Навыки 4К для дошкольника: что это и как их развивать
Что такое компетенции 4К
Концепция навыков 4К актуальна в любом возрасте и особенно полезна для дошкольников. Она может заложить прочный фундамент для того, чтобы ребёнок демонстрировал успехи — и в учёбе, и после уроков, и повзрослев.
Идею концепции навыков 4К выдвинули в 1950-х годах. За основу взяли «Рамочную программу P21 для обучения XXI века», ориентированную на будущее. На вершине этой модели расположили «навыки обучения и инноваций», то есть 4К.
Навыки 4К:
-
критическое мышление;
-
кооперация;
-
коммуникация;
-
креативность.
С 2010-х концепцию навыков 4К активно используют в обучении. На Всемирном экономическом форуме в Давосе 2016 года в числе важнейших компетенций будущего назвали именно навыки из концепции 4К.
Один из главных выводов Всемирного экономического форума 2020 года — до 50 % сотрудников к 2025 году будут нуждаться в «переквалификации». Такая необходимость вызвана тем, что так называемые жёсткие навыки (hard skills) не предполагают взаимодействия между людьми. Это справедливо для таких навыков, как, например, математический расчёт. Но уже сегодня больше ценятся сложные, интерактивные и нерутинные гибкие навыки — soft skills. И если верить выводам форума, в перспективе их востребованность будет только расти.
Гибкие навыки — это сквозные навыки самого высокого уровня, или «метакомпетенции», которые позволяют людям оставаться компетентными и развивать свой потенциал в быстро меняющемся профессиональном мире.
Критическое мышление
Дошкольники обычно владеют некоторыми когнитивными функциями, которые лежат в основе критического мышления. В частности, они могут определить, правдива ли информация. Однако у детей до 5 лет ещё недостаточно развиты исполнительные функции, которые участвуют в сопротивлении предвзятым суждениям. Это доказывает в том числе исследование «Подростковый мозг» Би Джея Кейси, Ребекки Джонс и Тодда Хареба.
Навыки, лежащие в основе критического мышления:
-
интерпретировать информацию: в том числе, понимать смысл и контекст;
-
анализировать ситуацию: понять цель, выявить аргументы за и против и решить, можем ли мы сделать выводы на основе этих данных;
-
делать выводы: определять значение доказательств, их достоверность, нежелательные последствия;
-
оценивать достоверность информации;
-
давать объяснения: обобщать выводы, определять, как можно интерпретировать информацию, проверять гипотезы;
-
проводить самоанализ: оценивать результат применяемых методов, определять противоречие между различными выводами, уточнять и проверять недостающие элементы.
Критическое мышление важно развивать именно в раннем возрасте, начиная с трёх лет, по нескольким причинам:
-
Дошкольник каждый день получает огромное количество информации. Без навыков критического мышления легко быть обманутым: например, поверить незнакомцу или зайти на подозрительный сайт.
-
Дети от трёх лет отлично усваивают новые знания по интонации, лексике и жестам в общении, осмысливают свой опыт с помощью визуальных и звуковых сигналов.
-
Качество жизни часто отражает качество нашего мышления. Чем раньше мы начнём развивать критическое мышление, тем выше шансы комфортной жизни для ребёнка. Это доказали Брендан Фишер, Салим Али и Кэролайн Бир в исследовании «Интегративный подход к измерению, исследованиям и политике качества жизни».
Как развивать
Развивать критическое мышление можно без сложных упражнений: в формате увлекательных историй и игр.
Обсуждать истории
Для разминки подойдут сказки и игры с повествовательным сюжетом. Но недостаточно просто рассказать историю. Важно предлагать дошкольнику критически анализировать содержание: спрашивать, что интересного он узнал, что его удивило, какие персонажи показались ему добрыми и злыми и почему.
Особенно полезно обсуждать истории и сказки в группах. Например, можно позвать в гости друзей с детьми и обсудить сказки вместе. Или устроить для этого сеанс видеосвязи. Тогда обсуждение больше поспособствует развитию критического мышления.
К похожим выводам пришли авторы исследования «Критическое мышление в дошкольном классе» — психологи Кэтрин О'Рейли, Энн Девитт и Нуарин Хейс. В их эксперименте дети слушали историю о Риновирусе Рите — персонаже, чья иммунная система пострадала от вируса. Дошкольники, которые обсуждали историю в группе, намного лучше поняли, какую функцию эта система выполняет в организме.
Сочинить сказку-импровизацию
Сторителлинг в сочетании с драматизацией также развивает критическое мышление. Полезно вовлекать дошкольника в процесс, чтобы он не просто слушал и обсуждал, а предугадывал и придумывал историю.
Предлагаем рассказать историю в формате импровизации: заготовить в голове основной план, но стремиться к тому, чтобы дошкольник переделал сюжет. С самого начала стоит предложить ребёнку угадать фабулу: можно произнести «Однажды…», сделать паузу и спросить, о чём может быть история. Дальше можно представить главный конфликт с учётом версий ребёнка.
Например, дошкольник предположил, что в истории появится несколько зайцев. Сочиняем, например, что Крош из «Смешариков» и Заяц из «Ну, погоди!» встретились с Кроликом Багзом и Братцем Кроликом из «Сказок дядюшки Римуса» и не могут поделить морковку. Кто-то решил присвоить её себе. На этом моменте важно интригующе остановиться и спросить дошкольника, что, по его мнению, может произойти дальше.
По такому же принципу с учётом версий ребёнка доводим историю до финала. Например, зайцы и кролики решили поделить морковку поровну и каждый откусил от неё равный кусочек. А дальше важно вовлечь детей в диалог, чтобы развить навыки критического мышления. Для этого подойдут наводящие вопросы.
На примере нашей сказки с зайцами можно задать дошкольнику следующие вопросы для развития критического мышления:
-
Что ты думаешь о каждом герое нашей истории?
-
Ты уверен, что заяц, который не хотел делиться с остальными, был плохим?
-
Мог ли он так себя вести, потому что был слишком голоден?
-
Какие слова этого зайца заставили тебя думать, что он плохой?
-
Что почувствовали другие зайцы, когда они поняли, что морковки им не достанется?
-
Как ты думаешь, что почувствовал плохой заяц, когда остальные не разрешили ему съесть больше остальных?
-
Мог ли плохой заяц поступить иначе? Что бы ты сделал на его месте?
Важно не просто выслушать ответ и перейти к следующему вопросу, а совместно обсуждать разные точки зрения и варианты решения сказочных проблем.
Изучать язык мышления
Понять чувства и поведение других помогает изучение языка мышления. Это доказали психологи в исследовании «Критическое мышление в дошкольном классе», которое мы уже упоминали в этой статье. Оказалось, полезно проговаривать с ребёнком значения слов «нет», «одинаковый», «разный», «счастье», «печаль» и «гнев», вместе с развитием навыков слушания и внимания.
Казалось бы, названия эмоций — это больше про эмпатию и эмоциональный интеллект. Однако исследование «Критическое мышление в дошкольном классе» доказало, что проговаривание эмоций ребёнка развивает и критическое мышление — в том числе учит не верить на слово и разбираться в настоящих мотивах поступков других людей. Для этого можно проговорить эмоции, которые испытывает ребёнок, например: «Ты выглядишь счастливым! Я вижу, ты улыбаешься. Ты выглядишь счастливым, когда ешь любимое мороженое! А ещё ты счастлив при встрече с друзьями». Полезно несколько раз повторить название эмоции, так ребёнку будет проще запомнить.
На языке мышления стоит описывать всё, что происходит вокруг. Например, если вы видели в общественном месте, как другой малыш плакал и капризничал, стоит обсудить его поведение наедине. Описываем, что вы видели, и дальше спрашиваем, что мог чувствовать другой ребёнок, когда плакал.
Кооперация
Умение скооперироваться и решить проблему совместными усилиями задействует социальные, эмоциональные и когнитивные навыки.
Способности, лежащие в основе кооперации:
-
доверие;
-
навык разрешать конфликты;
-
управление эмоциями;
-
коммуникативные навыки;
-
эмпатия.
Обучение ребёнка через сотрудничество со сверстниками повышает его уверенность, улучшает внимание и уровень реакции, заряжает мотивацией. У застенчивых детей кооперация улучшает навыки устного общения.
Интересно, что на самом деле навык взаимодействия заложен в детях с 18 месяцев. Они осознают цели других и проявляют склонность помогать, им нравится делиться своим вниманием и информацией с окружающими. Причём такое желание никак не зависит от присутствия родителей, поощрения и наставлений. Это установили в исследовании «Совместное обучение и мобильные устройства» Ана Иглесиас Родригес, Бланка Гарсиа Риаса и Мария Крус Санчес Гомес.
С возрастом на кооперацию влияет избирательность в том, кому помочь. Уже к трём годам малыши предпочитают помогать тем, кто сделал что-то хорошее, и избегают помощи людям, которые причинили или намеревались причинить вред другим.
Как развивать
Первый маркер успешного обучения кооперации — это проявление ребёнком способности находить компромисс между своими и чужими потребностями и желаниями для достижения общей цели. А дальше предлагаем попробовать пять способов развития навыка кооперации. Для большинства из них понадобятся другие участники — в идеале дети ваших друзей.
-
Предложить дошкольнику построить общий домик для игрушек из кубиков или конструкторов.
-
Предоставить возможность поиграть в настольные игры в команде против вас.
-
Попросить ребёнка решить, в какую игру он будет играть с друзьями, договорившись о том, по какому принципу он сделает выбор.
-
Предложить детям выполнять разные задания, приводящие к одной цели. Например, можно поручить им подготовить рисунок или открытку в подарок другу. Одного просим нарисовать контуры, а другого — их раскрасить. Или приготовить вместе пирожки: пусть один ребёнок мешает яйца и муку, а другой с помощью формочки вырезает кружки из теста.
-
Посадить цветы вместе с детьми. Предлагаем детям решить, что и где посеять, кто будет ухаживать за саженцами.
Если возникает конфликт, стоит попросить каждого ребёнка назвать проблему. После этого уточняем у каждого, как её решить. Далее важно убедиться, что все согласны с решением.
Коммуникация
В основе кооперации — коммуникация. Именно этот навык помогает договариваться и идти к общей цели. А ещё коммуникация влияет на уровень счастья с первых дней жизни.
Оказывается, максимально счастливы те младенцы, которые кроме плача пробуют и другие формы общения — например, направление взгляда. Такие дети дольше испытывают радость, и родителям легче заботиться о них в первые месяцы жизни. Эти выводы опубликовала Сьюзан Крокенберг в научной работе «Влияние раздражительности младенца, отзывчивости матери и социальной поддержки на привязанность ребёнка к матери».
Дошкольники с развитым навыком коммуникации более ясно выражают свои мысли, лучше проводят время, играя с другими детьми. Это подтверждает исследование Майкла Гуральника «Взаимоотношения дошкольников со сверстниками с коммуникативными нарушениями».
К тому же навык общения существенно влияет на академические способности, поведение и внимание, что со временем начинает проявляться ещё больше. Навык коммуникации помогает детям развивать языковое восприятие мира, грамотность, память, учит справляться со стрессом. Эти выводы изложены в масштабной работе группы учёных «Совместное исследование Национального института психического здоровья по мультимодальному лечению детей с СДВГ. Проблемы проектирования и выбор».
Способности в основе навыка коммуникации:
- Активное слушание. Внимание к говорящему, поддержание зрительного контакта, проявление искреннего интереса к его словам, невербальные сигналы внимания.
- Вопросы. Задавая их, ребёнок демонстрирует интерес к разговору и получает больше информации. Открытые вопросы стимулируют дальнейшее обсуждение и создают возможность для более глубокого взаимодействия.
- Выражение мыслей и идей. Ясное и уверенное выражение своих мыслей — жизненно важный навык общения. Он включает в себя организацию мыслей, богатый словарный запас, а также связную передачу идей.
- Очерёдность. Готовность подождать своей очереди в разговоре помогает вести увлекательные диалоги. Это предполагает предоставление одному собеседнику возможности говорить без перерыва, после чего другие участники разговора могут высказаться и отреагировать на его слова.
- Сочувствие и уважение. Демонстрация сострадания и заботы в разговоре способствует позитивному взаимодействию. Ребёнку важно научиться принимать точку зрения других, проявлять чуткость к чужим чувствам и воздерживаться от осуждения или перебивания.
- Невербальное общение. Правильное задействование невербального общения улучшает взаимопонимание и добавляет обсуждению глубины.
- Фокус на теме. В разговоре важно помнить об обсуждаемой теме, чтобы разговор получился содержательным.
Как развивать
Самое простое — завести привычку каждый день разучивать с дошкольником слова, которые описывают чувства. Затем участвовать в ролевых играх, в которых родители и дети разыгрывают разные эмоциональные сценарии. Так можно побудить детей использовать слова для описания эмоций.
Простейшие способы активизировать навыки коммуникации:
- Чаще говорить о том, что чувствуем, и предлагать ребёнку делиться эмоциями. Когда дети понимают, что дома их не будут осуждать или обидно критиковать, выше вероятность, что они поделятся сокровенными мыслями и переживаниями с родными.
- Подавать пример грамотного общения: беседовать с окружающими доброжелательно, открыто и позитивно.
А ещё развить навык коммуникации могут помочь игры.
«Покажи и расскажи»
Просим ребёнка принести любой понравившийся предмет и поделиться интересными фактами или историями о нём. Такое занятие тренирует умение формулировать мысли и выступать на публике, а также вести содержательные беседы.
Сценарии с игрушками
Предлагаем ребёнку вместе с приятелями создать творческий сценарий с куклами или мягкими игрушками. Это способствует самовыражению и развитию коммуникативных навыков, поскольку дошкольники взаимодействуют друг с другом через голоса и действия своих персонажей.
Повод для разговора
Оглашаем детям несколько тем для начала разговора или даём подсказки для обсуждения, связанные с их интересами или опытом. Это поможет начать разговор, в котором получится выразить свои мысли по теме.
Игры на угадайку
Играем в описательные игры, например «Я шпионю». Предлагаем детям описывать предметы или угадывать, о чём думают другие, используя описательный язык и задавая наводящие вопросы.
Креативность
Есть популярное заблуждение, что лучший способ стимулировать творческие способности детей — это предоставить им полную свободу самовыражения. На самом деле детям всё же нужна поддержка, чтобы развить творческие способности и раскрыть потенциал.
Согласно теории Пиаже, к трём годам ребёнок вступает в предоперационный период. В это время подключаются символы и репрезентативное мышление. Например, дошкольник обнаруживает, что может размещать блоки, создавая композицию или рисовать линии на бумаге так, что из них создаётся объект. В этом возрасте дети могут начать целенаправленно творить: рисовать или лепить из пластилина. К пяти годам многие уже способны комментировать созданное словами и придумывать целые истории.
Директор группы детских садов и спикер TED Митчел Резник советует строить процесс развития креативности вокруг четырёх компонентов в концепции спирали творческого обучения.
Способности в основе навыка коммуникации, согласно концепции спирали обучения:
-
представлять, что ребёнок хочет сделать;
-
создавать, пробуя разные инструменты и материалы;
-
делиться идеями и показывать результат другим;
-
размышлять о своих достижениях и полученном опыте.
Как развивать
У каждого ребёнка свои интересы. Некоторым нравится «строить» дома и замки, другим — делать украшения, гоночные автомобили из мыльниц, готовить десерты или складывать оригами. Важно помочь дошкольнику найти тот самый вид творчества, который придётся ему по душе.
Начать с доделок
Не всегда легко создавать что-то с нуля, поэтому стоит поощрять ребёнка изменять или модифицировать то, что уже готово. Например, можно предложить дорисовать детали на рисунке или добавить в сказку собственного персонажа.
Можно попросить ребёнка взять несколько кубиков конструктора и передать конструкцию другу, чтобы тот добавил ещё несколько своих деталей. После нескольких итераций у детей часто появляются неожиданные идеи, что бы они хотели построить.
Задавать вопросы о творческих экспериментах
Развить воображение и поддержать творческие эксперименты помогают наводящие вопросы.
Примеры пробуждающих креативность вопросов о творческих экспериментах:
-
«Как ты придумал создать такую интересную поделку? Что тебя вдохновило?»
-
«Что помогло тебе довести работу до конца?»
-
«Что тебя удивило в процессе создания?»
-
«Уже есть идеи, что сделаешь в следующий раз?»
Предложить нарисовать картину из капель краски
Подготавливаем лист, краски и мелки. Складываем лист бумаги пополам, а затем его разворачиваем. Дальше просим дошкольника нанести капли краски одного или нескольких цветов на одну половину бумаги. Теперь складываем другую половину бумаги поверх, пока первая ещё влажная. Просим ребёнка аккуратно разгладить бумагу по краске. Затем аккуратно разворачиваем бумагу и просим пофантазировать, что получилось. Если ребёнку сложно, начинаем накидывать первые идеи за него.
Пробуем музыкальные таланты
Можно начать с развития чувства ритма: предложить ребёнку повторить простой ритм хлопками в ладоши. Если домашних не раздражает шум и в доме хорошая шумоизоляция, можно выдать ложки и кастрюли и попросить придумать мелодию или песенку. Но лучше выбрать что-то менее громкое.
Варианты негромких музыкальных инструментов для дошкольников:
-
Детские ударные. Барабаны слишком шумные, лучше начать с чего-то попроще: подойдут треугольник, погремушки, металлофон или ксилофон. Помимо креативности, эти инструменты развивают вестибулярный аппарат и чувство ритма.
-
Детские клавишные. Пианино брать рано, а детский синтезатор, например с подсветкой, станет весёлой игрушкой и поможет развить мелкую моторику.
-
Детские духовые. Флейта или саксофон слишком громкие и тяжёлые для начинающих музыкантов. Предлагаем остановиться на гармошках, свистульках, свирели и разнообразных дудочках, например казу. Бонусом ребёнок потренирует голосовые связки.
-
Детские струнные. Трёхлеткам можно предложить детскую гитару, детскую скрипку, детскую балалайку. Игра на таких инструментах развивает мелкую моторику рук и координацию движений.
Создаём креативные поделки
Вариантов поделок много. Например, собираем листья разной формы, обмакиваем их в краску и предлагаем малышу сделать множество отпечатков на ватмане. Ребёнок может придумать с помощью этой техники животных, птиц и сказочных персонажей. Можно попробовать ещё и рисование пальцами или отпечатками ладоней. А ещё можно приготовить тесто для лепки и попросить детей вылепить фигурки животных с помощью формочек для печенья. А дальше помочь их раскрасить.
Какие бы варианты поделок вы ни выбрали, важно ставить их на видное место и показывать гостям. Их похвалы будут стимулировать ребёнка творить снова.
Развитие навыков 4К помогает дошкольникам адаптироваться к школе, находить общий язык со сверстниками и педагогами, хорошо учиться и постепенно становиться всесторонне развитой личностью. При таком подходе и школьные, и студенческие, и взрослые годы будут пройдут комфортнее и с более быстрой самореализацией. А развить эти навыки у ребёнка в дошкольном возрасте вам помогут приёмы из этой статьи.