Назад
views 630
calendar 03 октября 2023

Как создать тёплые отношения в семье

Как создать тёплые отношения в семье
Статья
contents Оглавление
Алгоритм от психолога, как создать здоровые эмоциональные связи в семье

Выстроить тёплые и дружеские отношения с детьми не получится без здоровых эмоциональных связей. Семейные конфликты чаще всего возникают из-за того, что одно и то же событие дети и родители оценивают по-разному. Сгладить возможные разногласия помогает позитивный психоэмоциональный фон.

Сложность в том, что невозможно создать дома сбалансированный эмоциональный фон парой упражнений или игр. Это длительная работа из трёх шагов. Что это за шаги, объясню в этой статье.

Алгоритм идеально подойдёт родителям старших дошкольников и учеников начальной школы 5–9 лет. Остальным будет полезно почерпнуть приёмы, которыми вы ещё не пользуетесь. Примеры и детали с возрастом меняются, но принципы из этой статьи работают со школьниками любого возраста. Автор проверил их в ходе своей 10-летней практики. 

Шаг 1. Объясняем, что любим ребёнка просто так (а иногда даже вопреки)

На первом этапе формирования отношений с ребёнком самое важное — почувствовать и продемонстрировать безусловное эмоциональное принятие ребёнка, то есть любовь без всяких условий. 

Ошибки

Смешивать личность ребёнка с его поступками в возрасте 5–9 лет — заведомо проигрышное решение. При формировании условного принятия между ребёнком и родителем выстраиваются «рыночные» отношения по типу «ты — мне, я — тебе». Например, убрал игрушки — держи шоколадку, не убрал — лишили мультиков, получил пятёрку — купили подарок, принёс двойку — марш в угол! При таком подходе эмоциональная связь ослабевает. 

Последствия

Необходимость заслуживать и как будто «выпрашивать» положительную оценку родителя может сделать ребёнка тревожным и мнительным. И наоборот, если родители показывают эмоциональное принятие, у ребёнка накапливается запас прочности — готовность справляться с трудностями.

Решение

Важно донести до ребёнка, что ему не нужно заслуживать любовь родителей: его уже любят. Убирать игрушки следует не для того, чтобы получить шоколадку, а чтобы быть для семьи помощником и защитником. Хорошо учиться нужно не для того, чтобы заслужить папино внимание, а чтобы получить нужные знания.

Стремимся вести с детьми диалог, а не выдвигать оценочные суждения. Хороший способ — обсуждать, как прошёл день, акцентировать внимание на положительных моментах. Даже маленькие победы достойны, чтобы им вместе радоваться. При этом проговаривать тревожащие ситуации тоже необходимо. Это позволяет услышать мнение ребёнка, поделиться собственным и сформировать общее понимание происходящего.

articlePreviewImage
Гиперопека: насколько опасна и как поймать баланс
Психолог Алексей Теплухин объясняет, когда любовь становится гиперопекой и как наладить отношения

Шаг 2. Перестаём сравнивать с другими  

На втором этапе формирования эмоционального фона важно научиться воспринимать успехи ребёнка только относительно его собственного развития.

Ошибки

Опасно сравнивать ребёнка со сверстниками, родственниками или кем-то ещё. Эта идея напоминает о расхожей шутке про сына маминой подруги, который всегда и во всём успешнее окружающих. 

Все мы обладаем разным уровнем способностей. В значительной степени это касается детей: нервно-психические процессы созревают у каждого в индивидуальном темпе. Пытаясь подогнать ребёнка под ярлыки и шаблоны, сложно достичь желаемого результата. Зато легко эмоционально выгореть. 

Последствия 

Постоянные отсылки вроде «А вот я в твоём возрасте...» или «А твой друг Петя...» лишают желания заниматься чем-либо, подавляют эмоции. Зато, отмечая прогресс, вы поможете ребёнку видеть позитивные изменения, научите ценить его вклад, мотивируете самостоятельно исследовать мир и не бояться экспериментов.

Решение

Принимаем факт, что ребёнок имеет право на собственные интересы. Разделять интересы родителей он не обязан. Стараемся познакомиться с внутренним миром ребёнка. Выделяем хотя бы час в день, когда ребёнок занимается тем, что ему нравится: рисует, лепит, играет, смотрит мультфильмы. Обсуждаем с ребёнком его занятие: что его привлекает, о чём он думает в процессе. Это поможет ребёнку делиться своими мыслями и формулировать идеи. Пробуем вместе фантазировать, сочинить историю. Предлагаем ребёнку представить себя в будущем: каким он станет, какую профессию освоит, каких высот сможет добиться.

Отношения в семье: как укрепить эмоциональную связь

Шаг 3. Вдохновляем личным примером 

Проверенный способ получить что-то от ребёнка — продемонстрировать это. Например, взрослый собственным примером может показать, что значит быть счастливым, как реагировать на неудачу и как радоваться успехам.

Ошибки

Нередко взрослые нарушают правила, которые пытаются навязать детям. Условно: «Есть сладкое неправильно. Я ем, но ты так не делай!» Вербальная установка так не работает: ребёнок впитывает поступки не на уровне слов, а на уровне действия. 

Последствия 

Часто эмоции дают нам больше опыта, чем тысячи сказанных слов. Потому важно понимать: что мы транслируем, то и получаем от детей в ответ. Приведу пример из практики: мама и папа обратились ко мне за помощью. Их беспокоили тревожные реакции и участившиеся истерики пятилетнего сына. Видимых причин для ухудшения самочувствия ребёнка врачи не обнаружили, а проблема продолжала возрастать.

На психодиагностическом приёме мы обнаружили деструктивное пристрастие ребёнка: он регулярно проигрывал сюжеты, связанные с несчастными случаями (автокатастрофы, убийства, пожары, землетрясения). Оказалось, отец после работы в присутствии сына регулярно просматривает репортажи с катастрофами, иногда смотрит фильмы ужасов. Родителям порекомендовали оградить ребёнка от подобного контента. «Что же мне, теперь и не расслабиться?.. Ведь мы живём в однокомнатной квартире!» — возмутился отец. Сошлись на том, что глава семейства смотрит любимые ролики на большом экране отдельно от сына, а в его присутствии — с гаджета и в наушниках. После такой цифровой диеты и психорелаксационных занятий состояние ребёнка значительно  улучшилось.

Решение

Ведём себя при ребёнке так, как хотим, чтобы он вёл себя минимум с нами. Если близкий взрослый человек демонстрирует небрежность или раздражительность, то ребёнок моментально усваивает такой образец поведения. И ищет кумиров для подражания в виртуальном мире.

Полезнее для ребёнка метод установления «маячков». Он повышает работоспособность и вовлечённость. Например, время делать уроки — значит, пора убрать гаджет, выключить телевизор, сесть за стол, на котором нет ничего лишнего и перед глазами только книги, плакаты с таблицей умножения и другие учебные материалы. Время отдыха? Ничто не должно отвлекать от наслаждения тишиной и покоем: ни звонки друзей, ни внезапное воспоминание, что завтра надо принести в школу поделку.

Это основные принципы и приёмы. Если целиком повторите алгоритм из этой статьи, то сможете существенно укрепить доверие и отношения в вашей семье. И даже использование отдельных приёмов усилит эмоциональные связи с вашим ребёнком.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru