Назад
views 2 920
calendar 14 июня 2023

Что делать, если ребёнок плохо учится

Что делать, если ребёнок плохо учится
Статья
contents Оглавление
Гайд, как повысить успеваемость школьника (и когда этого делать не стоит).

В этой статье выясняем, что такое неуспеваемость: когда пора бить тревогу, а когда нужно только наблюдать. Мы также ответим на главный вопрос: что делать, если ребёнок плохо учится. Подготовить этот материал нам помогли научные работы педагогов и наши интервью с психологом и нейропсихологом — партнёрами Домашней школы «ИнтернетУрок».  

Давайте для начала определимся с понятиями. Для одних родителей тройка в дневнике — показатель неуспеваемости и повод для беспокойства. Другие спокойно воспринимают череду двоек, не делая из этого особой трагедии. Найти правду нам помог практикующий психолог Алексей Гасников:

«Школьная неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений».

То есть если человек к концу первого класса не умеет писать, считать и читать, то мы говорим о неуспеваемости. Без этих знаний и умений школьник просто не сможет учиться дальше.

И ещё несколько значимых выводов из нашего интервью с Алексеем Гасниковым:

  1. Говорить о школьной неуспеваемости справедливо только в отношении детей, которые учатся на двойки. Троечники — успевающие дети. 

  2. Оценки — маркер проблемы при условии, что они выставлены объективно и адекватно.

  3. Родителям стоит обратить внимание на двойки ребёнка и выяснить, по какой причине эти оценки появились, даже если их мало.

Некоторые педагоги и психологи считают, что понятие школьной неуспеваемости шире низкого уровня знаний ребёнка. Так, кандидат педагогических наук, автор работ по неуспеваемости Наталья Клементьева относит к неуспеваемости ещё и проблемы в поведении. Это справедливо, когда школьник не только учится на двойки, но и прогуливает школу, конфликтует со сверстниками, отказывается от дополнительных занятий. 

Конфликты с учителем

Такие причины неуспеваемости научно называют организационно-методическими или педагогическими, поскольку они напрямую связаны с качеством образовательных стандартов, методов обучения, личностью педагога и его мастерством. 

Ошибки педагога, из-за которых школьники отстают от программы: 

  • перегружает учеников; 

  • не применяет индивидуальный подход; 

  • не пытается закрыть пробелы в знаниях учеников; 

  • не помогает детям преодолеть трудности в обучении; 

  • мало занимается воспитательной работой.

Настроиться на учёбу ученикам также могут мешать стойкая неприязнь и недостаток уважения к учителю. Когда возникают подобные проблемы, наивно думать, что проблема решится сама или её решит сам ребёнок. В этом случае нужно наше активное участие. 

Чем помочь ребёнку 

  1. Обсуждаем проблему вместе. Важно вести разговор нейтрально, не выступая обвинителем ни ребёнка, ни школы. Спокойно выясняем, в чём проблема, по мнению ребёнка. Не стоит вставать на сторону учителя, даже если он прав. Когда на человека нападают толпой, это уже травля. У ребёнка не остаётся опоры, и он чувствует безнадёгу — что никто ему не поможет. Именно поэтому даём понять ребёнку, что в любой ситуации вы на его стороне и бросаться обвинениями и угрозами не станете.

  2. Общаемся с другими родителями — выясняем, есть ли проблема с учителем у кого-то ещё. Практика показывает, что если учитель обладает негативными личностными качествами, то к нему много претензий. Тогда проблему можно решать сообща. Например, если учитель кричит на детей, оскорбляет их, то это будет мешать всему классу, а не только вашему ребёнку. 

  3. Разговариваем с учителем. Здесь важно соблюдать нейтралитет и не идти в школу с настроением всё разгромить, отстаивая интересы ребёнка. Впрочем, если вести себя как провинившийся школьник, тоже ничего хорошего из беседы не получится. Помним, что у нас с учителем общая цель: дать ребёнку знания и воспитать лучшие качества. Поэтому говорим на равных, как партнёры. 

  4. Общаемся с классным руководителем, если проблема с учеником начальной или средней школы. Если ребёнок получает двойки только по химии, а по остальным предметам у него хорошие оценки, то проблема явно в личности педагога.

Если после разговора с учителем и классным руководителем ребёнок по-прежнему ходит в школу как на казнь, приносит оттуда двойки и жалуется на учителя, идём дальше — к медиатору. Так в современных школах называют специалиста, задача которого примирить конфликтующие стороны. Это может быть директор или школьный психолог. Задача медиатора — найти способы помириться. 

Если медиатор не помог и школа настаивает, что в конфликте виноват школьник, то есть смысл сменить учебное заведение — например, перевести ребёнка на домашнее обучение. Вот такой пример приводит наша подписчица, мама второклассника Инга: 

«Мой ребёнок стабильно получал двойки по английскому, отказывался учить уроки по этому предмету, не мог выучить даже буквы, а учитель сыпал жалобами. Чтобы решить проблему, я обратилась в онлайн-школу. Решила, посмотрю, как ребёнок осваивает другую программу и если он не будет справляться, то начну искать другие причины отставания. Но искать другие причины не пришлось, потому что индивидуальные занятия в игровой форме повысили мотивацию к учёбе. Например, сейчас ребёнок с радостью ждёт урок английского, сам просит позаниматься». 

Проблемы со здоровьем

Эти причины вызваны особенностями ребёнка. Например, если ученик не увидит написанное на доске, не слышит пояснения учителя и при этом боится или стесняется переспросить, проблемы в учёбе неизбежны. 

Но не всё так очевидно. Внешне здоровый ребёнок тоже может быть неуспевающим. Детский нейропсихолог Наталья Никулина отмечает, что к ней на приём попадают дети без диагнозов, но с трудностями в обучении: не могут освоить письмо, чтение, математику. 

Наталья Никулина, детский нейропсихолог:

«Часто родители жалуются, что ребёнок невнимателен, быстро устаёт, плохо запоминает учебный материал, допускает “глупые ошибки”, зная правила. В корне таких трудностей — снижение функционирования определённых мозговых механизмов. Слабо выраженные нарушения центральной нервной системы могут быть внешне незаметны, но они препятствуют нормальному функционированию систем мозга, задерживают развитие». 

Чем помочь ребёнку 

Чтобы разобраться, в чём причина неуспеваемости или отставания, надо провести нейропсихологическую диагностику. На её основе специалист разработает индивидуальный план коррекции. Наталья Никулина приводит такой пример. Если ребёнок быстро устаёт, с трудом удерживает рабочую позу, то можно предположить снижение нейродинамических показателей, например снижение функционирования первого блока мозга, который обеспечивает оптимальное ресурсное состояние нашего организма. Нейропсихолог будет проводить на занятиях соответствующие упражнения. Родителям же стоит придерживаться рекомендаций специалиста.

Наталья Никулина, детский нейропсихолог:

«Чтобы исключить проблемы со здоровьем, соблюдайте режим дня: ложитесь спать и поднимайтесь в одно и то же время. Ученику начальных классов нужно не менее 9 часов на сон. Не надо переутомлять ребёнка кружками. Если их много, то ребёнок будет плохо учиться. Ежедневно гуляйте не менее 30 минут. При выполнении объёмных домашних заданий делите “слона на части”: выполняйте задания небольшими порциями с перерывами на отдых. Занимайтесь плаванием, массажем, закаливанием и всем, что укрепляет физическое здоровье. Гаджеты и телевизор за отдых не считаются, лучше поприседать, прогуляться. И особенно важно соблюдать питьевой режим и здоровый рацион питания.

articlePreviewImage
Основа основ: правила идеального детского завтрака, обеда и ужина
Делимся принципами здорового питания, которые продлевают жизнь и повышают настроение.

Микросоциальные причины

И ещё один существенный пласт проблем бывает в семье. Полноценно решить их поможет психолог. В этой статье мы собрали рекомендации из серии «скорая помощь». 

Демотивация к учебной деятельности

Хорошо, если удалось сформировать у ребёнка внутреннюю мотивацию и он учится, потому что ему нравится. Педагоги отмечают, что у детей сложности с мотивацией, потому что семья её не сформировала, а часто помешала. Так, некоторые родители сами себе противоречат: требуют хороших оценок, но при этом обесценивают систему образования.

Как исправить

Стараемся избегать двойственных суждений в ключе: «В наше время учили качественнее, а сейчас только создают видимость» или «Школа не даёт знаний, а только калечит психику». Вместо этого отзываемся о школе с восхищением и интересом, вспоминаем мотивирующие истории из собственной школьной поры. 

Недостаток внимания 

Многие родители перегружены на работе и погружены в свои проблемы. На качественное общение с ребёнком не остаётся ни сил, ни времени. Максимум такие родители могут спросить: «Как оценки в школе?». В этом случае ребёнку кажется, что родителей интересуют не его жизнь и личность, а только оценки. И специально снижает результаты. 

Как исправить

Спрашиваем у ребёнка: «Что сегодня было интересного?». Интересуемся его жизнью. Так поймём, что у него на душе, что он предпочитает, с кем дружит, какие у него достижения, неудачи, планы, как он оценивает разные события. Стараемся беседовать не на бегу или между делом, а выделяем время для обстоятельного разговора.      

Чрезмерная критика

Если ребёнок не успешен в учёбе, то, скорее всего, он переживает по этому поводу. Плюс на него давят учителя. Если ещё и дома ему читают нотации за плохие оценки, кажется, что весь мир против. То же самое бывает и со взрослыми, когда у них проблемы на работе. Если после выговора руководителя и бесед на повышенных тонах с коллегами ещё и домашние добавляют критики, жизнь становится невыносимой. 

Как исправить

Находим в достижениях и личности ребёнка то, чем он может гордиться, и акцентируем на этом внимание. Пусть он чувствует себя успешным, а не неудачником. Для этого достаточно сдвинуть фокус внимания.

Неадекватные требования

Если родители считают детей собственным проектом и оценивают свою успешность через их достижения, это проблема. Ребёнок — отдельная личность и вовсе не обязан соответствовать высоким идеалам родителей. Психологи отмечают, что завышенные требования порождают в ребёнке неуверенность в себе. Это будет мешать в учёбе и вообще в жизни. 

Как исправить

Позволяем ребёнку быть самим собой. Не навязываем свои несбывшиеся мечты и не требуем быть круглым отличником.

Атмосфера в семье

Взаимоотношения между членами семьи, по наблюдению педагогов-психологов, сказываются на успеваемости. Если обстановка напряжённая, родители ссорятся, наказывают детей за малейшую провинность, то и ждать хороших результатов не стоит.  

Как исправить

Уважаем, понимаем и заботимся обо всех членах семьи. Устраиваем семейные ритуалы: совместные здоровые ужины, дружные прогулки и другие выходы в свет. В такой здоровой атмосфере ребёнку будет проще учиться.

 

И напоследок главное. Оценки в школе важны, но отношения с ребёнком дороже. В любой непонятной ситуации помним об этом приоритете. И не забываем показывать, что любим ребёнка и всегда на его стороне. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru