Самостоятельность ребёнка: как развить и укрепить
Предоставляем свободу выбора
Предлагаем начать с экспресс-теста. Представьте себе ситуацию: подросток 12 лет говорит, что хочет большую кружку, чтобы пить чай за компьютером или пока делает домашку. Что вы сделаете?
-
Скажу, что чай надо пить за столом на кухне.
-
Предложу пользоваться одной из старых кружек.
-
Куплю кружку на свой вкус.
-
Сходим в магазин вместе, и я подскажу лучшие варианты.
-
Сходим в магазин вместе, и я предоставлю выбор ребёнку.
-
Дам деньги и подскажу магазины.
Если вы выбрали вариант 1 или 2, мы сочувствуем вашему ребёнку: вы совсем не оставляете ему свободы. А значит, ему придётся тяжело в подростковом возрасте и тем более — во взрослой жизни.
Если ваш ответ 3 или 4, то похоже, вы предоставляете ребёнку свободу выбора, но дозированно. С возрастом ему понадобится больше свобод.
Если вам ближе вариант 5 или 6, то вашему ребёнку с вами повезло: вы не ограничиваете его свободу.
Конечно, мы не ведём к тому, что нужно скорее выгнать ребёнка из дома и перестать ему что-либо запрещать. Однако мы за то, чтобы давать удочку, а не рыбу, а удочку и предоставлять возможность сделать выбор самостоятельно. Начинать можно с малого: выбора одежды, еды, игрушек.
Оставляем право на ошибку
Этот приём вытекает из предыдущего. Свобода выбора означает и принятие ответственности за свои решения. Не зря Пушкин писал: «Опыт, сын ошибок трудных», — потому что часто именно ошибки помогают нам учиться. Например, если никогда не давать падать маленькому ребёнку, то однажды без присмотра родителей он упадёт сильно и больно, потому что не научился группироваться при падении.
Если позволить ребёнку самостоятельно выбирать одежду, не исключено, что он может одеться не по погоде. Допустим, ребёнок упрямо настаивает на том, чтобы надеть летом зимние ботинки. Вместо скандала и лекции о температурных режимах полезнее дать прочувствовать ответственность за такое решение. Пусть ребёнок выйдет на улицу и сам ощутит, что совершил ошибку. Скорее всего, он и сам вернётся переобуться, потому что ему будет жарко. А если и стоически пропотеет на прогулке, то, скорее всего, сделает выводы и будет внимательнее изучать прогноз погоды.
Однако здесь важно соблюдать баланс воспитания и заботы о безопасности. Грань допустимой ответственности зависит от возраста и возможных рисков. Не стоит допускать действительно опасных ситуаций, например, отпускать ребёнка гулять одного ночью.
Учим бытовой автономности
Самостоятельный человек умеет заботиться о себе и удовлетворять свои базовые потребности. Чем старше ребёнок, тем больше он на это способен. Школьник среднего возраста в состоянии не просто открыть себе йогурт, но и сходить за ним в соседний магазин, если в холодильнике вдруг пусто. Полезно поощрять подобную самостоятельность.
Главное — соблюдать меру и не пускать ситуацию на самотёк («сам разберёшься»). Ненавязчивый совет будет не лишним, особенно если ребёнок впервые сталкивается с новой ситуацией — например, не знает, сколько именно молока добавить в смузи.
Поручаем домашние обязанности
Некоторые родители считают надёжной мотивацией платить деньги ребёнку за домашние дела. Другие придерживаются обратной философии: мы семья, живём вместе и ведём быт в общих целях, поэтому каждый вносит свой вклад. Какой бы подход вы ни выбрали, собственные домашние обязанности у ребёнка помогут ему в его становлении как личности.
С одной стороны, важна собственная зона ответственности: пылесосить, поливать цветы, гулять с собакой, выносить мусор или хотя бы держать в порядке свою комнату. С другой — участие в общих семейных делах: вместе готовить ужин (мыть и чистить овощи, наливать воду в кастрюлю, мешать тесто), делать генеральную уборку или развешивать бельё после стирки. Если ограждать ребёнка от бытового труда, ему будет труднее научиться всему этому во взрослой самостоятельной жизни.
Приучаем к безопасности
Заботу и опеку полезнее всего проявлять в обучении техникам безопасности. Прежде всего, рекомендуем обучить ребёнка правилам дорожного движения. Объясняем, что нужно не просто смотреть на светофор, а обращать внимание и на машины, велосипеды, самокаты со всех сторон. Кроме того, объясняем, почему нельзя открывать дверь посторонним людям, разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо и тем более уходить с ними.
Полезно обучить и цифровой гигиене. Никому нельзя переводить деньги, сообщать паспортные данные свои и родителей и домашний адрес, говорить номер и PIN от карты.
К сожалению, даже если ребёнок вроде бы всё понял и правильно ответил на ваши контрольные вопросы, в реальной ситуации дети иногда забывают обо всех правилах. Поэтому полезно устроить проверку — позвонить с незнакомого номера или попросить «незнакомого» (а на самом деле доверенного) человека подойти к ребёнку на площадке. Цель такого эксперимента — не напугать или наказать, а научить и дать ценный опыт.
Учим финансовой грамотности
В школах есть столовые, в секциях тоже бывают буфеты или хотя бы автоматы с едой. А уж если ребёнок гуляет на улице и выходит из дома, то ему тем более могут понадобиться деньги на свои нужды.
Карманные деньги — прямой путь к тому, чтобы научиться обращаться с финансами. Некоторые родители предпочитают давать фиксированную сумму наличных в месяц, другие заводят специальную детскую карту. А иногда родственники и друзья семьи дарят на праздники наличные. Так или иначе, это отличная возможность научиться копить, экономить, а также решать свои бытовые вопросы. Поэтому и здесь важно объяснить и натренировать хотя бы базовые принципы.
И напоследок напомним цитату французского прозаика и драматурга Эрнеста Легуве: «Одна из наших главных задач родителей — научить ребёнка хорошо справляться без нас». Сразу успокоим особенно впечатлительных читателей: воспитать самостоятельность — это одна из главных задач, но не единственная. И в этом вам помогут проверенные приёмы из этой статьи.