевает психологическая связь матери и ребёнка, дети перестают делиться своими планами и событиями. В подростковом возрасте выше риск попасть в асоциальную группу и стать зависимым.
Авторы книги доказывают, что родители могут нивелировать негативное влияние детского сада на ребёнка, если создадут дома тёплую, любящую, поддерживающую атмосферу.
С другой стороны, представим маму, которая заботится о детях и наводит уют дома. Она устала, выгорела. Может ли раздражённая, замученная женщина создать добрую атмосферу в доме? Не всегда. Ей самой нужна помощь. Поэтому есть смысл делегировать присмотр и уход за ребёнком.
Советы тем, кто сомневается по поводу детского сада:
- Оцениваем состояние ребёнка. Если начались проблемы со здоровьем, утренние истерики не проходят, дошкольник нервничает и жалуется на садик, то не стоит водить его в сад насильно.
- Выбираем садик и педагога. Если воспитатель кричит и применяет другие непедагогические методы воспитания, то рекомендуем забрать дошкольника из сада.
- Ориентируемся на комфорт своего ребёнка, а не на мнения окружающих. Как бы вы ни поступили, всегда найдутся критики. Отдали дошкольника в детский сад — другие родители могут назвать «кукушкой». Решили воспитывать ребёнка сами — старшее поколение будет пугать, что этим вы лишаете ребёнка социализации. Всем не угодишь, но это и не нужно. Главное, чтобы выбор был на пользу вашему ребёнку и удобен вам.
- Следим за своим психологическим и физическим состоянием. Если тяжело воспитывать дошкольника, то не стесняемся прибегнуть к услугам помощников.
Мифы о детском саде
О детском саде сложились устойчивые заблуждения, которые не соответствуют действительности.
«Социализироваться можно только в детском саду»
Можно социализироваться вне детского сада. И есть риск травматично социализироваться в нём. Умение общаться со сверстниками и взрослыми можно развить на площадке, развивающих курсах, танцах, гимнастике. В садике же при неправильной работе педагога дети могут получить вредные социальные установки. Например: «Прав тот, кто сильнее» или «Свои игрушки обязательно нужно давать другим, даже если не хочется».
«Дети должны переболеть садиковскими инфекциями»
Инфекции могут привести к хроническим заболеваниям. К тому же вы с ребёнком и так не живёте изолированно: ходите в гости, на площадку, кружки. Есть риск подхватить инфекции в другом месте.
«В детском саду дети учатся читать, писать и считать»
На самом деле такой цели в детском саду нет, да и школа не ставит таких условий для поступающих. Ребёнок может пойти в первый класс без этих навыков. Очные подготовительные курсы акцентируют внимание на том, что там не учат детей читать и писать, а готовят к учёбе: развивают логику, внимание, концентрацию, готовят руку к письму.
Правда в том, что детский сад — приемлемый, но не единственный возможный вариант подготовки к школе. Можно также подготовить ребёнка с помощью онлайн-курсов, частных репетиторов, логопеда, психолога, нейропсихолога. Какой вариант выбрать, подсказываем в другой статье.