Ребёнок не справляется с домашкой. Что делать?
Разбираемся, что делать, если ребёнок не в силах выполнить домашку без помощи родителей. Поговорим не о ситуациях, когда помощь нужна время от времени или чтобы разобраться в особенно в трудных моментах — такая помощь разумна. Эта шпаргалка пригодится в случаях, когда родителям приходится слишком часто делать домашку вместе с ребёнком или за него.
Почему школьник сам не справляется с домашним заданием
Основных причин, почему ребёнок перекладывает домашку на родителей, четыре:
-
Школьник ещё не научился самостоятельности или чувствует неуверенность в своих силах, поэтому всегда обращается к старшим за помощью в учёбе.
-
Родители стремятся участвовать во всех сферах жизни ребёнка, всё контролировать и проверять.
-
Трудности адаптации при переходе: из начальной школы в среднюю, из средней в старшую и просто из одной в другую. Триггером могут стать новые учителя, новые предметы или новые требования.
-
Домашние задания слишком сложные или объёмные. Например, если учитель по конкретному предмету предъявляет высокие требования к успеваемости, даёт чересчур много материалов для углублённого изучения. Или если ребёнок учится в специализированной школе с профильными предметами.
Зачем вообще нужно домашнее задание
Каждый тип заданий развивает у ребёнка определённые навыки. Например, доклады учат собирать информацию, анализировать её и грамотно презентовать. Сочинения — доносить свои мысли и аргументировать их, ссылаясь на опыт и источники. Уравнения и задачи — мыслить логически, применять теоремы, быть внимательным и перепроверять за собой (ведь ошибка на любом этапе ведёт к неправильному ответу).
В целом любые домашние задания закрепляют новые знания, умения и навыки, учат их применению, тренируют память. Если эти задачи систематически выполняет не ребёнок, а родитель, то качество учёбы заметно снижается и смысл домашнего задания теряется.
Как перестать делать домашку с ребёнком
А теперь переходим к практике. Поделимся семью приёмами, которые помогут мотивировать ребёнка выполнять домашние задания самостоятельно.
Принять и обозначить проблему
И родителям, и ребёнку нужно осознать, для кого домашнее задание: не для учителя, не для директора и точно не для мамы с папой. Домашка только для школьника. Важно спокойно, но твёрдо договориться об этом с ребёнком.
Сказать «нет» перфекционизму
Родителям полезно принять факт, что у ребёнка могут быть не только пятёрки и четвёрки. Для начала гораздо важнее наладить самостоятельную учёбу, а не сдавать учителю идеально выполненное родителем задание. Именно поэтому рекомендуем дать ребёнку право на ошибку. Хотя бы на короткой дистанции. Когда школьник научится сам выполнять домашку, потом можно поговорить и о её качестве.
Создать условия
Убедитесь, что у ребёнка есть комфортное рабочее место без отвлекающих факторов (в виде постоянно работающего телевизора или шумных членов семьи). Если есть возможность, то лучше выделить ученику собственный рабочий стол в отдельной комнате. Важно также организовать правильное освещение и научить ребёнка поддерживать порядок на столе.
Организовать процесс
Особенно полезно научить школьника расставлять приоритеты с учётом важности и срочности каждого задания. Не менее важно бороться с прокрастинацией: если задание очень объёмное и с длинным сроком сдачи, его стоит выполнять понемногу на протяжении всего срока, а не целиком в последнюю ночь. Обе эти задачи решаются с помощью инструментов планирования: от доски и заметок в блокноте до специальных программ.
Кроме того, стоит помочь выстроить систему занятий и личное расписание. Например, по возвращении из школы можно поесть и немного отдохнуть, а потом сесть за уроки с перерывами на отдых и здоровый перекус. Первое время нужно следить за этим распорядком, постепенно отпуская контроль.
Делегировать задачу
Понимаем, обучить ребёнка всем этим техникам и навыкам может быть непросто. Более того, без педагогической и психологической практики ребёнку можно даже навредить. Намного эффективнее и безопаснее обратиться к профессионалу. К примеру, одно из действенных решений — воспользоваться услугой «Помощь с домашним заданием». Во время регулярных онлайн-созвонов с учеником наставник планомерно научит школьника планировать время, расставлять приоритеты, соблюдать дедлайны и делать домашнее задание без участия взрослых.
Как минимум вы обнаружите, что ваше вечернее время освободится для более интересных занятий, чем домашние задания, которых вы и так уже достаточно много сделали в свою школьную пору.
Сменить школу
Некоторые родители признаются: объём домашних заданий вынудил отказаться от их выполнения, особенно по некоторым предметам. Но есть и другой способ, не менее радикальный, но щадящий для уровня образования: поменять школу на другую. И если вас не устраивают доступные варианты в вашем районе, то, быть может, вам больше подойдёт онлайн-школа — такая, как ИнтернетУрок, где можно учиться полностью дистанционно с 1-го по 11-й классы. А самое главное — это то, что можно уделять больше внимания основным предметам, а по остальным делать лишь необходимый минимум.
Онлайн-формат особенно привлекателен для одарённых детей, олимпиадников (чтобы больше времени уделять профильной подготовке), юных спортсменов и творческих личностей. Кроме того, онлайн-обучение даёт семье гораздо большую свободу для передвижений и путешествий. В целом грамотно организованное онлайн-обучение подойдёт практически любому ребёнку.
Поощрять успехи
Платить или не платить за пятёрки — это дело каждого родителя. У такого подхода есть плюсы (ощутимая мотивация) и минусы (нивелируется ценность самой учёбы). Но моральную поддержку однозначно стоит оказывать на всём пути. И искренне хвалить за старания — не просто сухое «молодец», а настоящая, неподдельная радость и добрые слова.
По поводу реакции на невыполнение домашки всё тоже индивидуально. Обычно дети болезненно воспринимают жёсткий командный тон («А ну быстро сел за домашку!») и вопросы, ставящие в тупик: «А ты почему ещё не сделал(а) домашку?» Каких слов родителю не хотелось бы услышать от своего руководителя, таких полезно избегать и в общении со школьником.
И последнее. Если школьник не справляется с домашним заданием, это ещё не значит, что вам придётся его делать вместе до 11-го класса. Осознание проблемы — это первый шаг к решению. Рекомендуем пошагово внедрять самостоятельность в выполнение домашки, и тогда со временем у вас всё получится.