Как помочь ребёнку развить концентрацию
Будущим первоклассникам необходимо концентрироваться на одной деятельности как минимум 20 минут. Развить этот навык помогают игровые упражнения из нашей подборки.
Для начала объясним, почему детям бывает сложно долго концентрироваться на одной задаче.
Возможные причины проблем с концентрацией:
- импульсивность и слабый самоконтроль;
- трудности с планированием;
- сложности с выполнением задачи, если она не вызывает интереса;
- неспособность критически оценить собственную деятельность (ребёнок может не замечать своих ошибок, не понимать дисциплинарных требований);
- речевые трудности — проблемы с обобщением, неумение подобрать правильное слово.
Детям, у которых наблюдаются трудности с концентрацией и дефицит внимания, полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то делать. При этом важно, чтобы ребёнок как можно больше говорил и как можно меньше показывал. Вот несколько вариантов для развития концентрации у дошкольника в игровой форме.
«Мастер-класс словами»
В этой игре просим ребёнка научить чему-нибудь родителей с помощью слов. К примеру, заварить чай.
Задача родителей — в точности выполнять всё, что говорит дошкольник в этой игре. Если он считает, что достаточно разложить по кружкам чайные листья и сахар, то делаем именно так. Дальше спрашиваем ребёнка, всё ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать о чём-то ещё. Так ребёнок будет более сконцентрирован.
«Репродукция картины»
Для выполнения этого упражнения понадобятся два листа бумаги. Один выдаём ребёнку, другой берём себе. Просим дошкольника изобразить на его листе что-нибудь из простых геометрических фигур: кругов, треугольников, квадратов. Предупреждаем, что потом ему надо будет описать свою картину, не показывая. Дальше слушаем и изображаем всё в точности, как говорит ребёнок. С каждым разом он будет всё более сконцентрирован: и когда рисует, и когда объясняет.
«Навигатор»
Предлагаем ребёнку завязать родителю глаза и с помощью инструкций помочь добраться до какого-нибудь предмета, не задев ничего в комнате и не споткнувшись. Рекомендуем подсказать, какими могут быть указания «навигатора». Например: «Два шага вперёд, шаг направо, три шага вперёд, пять шагов налево. Протяни правую руку вперёд, подними выше, правее, бери!»
«Графический диктант»
В этой игре ребёнок на клетчатом листочке бумаги рисует фигуру или предмет, обводя контуры клеток по вертикали или горизонтали. Диагонали использовать нельзя. После этого просим «продиктовать» изображение взрослому так, чтобы у него получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размера одной клетки.
Для начала подсказываем ребёнку, как именно проводить диктант. Подойдут такие инструкции, как «поставь чёрточку в нижней части листа чуть левее середины», «проведи от неё линию вверх на две клетки».
«Хождение по верёвочке»
Для этого упражнения понадобится лента или верёвка. Её можно разложить волнами, зигзагом или хаотично. Смысл упражнения в том, что дошкольник движется по ленте приставным шагом носком к пятке. Можно добавить движение языком в противоположную сторону от ведущей ноги: левая нога вперёд — язык вправо, правая нога вперёд — язык влево. Такие задания задействуют концентрацию, выполнить их на автомате почти нереально.
«Сыщики»
В игре предлагаем ребёнку внимательно осмотреть комнату и найти, например, все красные предметы круглой формы. Или все квадратные зелёные.
«Алиса в Стране чудес»
Это упражнение помогает развить концентрацию, внимание, аналитико-синтетическую деятельность. Его смысл заключается в поиске общих свойств непохожих предметов. Помните загадку из «Алисы в Стране чудес»? Там Шляпник спросил главную героиню: «Что общего у ворона и письменного стола?» Это сложная задача для дошкольника. Играть в подобную «заумь» не предлагаем. Но будет полезно задать более простые вопросы. Например, можно попросить найти 3–7 общих признаков у баскетбольного мяча и арбуза. Возможный ответ: оба круглые, полосатые и нравятся папе.
«Исключение лишнего»
В этой игре предлагаем ребёнку найти лишнее из четырёх слов. Когда дошкольник начнёт легко справляться с простыми словами, можно предложить подборки-ловушки, которые подразумевают два правильных ответа. Если ребёнок называет один из возможных вариантов, спрашиваем, какой может быть ещё.
Варианты слов для исключения лишнего:
- лето, осень, зима, санки (лишнее слово — «санки»);
- йогурт, помидор, чипсы, настолка (лишнее слово — «настолка»);
- тумбочка, стол, стул, свет (лишним словом может быть «тумбочка», потому что начинается не на «с», или «свет», потому что это не мебель);
- Витя, Вася, Ася, веер (лишним словом может быть «веер», потому что он неодушевлённый, или «Ася», потому что она женского рода и не из четырёх букв).
И напоследок делимся полезными лайфхаками для развития концентрации, помимо игр.
Как развить концентрацию у дошкольника:
- Ввести семейные ритуалы, которые привязаны ко времени.
- Научить дошкольника составлять планы. Если он ещё не умеет писать, то можно рисовать эти планы и их последовательность.
- Выявить интересы ребёнка и обучить его составлять планы достижения целей в форме игры и совместной деятельности со взрослыми.
- Добавить регулярные развивающие и оздоровительные мероприятия: занятия ЛФК, детской йогой, плаванием, танцами, массаж.
- Чаще обнимать дошкольника, отмечать его достижения и успехи.
Если за полгода до школы ребёнок не может концентрироваться дольше 20 минут, стоит посетить нейропсихолога. Специалист выявит причины сложностей с концентрацией и назначит коррекционные занятия. А родителям в этом случае предстоит закреплять результат играми, в том числе из этой статьи.