Здоровый эгоизм у детей: что это и как развивать
В некоторых странах распространена редкая культурная ценность — ставить потребности других превыше собственных. Самые альтруистичные люди живут в Бангладеш, а самые эгоистичные — в Чехии, если верить исследованию Global Preferences Survey.
На скриншоте интерактивной карты Global Preferences Survey «эгоистичные» страны обозначены оттенками красного, «альтруистичные» — синие и голубые. Россия бледно-красная, значит, по результатам исследования мы больше эгоисты, чем альтруисты. И всё же многие родители воспитывают в детях социально одобряемое поведение и альтруизм.
В этой статье вы узнаете, чем опасен чрезмерный альтруизм, каковы преимущества здорового эгоизма и, главное, как и в каком возрасте воспитывать у ребёнка эгоцентризм без перегибов: умение выбирать свои интересы, когда это необходимо, вместе с уважением и заботой о других.
Чем здоровый эгоизм отличается от нездорового
Важно отличать здоровый эгоизм от нездорового. Последний проявляется в ситуациях, когда ребёнок игнорирует интересы других людей и всегда поступает только так, как ему хочется, даже если в этом нет необходимости и последствия приносят вред окружающим. Такое поведение поощрять не следует.
Причины нездорового детского эгоизма:
-
родители уделяют ребёнку недостаточно внимания;
-
домашние игнорируют просьбы дошкольника;
-
ребёнка слишком балуют;
-
дошкольника не приучают к дисциплине.
А здоровый эгоизм полезен. Он начинается с самосознания и признания своих потребностей и ценностей.
Здоровый эгоизм — это здоровое уважение, которое мы проявляем к собственному здоровью, росту, радости, свободе и счастью.
Психологи относят к эгоизму семь способностей ребёнка:
-
устанавливать здоровые границы;
-
не подчиняться правилам других, если не хочется;
-
быть верным себе;
-
слушать свои тело и ум;
-
относиться к себе с добротой;
-
говорить о себе с любовью;
-
прощать себя.
Здоровый эгоизм тесно связан с концептом любви к себе. Оба понятия немыслимы без чувств собственного достоинства и уверенности.
Зачем ребёнку здоровый эгоизм
Без здорового эгоизма ребёнку может быть тяжело уже в дошкольном возрасте.
Признаки того, что ребёнок проявляет здоровый эгоизм:
-
открыт новому;
-
не зависит от мнения чужих людей;
-
готов постоять за себя и других;
-
адаптируется в коллективе и социализируется без трудностей;
-
гордится своими достижениями и не преуменьшает их;
-
нацелен на рост и развитие;
-
переносит неудачи без драм;
-
усерден и старателен.
Бывает, отсутствие проявлений здорового эгоизма у ребёнка, помимо доброты, говорит о его низкой самооценке. Слишком чувствительный, зависимый от чужого мнения ребёнок может бояться перечить другим или высказывать свою позицию. Когда мы учим его быть настойчивее, проявлять здоровый эгоизм, это даёт ему социальные и психологические преимущества.
Что даёт ребёнку развитие здорового эгоизма:
-
начинает воспринимать себя как компетентного, сильного и находчивого;
-
учится без труда и чувства неловкости отстаивать свои убеждения, не идти на поводу у окружающих;
-
не расстраивается, если кто-то выразил несогласие или неудовлетворённость его отказом.
Ребёнка, склонного к протестам, здоровый эгоизм учит преодолевать упрямство и справляться с разочарованиями без агрессии.
Преимущества эгоизма для детей-бунтарей:
-
легче взаимодействовать со сверстниками и старшими;
-
испытывают меньше переживаний;
-
понимают, что необязательно доказывать свою правоту публично, ведь она не нуждается в подтверждении со стороны.
Подрастая, дети чаще общаются со сверстниками, поэтому здесь кроется ещё одна опасность. Ребёнок без выработанного здорового эгоизма подвергается бóльшему влиянию со стороны своих друзей и знакомых. На данном этапе его потребность не стать отвергнутым и «влиться» в микрогруппу одноклассников, друзей с детской площадки, приятелей из спортивного кружка может послужить причиной конфликтов с родителями и даже привести к несчастным случаям.
Эгоизм в раннем возрасте необходим для безопасности, развития личности малыша и познания им мира. Без такого качества в характере ребёнок перестанет осознавать свою ценность как человека, свои желания и потребности, чувства и эмоции. И к тому же не сможет нести ответственность за свои поступки. Например, мама попросила школьника полить цветок, а он по просьбе товарища три часа выполнял за него домашние задания, и на цветок времени не осталось. В этом случае ребёнок переложил свою ответственность на маму, а чужую ответственность взял на себя.
Во взрослой жизни обострённое желание помочь другим вкупе с пренебрежением своими интересами негативно сказывается и на отношениях с коллегами, и на выборе партнёра, и на карьерном росте, и на ощущении самореализации.
Когда и как развивать в детях здоровый эгоизм
К пяти годам у детей уже формируется чувство собственного достоинства. И чем старше они становятся, тем сложнее привить им здоровый эгоизм, равно как и устранить чрезмерный.
Много любви
Уже в младенчестве важно начать закладывать основы здоровой самооценки будущей личности. Секрет прост — проявлять заботу и внимание к желаниям ребёнка. Объятия и улыбки дадут малышу почувствовать, что его любят.
Одобрение здорового эгоизма
В 3–5 лет важно объяснить детям, что здоровый эгоизм и самоуважение — жизненно необходимые качества, как если бы речь шла о проявлении их по отношению к лучшему другу.
Позитивный пример
Недостаточно твердить детям об абстрактной любви к себе, ведь они прежде всего копируют паттерны поведения родителей. Им нужно видеть, что мама и папа тоже с уважением относятся к себе. Рекомендуем показывать, что вы уделяете время тренировкам, питанию, чтению книг, поездкам на природу, можете отказаться выполнить чью-то просьбу и не ставите потребности всех вокруг выше собственных.
Здоровый эгоизм всей семьёй
Если в семье несколько человек проявляют здоровое уважение к собственным эмоциям и комфорту, полезно завести привычки, связанные с заботой о себе. Можно записывать чувства и переживания в дневник. Для этого рекомендуем подарить дошкольнику скетчбук с наклейками. Важно, чтобы в эгоизме не было перегибов, а для этого нужны энергия и позитивный настрой, поэтому хорошо гулять, отдыхать и мечтать вместе.
Похвала за усилия
Эгоизм вряд ли перерастёт из здорового в токсичный, если хвалить детей за усилия, а не только за результаты: «Ты очень усердно работала над этим рисунком», «Я вижу, как ты старался, чтобы завязать шнурки самостоятельно», «Ты так быстро и ловко собирал малину, что я не поверила своим глазам».
При этом опасно навязывать ребёнку свои чувства и мысли. Вместо «Я так рад, что ты выиграл гонку. Я тобой горжусь» вы можете сказать: «Ты выиграл! Как ты себя чувствуешь? Что сейчас ощущаешь?» Если перенаправить внимание детей вглубь их самих, они начнут настраиваться на свои, а не на чужие эмоции.
Проявление ценности
Ничто так не учит ребёнка здоровому эгоизму, как знание того, что его ценят. Полезно позволить ему чувствовать свою важность, приучая к домашним делам. Принятие даже незначительных решений, совместные походы за продуктами или просьба помочь родителям в работе докажут ребёнку, что его участие и мысли несут ценность. Это не только разовьёт здоровый эгоизм и ответственность, но и поможет меньше бояться сложностей.
Возможность выбора
Позволяем ребёнку чаще совершать собственный выбор, например, с какой машинкой играть или каким джемом намазать тост. Так он постепенно привыкнет к тому, что может влиять на решения. Это поможет развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Право на отказ
Важно предоставить ребёнку возможность и право иногда говорить «нет». Дошкольникам необходимо самоутвердиться и понять, что за решениями наступают последствия. Например, если во время многочасовой прогулки в парке ребёнок отказался съесть банан, не стоит его принуждать. При этом важно объяснить, что придётся потерпеть и не есть до дома, потому что жевать на ходу вредно и неудобно.
Тренировать здоровый эгоизм полезно и в процессе исследования окружающего мира. Например, дошкольник может несколько минут с интересом наблюдать за муравьём, а потом испугаться, если насекомое начнёт взбираться вверх по ноге. В такой ситуации важно объяснить, что всё в порядке. Стоит показать, как смахнуть муравья, если дошкольнику станет страшно и некомфортно.
Ролевые сценарии
В старшем дошкольном возрасте рекомендуем спросить ребёнка, как он себя поведёт, если сверстники будут побуждать его делать то, чего он не хочет. А дальше полезно подробно обсудить, как выйти из такой ситуации, если она вдруг произойдёт. Важно подчеркнуть, что ребёнок в любое время сможет позвонить родителям или другим членам семьи, которые помогут справиться с давлением и чувством вины, если ему будет трудно отказать.
Таким образом, лучше начать учить детей здоровому эгоизму как можно раньше. Тогда у них будет меньше сложных проблем со сверстниками. Детям со здоровым эгоизмом проще противостоять манипуляциям и концентрироваться на своих потребностях. Такой подход в воспитании поможет создать вокруг ребёнка безопасную среду для развития без избыточной опеки. А ростки уважения и любви к себе, заложенные до школы, помогут здоровому детскому эгоизму прочно закрепиться в характере.