Законны ли двойки за поведение?
Иногда учителя переходят к жёстким методам воздействия. Например, ставят двойки за поведение. В этой статье разберёмся, насколько это законно.
Вопрос двоек за нарушение дисциплины сложный и противоречивый по двум причинам:
-
В России нет нормативно-правовых актов, которые регламентируют оценки за поведение.
-
Нужно учитывать не только юридическую сторону вопроса, но и моральную.
Нормативно-правовые акты в отношении оценок
Главный документ, который регламентирует обучение, — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нём нет статьи, которая прямо запрещала бы двойки за поведение. Более того, в ст. 47 сказано, что у педагога есть право выбирать и использовать «педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания». Опираясь на эту норму, можно сказать, что учитель может поставить двойку за поведение, если сможет обосновать свой выбор педагогической необходимостью.
Однако критерии и нормы оценивания закреплены в Федеральном образовательном стандарте. Документ подробно описывает, какую оценку за что нужно ставить: учитывается количество ошибок, полнота ответа и прочее. По каждому предмету — свои критерии. Норматива по оценке поведения в ФГОС нет. Отсюда можем сделать вывод, что образовательные стандарты всё-таки предполагают оценку знаний, а не поведения ученика.
Об этом же нам говорит письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 ноября 1998 года № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»:
«Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения».
Впрочем, письмо министерства мы не можем рассматривать как нормативно-правовой акт. Это всего лишь рекомендация. К тому же письмо регламентирует оценивание результатов в начальной школе.
В каждой школе должны быть внутренние акты. В том числе — система оценивания учеников. Например, на сайте одной из школ Кирова мы видим вот такой документ, регламентирующий оценки.
В документе должна быть исчерпывающая информация о том, как ставят оценки в данной школе. Например, в нашем примере мы можем прочитать, что к ученикам применяется два вида оценивания:
-
сравнение знаний и умений учащихся со знаниями и умениями, которые они должны усвоить;
-
сравнение полученных знаний и умений ученика с его собственными.
Школа оценивает знания и умения ученика в сравнении с образовательными стандартами, а также динамику обучения. Дополнительно мы читаем, что оценка должна быть «объективной, справедливой, ясной и понятной для учащегося и выполнять стимулирующую функцию».
В нашем примере внутренний школьный документ не содержит в себе ни одного пункта, который касался бы оценки поведения или личностных характеристик ребёнка. Напротив, подчёркивается, что оценка контролирует уровень усвоения программы.
Министерства образования различных регионов тоже периодически высказываются против оценок за поведение. Например, Министерство образования Московской области в официальном Телеграм-канале пишет:
«Оценки в школе должны выставляться только за знания. Ставить оценку "за поведение" категорически запрещено!»
Мы не можем использовать подобные высказывания как юридически значимые доказательства, но так мы понимаем позицию официальных лиц в сфере образования. Велика вероятность, что в конфликтной ситуации ведомство встанет на защиту ученика.
Итак, принимая во внимание всё перечисленное выше, мы можем сделать выводы:
-
Нет ни одного прямого запрета или разрешения на выставление оценок за поведение ни в федеральном законе, ни в ФГОС.
-
Правила выставления оценок регламентирует внутренняя документация школы. В ней могут быть разрешены оценки за поведение, но в таком случае должны быть приведены критерии.
Алгоритм на случай, если учитель всё-таки поставил двойку за поведение
Для начала стоит поговорить с учителем, спокойно обосновать свою позицию — оценка должна отражать уровень знаний, а не личностные характеристики ребёнка.
Если учитель не согласен, следует подойти к завучу и директору школы. Обычно администрация школы лучше знакома с нормативно-правовыми актами школы и не заинтересована в конфликте с родителями. К тому же необоснованные оценки могут навредить учителю, который их ставит.
Юристы и суды считают, что демонстративное выставление оценки, которую ребёнок не заслужил, очевидное занижение оценки — форма психологического насилия. По п. 2 ст. 336 ТК РФ за психологическое насилие педагога могут уволить.
В крайнем случае, когда руководство школы поддерживает учителя, а не ученика, можно обратиться в отдел образования или прокуратуру.
Ситуации, когда не стоит спорить из-за оценки по поведению
Важно выяснить, за что именно учитель поставил оценку. Например, ученица весь урок разговаривала с подругой. Учитель вызвал обеих к доске и задал вопросы по материалу, который они изучали. Ни одна не смогла ответить на вопросы. В данном случае оценка всё-таки стоит не за дисциплину, а за знания.
А теперь другая ситуация. Ученик опоздал на урок, потому что проспал. Не успел к началу контрольной, соответственно, не успел решить все задачи и получил двойку. В данном случае двойка тоже справедлива. Зато если же ученик опоздал из-за снегопада, то оценку можно оспорить: всё-таки причина опоздания объективная.
Делаем вывод: если плохое поведение привело к тому, что ученик не усвоил материал, не ответил на вопросы учителя, то плохая оценка справедлива. Если же двойка стоит потому, что «ученик ел бутерброд за партой», «бегал на физкультуре», то оценка несправедлива, поскольку к знаниям не относится.
Есть и более прогрессивное решение, которое позволит вообще избежать подобных проблем, — перейти в онлайн-школу. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» ваш ребёнок никогда не получит двойку за поведение: здесь дают и оценивают знания и не тратят нервы школьников и их родителей на вопросы дисциплины.