Как создать и укрепить у ребёнка чувство безопасности
Согласно пирамиде Маслоу, чувство безопасности — базовая потребность человека. Она стоит на втором месте после физиологических потребностей, то есть человеку в первую очередь нужны еда, вода, сон и безопасность. В статье объясним, что же такое безопасность ребёнка, как сформировать это чувство и почему это важно.
Что такое чувство безопасности?
Это ощущение защищённости, комфорта и спокойствия. Может показаться, что запертая на замок дверь даёт чувство защищённости: к вам не сможет пробраться вор или убийца. Однако внутреннее чувство тревоги не видит стен и границ, и даже за запертыми дверьми не всегда можно почувствовать себя защищённо.
Элементы базовой безопасности:
-
Физическая безопасность — ощущение, что жизни и здоровью ничего не угрожает: доступность еды, медицинской помощи, надёжные двери.
-
Эмоциональная безопасность — ощущение, что наши чувства и эмоции значимы и не поддаются осуждению.
-
Социальная безопасность — наличие отношений, в которых присутствует поддержка.
-
Психологическая безопасность — ощущение, что жизнь находится под нашим контролем.
Чувство безопасности формируется всю жизнь. Так же быстро оно рушится, если произошло что-то плохое или жизнь полна стресса. Хорошая новость в том, что вы можете укрепить это чувство у ребёнка.
Проявляем любовь
Проявление любви — основной способ укрепить чувство безопасности. Об этом, в частности, пишет профессор Темплского университета Лоуренс Стейнберг в книге «Переходный возраст».
В моей практике встречаются семьи, где не принято проявлять любовь. Кто-то не умеет это делать. Кто-то боится избаловать ребёнка или сделать его слишком мягким и уязвимым. На самом деле дети, которые чувствуют любовь родителей, менее требовательные и капризные.
Как проявлять любовь к ребёнку:
-
Говорим, что ребёнок нас радует, наполняет вашу жизнь смыслом.
-
Хвалим ребёнка. Акцентируем внимание на сильных чертах, удачных моментах.
-
Проявляем любовь физически: обнимаем, целуем ребёнка. Это нужно даже подросшим детям. Но есть разница. 6-летнего ребёнка можно обнять на виду у всех, а подростка — только если он сам это позволяет.
Как-то я была свидетелем неприятной сцены на детской площадке. Мальчик лет пяти сильно капризничал: валялся в песочнике и кидал в папу игрушками. Папа разозлился и сказал: «Мне такой ребёнок не нужен, поэтому я пошёл домой».
Это подрывает ощущение безопасности. Важно, чтобы ребёнок понимал, что его любят не за хорошие поступки, а за то, что он есть, в любом состоянии и при любом поведении.
Участвуем в жизни ребёнка
Лоуренс Стейнберг отмечает, что дети, чьи родители активно участвуют в школьной жизни, лучше учатся, обладают более здоровой самооценкой и меньшим количеством психологических проблем, чем дети, с которыми родители просто разговаривают в свободное время. По мнению профессора Стейнберга, при выборе между рядовым собранием на работе или выступлением ребёнка в школьном концерте верный выбор — это концерт. Да, это самопожертвование и ментальный груз. Но так вы создаёте ребёнку психологическую устойчивость.
Как участвовать в жизни ребёнка:
-
Интересуемся, что интересного происходит в школе, какие события тронули.
-
Узнаём, с кем дружит ребёнок. Так заодно проще контролировать, не попадает ли ребёнок в дурную компанию.
Но во всём нужен баланс. Беседы для галочки и в форме допроса не принесут результата. Разговоры, когда ребёнок не настроен на беседу, тоже вызовут негатив. Одна пациентка рассказала мне поучительную историю. Каждый день, когда её дочь приходила из школы, мама спрашивала: «Какие оценки принесла?» Однажды девочка ответила маме: «Неужели тебя интересуют только мои оценки, а не я сама?»
Создаём расслабляющую атмосферу дома
Ощущение безопасности укрепляет атмосфера, которая мотивирует желание вернуться и расслабиться.
Как снизить уровень стресса дома:
-
Избегаем ссор с другими членами семьи в присутствии ребёнка. Особенно остро дети переживают разлад между родителями.
-
Воздерживаемся от конфликтов с другими людьми. Скандалы с соседями нарушают чувство безопасности ребёнка. Сложно чувствовать себя защищённым, если родители не в ладах с миром.
-
Не нападаем на ребёнка за школьные или личные неудачи. Подставляем плечо, жалеем, поддерживаем, даже если ребёнок не совсем прав.
-
Создаём личное пространство. Маленьким детям нравятся шалаши, домики из подушек — своё «гнёздышко». Подростку стараемся выделить индивидуальную комнату или хотя бы изолировать часть комнаты. Соблюдаем границы и не врываемся без стука.
Поддерживаем дисциплину
Автор книги «В три всё только начинается» Галина Момот пишет, что для развития чувства защищённости детям важно знать, чего от них хотят взрослые, и доверять им. Дисциплина — ориентация на авторитет.
Как наладить дисциплину дома:
-
Устанавливаем правила поведения дома и в обществе. Обсуждаем их, назначаем ответственность за нарушение требований. Объясняем, почему нельзя.
Вид запрета |
Бесполезный |
Эффективный |
Пример |
«Тебе нельзя конфеты» |
«Тебе можно конфету, но после обеда, чтобы не испортить аппетит» |
Объяснение |
Внимание на конфете и запрете. Слово «нельзя» мотивирует нарушить правило |
Внимание на том, что конфету всё-таки можно, но надо подождать |
- Соблюдаем последовательность. Если решили, что до обеда нельзя есть конфеты, то никто в семье это правило не нарушает. Даже во время гриппа, на выходных или в плохом настроении.
- Выполняем обещания, держим слово. Так дети будут знать, чего ждать, и научатся доверять семье.
- Подключаем ребёнка к обсуждению правил.
Вид вопроса |
Размытый |
С хитринкой |
Пример |
«Ты пойдёшь спать сейчас или потом?» |
«Ты пойдёшь спать в 21:00. Хочешь, чтобы я тебе почитала, или сразу будешь засыпать?» |
Объяснение |
Размытое правило, без чётких границ. Слово «потом» может означать полночь |
Есть чёткое правило — отбой в 21:00, но имеется альтернатива и возможность выбрать. Так у ребёнка повышается ответственность |
-
Избегаем излишних или невыполнимых ограничений. Подростку невозможно установить полный запрет на пользование телефоном или укладывать его спать в 21:00. Иначе возникнет желание нарушить правило.
-
Не используем телесные наказания. Ребёнок не извлечёт из этого урок. Скорее, решит, что правда на стороне более сильного.
Соблюдаем семейные традиции и ритуалы
Это могут быть не только праздники, Новый год и день рождения, но и еженедельные традиции. Например, настольные игры за какао в пятницу. За играми можно обсуждать события недели, делиться радостями и проблемами. А ежевечерние ритуалы помогут успокоиться и уснуть. Например, совместно почитать книги, обсудить, у кого как прошёл день, или просто полежать обнявшись.
Укрепляем пищевую безопасность
Чувство пищевой безопасности — это ощущение защищённости в доступе и выборе продуктов, их свободном потреблении. Мы уже обсудили в начале статьи, что еда — базовая потребность в основе пирамиды Маслоу. То есть для человека естественно чувство голода и насыщения.
Любое нарушение пищевой безопасности ведёт к расстройству пищевого поведения: булимии, анорексии, компульсивному перееданию. Нарушение пищевой безопасности происходит, если в семье установлены жёсткие правила и ограничения, а культура питания не сформирована.
Как создать чувство пищевой безопасности:
-
Исключить непреложные запреты. Есть конфеты в неограниченных количествах, конечно, не стоит. Но пару конфет в первой половине дня разрешить можно.
-
Не наказывать едой.
-
Создаём гибкий режим питания. Если каждый день ребёнок голоден в 12:00, а вы его не кормите, потому что запланировали обед в 13:00, есть смысл сместить обед на час раньше или ввести второй завтрак.
-
Позволяем ребёнку влиять на выбор блюд и продуктов. Если родители прислушаются, то тем самым проявят уважение, покажут значимость ребёнка.
-
Позволяем ребёнку обладать «своими» продуктами. Например, припрятать шоколадку на период грусти или отложить себе йогурт, на который никто не покусится, каким бы вкусным он ни был.
Подсказки из этой статьи работают в комплексе. Если будете пользоваться ими постоянно, то они помогут вам укрепить чувство безопасности у ребёнка и отношения в семье.