Эмоциональный интеллект: модное увлечение или действительно полезный навык?
Сегодня модно обучать детей эмоциональному интеллекту чуть ли не с пелёнок. Психологи наперебой доказывают: чем раньше начать, тем больше преимуществ будет у ребёнка.
Шуму наделало исследование учёных из Гарварда. Они выяснили, что набор академических знаний и умений существенно проигрывает эмоциональному интеллекту. Оказалось, что успех человека на 80 % зависит от коэффициента эмоционального интеллекта (EQ) и лишь на 20 % — от привычного нам IQ.
В этой статье обсуждаем, как на самом деле связаны эмоциональный интеллект и успех, стоит ли развивать эмоциональный интеллект до школы или это временный тренд, который скоро пройдёт. Давайте разбираться.
Что такое эмоциональный интеллект?
Понятие «эмоциональный интеллект» пришло к нам из иностранной литературы. Психологи Джон Майер и Питер Сэловей сформулировали его так:
«Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями».
Также Майер и Сэловей выделили четыре составляющие понятия «эмоциональный интеллект»:
-
восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
-
понимание — знание того, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
-
управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
-
использование — активизация мозга с помощью эмоций.
Эмоции напрямую влияют на наше взаимодействие с окружающим миром. От того, насколько грамотно человек выстраивает взаимоотношения с обществом, близкими и родными, с коллегами и друзьями, зависят качество его жизни, успехи в учёбе и карьерные перспективы. Согласно исследованию Harvard Business School, 82 % работодателей оценивают эмоциональный интеллект кандидатов при приёме на работу.
Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь школьников
Когда начинать развивать эмоциональный интеллект?
Развивать эмоциональный интеллект стоит уже в младшем дошкольном возрасте. В 3–4 года ещё мало опыта, зато переживания очень яркие: как позитивные, так и негативные. И в этом состоянии проще всего знакомиться с эмоциями.
В дальнейшем важно постоянно продолжать развивать эмоциональный интеллект. Разница только в акцентах. Дошкольникам необходимо в первую очередь объяснять мир: рассказывать, что и как устроено, какие бывают эмоции. А школьникам — как с этими эмоциями справляться.
К тому же умение распознавать и выражать эмоции помогает выработать и улучшить механизмы адаптации и социализации, снизить тревожность, повысить скорость реакций и прибавить уверенности в себе.
Как помочь развить эмоциональный интеллект?
Рекомендую развивать гибкие навыки у ребёнка начиная с трёх лет. В этом помогут приёмы, о которых узнаете прямо сейчас.
Озвучивание эмоций
Начать изучать эмоции стоит с их называния. Родителям полезно проговаривать то, что они чувствуют, в ответ на действия ребёнка. Допустим, дошкольник отказывается убирать игрушки. Тогда можно сказать: «Меня обрадует, если ты выполнишь мою просьбу» или «Я расстраиваюсь, когда ты меня не слушаешь».
Ещё полезнее обсуждать, что ребёнок чувствует в ситуациях, связанных с его пожеланиями. Например, когда он просит «включить мультики», можно спросить, какие именно эмоции он испытывает при просмотре и какие чувства вызывают у него разные герои этого мультфильма. Так дошкольник будет учиться осмысливать и озвучивать свои переживания, а также подбирать нужные слова.
Также рекомендую нарисовать или распечатать карточки с иллюстрациями эмоций. Так ребёнок их быстрее запомнит, и ему будет проще их выражать.
Развитие эмпатии
До школы важно развить в ребёнке эмпатию — умение не только сопереживать человеку, но и понимать причины и глубину его эмоций. Для этого стоит рассказывать об окружающих: что они чувствуют, откуда берутся их эмоции. Дети отзывчиво реагируют на изменения вокруг и на поведение других людей.
Предположим, на детской площадке родители пытаются забрать ребёнка домой, а тот капризничает и плачет. До 5 лет такую ситуацию стоит прокомментировать взрослым: «Мальчик плачет, потому что огорчён тем, что нужно прекратить игру. Его мама сердится, потому что он не реагирует на её просьбу». Такой безоценочный разбор ситуации и объяснение сопровождающих её эмоций развивают эмоциональный интеллект. А после 5 лет стоит обращать внимание дошкольника на яркие события в реальности, книгах, фильмах и мультфильмах, спрашивать ребёнка о причинах поступков героев.
Выражение эмоций
Ребёнку следует давать возможность фантазировать и открыто выражать свои эмоции. Для этого важно чаще интересоваться настроением и самочувствием дошкольника, обсуждать, какие события дня оказались наиболее запоминающимися, что ребёнок чувствовал во время этих событий.
Также можно поиграть в игру «Нарисуй своё настроение» — попросить изобразить эмоции. Для разминки можно вместе порассуждать, придумать, как изобразить радость, какого цвета грусть, насколько зелёная тоска и какого ещё цвета она может быть.
Не стоит запрещать ребёнку проявлять эмоции без пояснения в формате «Хватит капризничать!», иначе ребёнок может закрыться. Полезнее выстроить диалог, объяснить причины запрета и свои эмоции по этому поводу. Как вариант, в примере с капризами можно сказать: «Меня очень огорчает твоё поведение. Ты ведь уже посмотрел две серии мультфильма, как мы и договаривались. Уже время книг, а ты ревёшь так, что мне кажется, что тебе уже и неинтересно, когда я тебе читаю».
Выпускание пара
Совсем избежать негатива не получится. Учёба провоцирует ситуации успеха и неуспеха. Поэтому важно заранее готовить дошкольника адекватно реагировать на неприятные ситуации в школе: с оценками, с одноклассниками и учителями.
Подавлять или игнорировать неприятные переживания вредно для психики. Важно выражать любые эмоции, даже негатив. Главное — научить делать это без вреда для себя и окружающих.
Для нетоксичного выражения негативных эмоций можно завести «подушку гнева» и кричать в неё всё, что накопилось. Ещё один способ — нарисовать неприятную ситуацию и разорвать этот рисунок на множество частей.
Полезный и продуктивный способ выпустить пар — это смещать внимание с негативного события на другую деятельность: занятия спортом, прогулку или другую физическую активность. Но стоит запастись терпением: обычно чем младше ребёнок, тем сложнее ему даётся этот приём.
Ещё один хороший способ борьбы с негативом — ведение «Дневника эмоций». Дошкольник может в нём рисовать события дня, вызвавшие положительные эмоции. Это особенно полезно, потому что часто люди запоминают именно неприятные переживания, а позитивные события воспринимают как нечто само собой разумеющееся.
«Дневник эмоций» помогает вспомнить моменты, которые приносят удовольствие и радость. Пересматривая рисунки, в тяжёлые моменты проще восстановить благоприятный психоэмоциональный фон. Кстати, это упражнение подойдёт не только для дошкольников, но также для школьников и даже взрослых. С той разницей, что вместо рисунков после 7 лет проще записывать приятные моменты. Однако можно и продолжать рисовать — в зависимости от того, как вам больше нравится фиксировать радость.
Отрицать уже бессмысленно: эмоциональный интеллект действительно стал обязательным гибким навыком. Без него сложно учиться в школе и в вузе и почти невозможно устроиться на приличную работу.
Приёмы из статьи помогут вам начать развивать эмоциональный интеллект у дошкольников младшего и среднего возраста. А после 6 лет есть смысл доверить обучение профессионалам — например, записать ребёнка на онлайн-курсы по развитию эмоционального интеллекта школы «ИнтернетУрок». 90 % этих занятий — практика. Ребёнок поэтапно знакомится с главными эмоциями и отрабатывает их в играх с другими детьми под присмотром психологов и педагогов. В итоге ему проще добиваться успеха в школе и заводить друзей.