Назад
views 976
calendar 21 февраля 2024

Эмоциональный интеллект: модное увлечение или действительно полезный навык?

Эмоциональный интеллект: модное увлечение или действительно полезный навык?
Статья
contents Оглавление
Разбор тренда

Сегодня модно обучать детей эмоциональному интеллекту чуть ли не с пелёнок. Психологи наперебой доказывают: чем раньше начать, тем больше преимуществ будет у ребёнка. 

Шуму наделало исследование учёных из Гарварда. Они выяснили, что набор академических знаний и умений существенно проигрывает эмоциональному интеллекту. Оказалось, что успех человека на 80 % зависит от коэффициента эмоционального интеллекта (EQ) и лишь на 20 % — от привычного нам IQ. 

В этой статье обсуждаем, как на самом деле связаны эмоциональный интеллект и успех, стоит ли развивать эмоциональный интеллект до школы или это временный тренд, который скоро пройдёт. Давайте разбираться.

Что такое эмоциональный интеллект?

Понятие «эмоциональный интеллект» пришло к нам из иностранной литературы. Психологи Джон Майер и Питер Сэловей сформулировали его так:

«Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями».

Также Майер и Сэловей выделили четыре составляющие понятия «эмоциональный интеллект»:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;

  • понимание — знание того, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;

  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;

  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

Эмоции напрямую влияют на наше взаимодействие с окружающим миром. От того, насколько грамотно человек выстраивает взаимоотношения с обществом, близкими и родными, с коллегами и друзьями, зависят качество его жизни, успехи в учёбе и карьерные перспективы. Согласно исследованию Harvard Business School, 82 % работодателей оценивают эмоциональный интеллект кандидатов при приёме на работу. 

Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь школьников

Эмоциональный интеллект как влияет на ребёнка

Когда начинать развивать эмоциональный интеллект?

Развивать эмоциональный интеллект стоит уже в младшем дошкольном возрасте. В 3–4 года ещё мало опыта, зато переживания очень яркие: как позитивные, так и негативные. И в этом состоянии проще всего знакомиться с эмоциями.   

В дальнейшем важно постоянно продолжать развивать эмоциональный интеллект. Разница только в акцентах. Дошкольникам необходимо в первую очередь объяснять мир: рассказывать, что и как устроено, какие бывают эмоции. А школьникам — как с этими эмоциями справляться. 

К тому же умение распознавать и выражать эмоции помогает выработать и улучшить механизмы адаптации и социализации, снизить тревожность, повысить скорость реакций и прибавить уверенности в себе.

Как помочь развить эмоциональный интеллект?

Рекомендую развивать гибкие навыки у ребёнка начиная с трёх лет. В этом помогут приёмы, о которых узнаете прямо сейчас. 

Озвучивание эмоций

Начать изучать эмоции стоит с их называния. Родителям полезно проговаривать то, что они чувствуют, в ответ на действия ребёнка. Допустим, дошкольник отказывается убирать игрушки. Тогда можно сказать: «Меня обрадует, если ты выполнишь мою просьбу» или «Я расстраиваюсь, когда ты меня не слушаешь». 

Ещё полезнее обсуждать, что ребёнок чувствует в ситуациях, связанных с его пожеланиями. Например, когда он просит «включить мультики», можно спросить, какие именно эмоции он испытывает при просмотре и какие чувства вызывают у него разные герои этого мультфильма. Так дошкольник будет учиться осмысливать и озвучивать свои переживания, а также подбирать нужные слова.

Также рекомендую нарисовать или распечатать карточки с иллюстрациями эмоций. Так ребёнок их быстрее запомнит, и ему будет проще их выражать. 

articlePreviewImage
Ребёнок грустит. Чем помочь?
Рекомендации психолога

Развитие эмпатии

До школы важно развить в ребёнке эмпатию — умение не только сопереживать человеку, но и понимать причины и глубину его эмоций. Для этого стоит рассказывать об окружающих: что они чувствуют, откуда берутся их эмоции. Дети отзывчиво реагируют на изменения вокруг и на поведение других людей.

Предположим, на детской площадке родители пытаются забрать ребёнка домой, а тот капризничает и плачет. До 5 лет такую ситуацию стоит прокомментировать взрослым: «Мальчик плачет, потому что огорчён тем, что нужно прекратить игру. Его мама сердится, потому что он не реагирует на её просьбу». Такой безоценочный разбор ситуации и объяснение сопровождающих её эмоций развивают эмоциональный интеллект. А после 5 лет стоит обращать внимание дошкольника на яркие события в реальности, книгах, фильмах и мультфильмах, спрашивать ребёнка о причинах поступков героев. 

Выражение эмоций

Ребёнку следует давать возможность фантазировать и открыто выражать свои эмоции. Для этого важно чаще интересоваться настроением и самочувствием дошкольника, обсуждать, какие события дня оказались наиболее запоминающимися, что ребёнок чувствовал во время этих событий. 

Также можно поиграть в игру «Нарисуй своё настроение» — попросить изобразить эмоции. Для разминки можно вместе порассуждать, придумать, как изобразить радость, какого цвета грусть, насколько зелёная тоска и какого ещё цвета она может быть.

Не стоит запрещать ребёнку проявлять эмоции без пояснения в формате «Хватит капризничать!», иначе ребёнок может закрыться. Полезнее выстроить диалог, объяснить причины запрета и свои эмоции по этому поводу. Как вариант, в примере с капризами можно сказать: «Меня очень огорчает твоё поведение. Ты ведь уже посмотрел две серии мультфильма, как мы и договаривались. Уже время книг, а ты ревёшь так, что мне кажется, что тебе уже и неинтересно, когда я тебе читаю».

articlePreviewImage
Как построить доверительные отношения с ребёнком
Шпаргалка от психолога

Выпускание пара

Совсем избежать негатива не получится. Учёба провоцирует ситуации успеха и неуспеха. Поэтому важно заранее готовить дошкольника адекватно реагировать на неприятные ситуации в школе: с оценками, с одноклассниками и учителями.

Подавлять или игнорировать неприятные переживания вредно для психики. Важно выражать любые эмоции, даже негатив. Главное — научить делать это без вреда для себя и окружающих.

Для нетоксичного выражения негативных эмоций можно завести «подушку гнева» и кричать в неё всё, что накопилось. Ещё один способ — нарисовать неприятную ситуацию и разорвать этот рисунок на множество частей. 

Полезный и продуктивный способ выпустить пар — это смещать внимание с негативного события на другую деятельность: занятия спортом, прогулку или другую физическую активность. Но стоит запастись терпением: обычно чем младше ребёнок, тем сложнее ему даётся этот приём.

Ещё один хороший способ борьбы с негативом — ведение «Дневника эмоций». Дошкольник может в нём рисовать события дня, вызвавшие положительные эмоции. Это особенно полезно, потому что часто люди запоминают именно неприятные переживания, а позитивные события воспринимают как нечто само собой разумеющееся. 

«Дневник эмоций» помогает вспомнить моменты, которые приносят удовольствие и радость. Пересматривая рисунки, в тяжёлые моменты проще восстановить благоприятный психоэмоциональный фон. Кстати, это упражнение подойдёт не только для дошкольников, но также для школьников и даже взрослых. С той разницей, что вместо рисунков после 7 лет проще записывать приятные моменты. Однако можно и продолжать рисовать — в зависимости от того, как вам больше нравится фиксировать радость.  

articlePreviewImage
Как питание влияет на настроение
Подсказки, как улучшить настроение едой

Отрицать уже бессмысленно: эмоциональный интеллект действительно стал обязательным гибким навыком. Без него сложно учиться в школе и в вузе и почти невозможно устроиться на приличную работу. 

Приёмы из статьи помогут вам начать развивать эмоциональный интеллект у дошкольников младшего и среднего возраста. А после 6 лет есть смысл доверить обучение профессионалам — например, записать ребёнка на онлайн-курсы по развитию эмоционального интеллекта школы «ИнтернетУрок». 90 % этих занятий — практика. Ребёнок поэтапно знакомится с главными эмоциями и отрабатывает их в играх с другими детьми под присмотром психологов и педагогов. В итоге ему проще добиваться успеха в школе и заводить друзей.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru