Назад
views 1 988
calendar 24 мая 2023

От стихотворений до игр. Как развить память у ребёнка

От стихотворений до игр. Как развить память у ребёнка
Статья
contents Оглавление
Разбираемся, как развивать память у детей разного возраста.

Так же как и мышцы, память можно тренировать. И так же, как мышцам, ей легко навредить, если переусердствовать с занятиями или исключить их вообще. Грамотный баланс для тренировки памяти мы собрали для вас в этом гайдлайне. Написать его нам помогли научные работы детских психологов и педагогов, а также современные исследования в области памяти. 

Ученик начальной школы: объясняем смысл тренировки памяти

В 7–9 лет школьники уже могут контролировать память. При этом им важно объяснить, для чего необходимо запомнить информацию .

Метод Цицерона

Запомнить распорядок уроков, отрывок текста, учебный материал и любые данные в последовательности помогает метод Дворцов памяти — он же метод мест, метод римских комнат и метод Цицерона. Этот римский оратор выступал без шпаргалок и в точности называл исторические даты, имена и цитаты по памяти. Для этого он мысленно раскладывал все эти важные детали в хорошо знакомом помещении в строгом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе эту комнату и вытаскивал из неё нужные имена и даты.

Техника визуализации 

Визуальную и логическую память полезно тренировать при помощи простейших мнемонических приёмов. Мнемоническими их назвали в честь богини памяти и матери всех муз Мнемозины, дочери Зевса и Геи.

Слева: Мнемозина английского поэта и иллюстратора Данте Габриэля Россетти. Справа: античная мозаика с изображением Мнемозины 

В младшей школе ребёнок уже запоминает буквы и цифры, при этом слуховая и зрительная память дополняют друг друга. И это прекрасный повод сделать запоминания более творческими. Например, в формате эксперимента помогите запомнить имя той же Мнемозины или, практичнее, — имена друзей и родственников. Для этого предложите ребёнку представить и рассмотреть каждую букву имени. Спросите, сколько их, на что похожи эти буквы, какого они цвета, из какого материала. Может, они увиты растениями или змеями или отлиты из мрамора или гранита. Так вы разобьёте буквы на блоки, и дошкольнику будет проще запомнить каждую. А когда ребёнку нужно будет вспомнить имя родственника или друга, мозг восстановит и соберёт этот пазл.

Юный телефонист

Запомнить собственный и родительские номера телефонов ребёнку может помочь другой полезный мнемонический приём: представить все эти цифры, на что они похожи. А можно запоминать и через рифмы. Тогда потренируете ещё и слуховую память. 

Ребёнок в средней школе: повышаем уровень памяти

В возрасте 10-–14 лет ребёнок привыкает запоминать и воспроизводить не только интересную и полезную, но и необходимую для обучения информацию. Помните, как нам повторяли в детстве: «Повторение — мать учения»? В средней школе это далеко не самый полезный метод. Однообразное повторение вызывает у детей скуку. Запомнить материал школьнику от 5-го до 9-го класса проще, если ставится новая учебная задача. Это касается и формул, и дат, и терминов. Обычная «зубрёжка» забудется через месяц. Но если школьник поймёт смысл для будущего, то будет стараться усерднее. Тем более что память уже готова к более сложным процессам. Механическая память уступает первенство логической. 

Хитрые аббревиатуры 

Усваивать сложные понятия школьнику может быть особенно тяжело, потому что приходится запоминать много новых терминов по разным предметам одновременно. Помочь в этом может приём аббревиатур. Если запоминать только первые буквы, их тоже легко забыть, особенно если аббревиатура не похожа ни на какое знакомое слово. Именно поэтому удобно запоминать не столько первые буквы, сколько первые слоги или несколько первых букв — так, чтобы они сложились в похожую на слово формулировку. 

Допустим, ребёнку необходимо запомнить физический термин «полоса спектра поглощения». Если запоминать его как ПСП, можно забыть, так как эта аббревиатура не вызывает никаких ассоциаций. Проще запомнить аббревиатуру по первым двум двум-трём буквам каждого слова, как ПОСПЕПО — это похоже на слово «поспело», и забыть его почти невозможно. 

Омофоны

Запомнить некоторые термины даже хитрыми аббревиатурами не получится. Тогда помогите ребёнку подключить образное мышление. Предложите разбить термин на созвучные слова. 

Предположим, ребёнку сложно запомнить химический термин «азеотропные смеси» — растворы, которые нельзя разделить перегонкой. Помогите включить фантазию: этот термин можно запомнить через омофоны. Например, как спортивные коктейли (смеси), которые пьют перед гонками на дорогах Азии (азеотропные).

Метод Айвазовского

Подключать фотографическую память приятно с помощью метода Айвазовского. Он пригодится, чтобы запомнить формулу или дорогу. Чтобы научить методу ребёнка, попробуйте его вместе. Посмотрите вдвоём на формулу или карту до пяти секунд и постарайтесь запомнить детали. После этого уберите формулу или карту и закройте глаза. Представьте объект в деталях. Называйте с ребёнком по очереди по факту о формуле или карте. Затем откройте глаза на одну секунду и посмотрите на объектещё раз. Закройте глаза, восстановите образ. И после этого запишите с ребёнком свои версии формулы или по очереди опишите выученную дорогу. 

Будь моим учителем

Закрепить выученный материал и повысить интерес к обучению и тренировке памяти поможет приём обратного обучения. Попросите ребёнка научить вас тому, что он выучил сам. Заодно укрепите семейные отношения и веру ребёнка в собственные силы.

Старшеклассник: учимся запоминать сложное

Память старшеклассника перегружена научными фактами. Многое забывается. В этом возрасте полезны «взрослые» упражнения. После 15 лет особенно важно следить за балансом нагрузки, чтобы не перегружать мозг. Самое время подключать медитации, глубокое, медленное дыхание. Но об этом вы и сами знаете, а сейчас расскажем о менее очевидных техниках. 

Метод PRO-постинга

Помочь запомнить интересные факты можно с помощью соцсетей. Предложите поддержать тренд на интеллектуальный, «социально-одобряемый» контент. То есть хотя бы два раза в неделю постить в соцсетях любопытные научные факты. Лучше всего сработает собственный пример. Как вариант, расскажите в своих сетях что-то любопытное.

Например, про золотое сечение — пропорцию, которая соблюдена и в ДНК, и в движении ураганов, и в строении вирусов, и в скрипке Страдивари, и в портрете Моны Лизы, и в египетских пирамидах, и в католических храмах, и в православных соборах, и в формах галактик, и в распределении планет, лун, астероидов и колец в Солнечной системе. Предложите разнообразить контент подобными фактами и вашему ребёнку. Пересматривая свою страничку, он сможет вспомнить полезные факты. 

Техника ритмического запоминания

Запомнить сложное стихотворение, формулу или научный текст проще, если переложить его на узнаваемый ритм. Это может быть рэп, рок, вальс — любая песня по вкусу школьника. Чтобы техника сработала, помогаем отстукивать ритм: выделять первую ноту квадрата. Ещё полезная идея — предложить покачивать головой в ритм музыке и двигаться. Так школьник весело запомнит сложный текст. 

Метод пиктограмм

Запоминать большие объёмы текста помогут специальные символы — пиктограммы. Чтобы проще ориентироваться в длинных текстах, предложите старшекласснику выделять такими символами ключевые слова в конспекте или рисовать пиктограммы прямо в учебнике рядом с важными терминами. Тогда при беглом взгляде на текст он сразу увидит и вспомнит опорные пункты. А когда будет пересказывать выученный материал, в памяти всплывут эти пиктограммы, и будет проще воспроизвести даже самый сложный текст.

Человек — действие — предмет

Запомнить исторические даты и другие цифры поможет мнемоническая методика «Человек ― действие ― предмет».  Для этого придумываем собственные ассоциации к числам от 1 до 9 или до 99. Каждую ассоциацию придумываем по принципу: персонаж  — его активное действие — и предмет, при помощи которого он выполняет действие. А когда нужно запомнить дату, выстраиваем её в такой же последовательности на основе собственных образов.

Например, число 1 можно представить как Гэндальфа, который ломает посох Сарумана. Число 3 запомнить, как будто Гарри Поттер, Гермиона и Рон крадутся в Запретный лес. А 8 — через восьмой подвиг Геракла, где полубог уводит коней у фракийского царя Диомеда.

Если при такой системе образов нужно запомнить дату Второго Вселенского собора (381 год), то вспоминаем волшебную троицу из «Гарри Поттера» (люди из ассоциации к числу 3), которая крадёт (действие из ассоциации к числу 8) посох Сарумана (предмет из ассоциации к числу 1).

Как и остальные техники из обзора, эта подборка подойдёт не только школьникам, но и взрослым. А чтобы точно не забыть их, рекомендуем добавить эту страничку в закладки. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru