Тайм-менеджмент для школьников: каким схемам научить детей
У современных школьников дел чуть ли не больше, чем у многих взрослых, поэтому важно уже с ранних лет осваивать навыки самоорганизации, планирования и тайм-менеджмента. В этом обзоре собрали 3 техники, чтобы больше успевать и меньше перенапрягаться.
Список дел
Без списка дел легко упустить важное. Именно поэтому рекомендуем научить ребёнка вести список дел и регулярно его пополнять.
Варианты, как вести списки дел:
-
Блокнот. Самый простой способ. Приятно своими руками что-то подчёркивать, обводить яркими маркерами, а особенно ставить галочку и вычёркивать.
-
Заметки в телефоне. По сути, это виртуальный блокнот. Плюс в том, что школьнику не нужно носить в своём и без того тяжёлом рюкзаке ещё один лишний предмет. Стандартное приложение с заметками отличается простотой, но, как правило, можно создавать списки и отмечать в них галочкой выполненные пункты.
-
Таск-менеджер — приложение, которое помогает управлять задачами, например WEEEK или Todoist. Не только старшеклассники, но и ученики средней школы могут справиться с таким приложением. Задачи можно распределять по спискам, устанавливать для них дедлайны, добавлять информацию, ссылки, изображения. Навык работы с таск-менеджерами пригодится будущим руководителям.
-
Таблица-планер. Такой планер можно повесить над рабочим столом, на холодильнике или где-то ещё на видном месте. Если у вас несколько детей, то можно вести общий планер, чтобы видеть, у кого, когда и какие секции, или же заводить для каждого отдельный.
-
Маркерная или меловая доска. Это невероятно полезная вещь для творчества или рисования сложных схем. На ней также удобно составлять списки дел, планов и расписания.
Матрица Эйзенхауэра
Следующий уровень планирования — расстановка приоритетов. Сделать это позволит матрица Эйзенхауэра. Она особенно эффективна для периода авралов, когда риски велики и нужно чётко расставлять приоритеты. Например, конец четверти, экзамены, соревнования, конкурсы и олимпиады. В таблице два столбика («срочно» и «несрочно») и две строки («важно» и «неважно»):
Срочные важные дела Домашнее задание на завтра; подготовка к предстоящей контрольной |
Срочные неважные дела Ответить одноклассникам, что задали на завтра; ответить на звонок; обсудить программу запланированной в выходные экскурсии; опубликовать пост про первый снег |
Несрочные важные дела Изучить программу следующего класса с опережением; собрать материалы для проектной работы |
Несрочные неважные дела Почистить «стену» в социальной сети; удалить ненужные заметки в телефоне; в пятнадцатый раз сходить на кухню и открыть шкафчик, чтобы посмотреть, не появилось ли там чего новенького |
Принципы, как распределять задачи в матрице Эйзенхауэра:
-
Срочно и важно. Сюда относим дела, которые важно выполнять в первую очередь, незамедлительно.
-
Несрочно и важно. Подобные дела не требуют безотлагательного выполнения, но могут принести значительные дивиденды в будущем.
-
Срочно и неважно. Такие задачи создают впечатление аврала, но на самом деле не являются обязательными. Стоит спросить себя: обязательно ли это делать. Можно выделить на них ограниченное время, чтобы не утонуть в таких делах и не обделить вниманием более важное.
-
Несрочно и неважно. Отдых и развлечения, рутинные действия. Конечно, отдыхать и отвлекаться тоже нужно, но некоторые действия могут оказаться практически ненужными, особенно в период завалов.
Техника «помодоро»
Название техники происходит от таймера-помидора на итальянском языке. Метод предлагает работать и отдыхать на протяжении строго установленных отрезков времени: 25 минут вы выполняете задачу, а 5 минут отдыхаете. Такие 30-минутные интервалы работы и отдыха называются «помидорами». После 4 помидоров можно сделать перерыв побольше и отдохнуть уже 15–30 минут.
Благодаря этому методу достигается глубокий уровень концентрации, а также баланс между работой и отдыхом, чтобы не позволять мозгу и организму чрезмерно уставать.
Классический подход предполагает отказ от гаджетов и использование исключительно механического таймера, карандаша и блокнота. Телефон, напротив, может отвлекать. Хотя есть удобные приложения с таймерами как раз для техники «помодоро», да и можно отключить уведомления и включить режим фокусировки. В таком случае, наверное, можно победить отвлекающий фактор в виде телефона.
Методики из этого обзора максимально эффективны в сочетании друг с другом. Но и по отдельности помогут даже самым рассеянным и витающим в облаках школьникам привести свои дела в порядок и лучше организовать свою деятельность.