Кризис трёх лет: что это и чем помочь?
«Я сам!» — так коротко и ёмко можно обозначить начало кризиса трёх лет. В этом возрасте ребёнок начинает активно проявлять своё «Я», стремится перестроить систему взаимоотношений с близкими. Иногда даже кажется несносным и капризным.
Избежать возрастных кризисов невозможно. Однако они не так уж и страшны. Кризисы развивают личность, если правильно распорядиться этими периодами. В этой статье рассмотрим семь проявлений кризиса трёх лет, которые выделил психолог Лев Выготский. К каждой особенности найдёте подсказки и конкретные примеры, как действовать родителям.
Негативизм
Проще говоря, в три года ребёнок стремится избежать влияния со стороны: сделать наоборот, отвергнуть или переиначить предложение взрослых. Может показаться, что дошкольник вредничает, но таким образом он ищет способы выражения себя.
Чем помочь
Не стоит опираться на авторитарный стиль воспитания — скорее всего, он только усложнит ситуацию. Система жёстких запретов и наказаний без возможности пересмотра решения обычно усугубляет кризис и неблаготворно сказывается на общем развитии.
В выстраивании взаимоотношений с ребёнком стоит сместить акцент на позитивное разрешение действовать. Допустимы разумные уступки. Например, можно сказать: «Я включу мультфильм, как только ты соберёшь игрушки» или «Я куплю тебе шоколадку, если ты поделишься с братом». Такая тактика позволяет выработать у ребёнка способность договариваться и вести диалог.
Упрямство
Ребёнок ещё не осознаёт свои границы, ищет их и учится отстаивать. В том числе пробует потребовать что-либо у взрослого. Важно не путать упрямство с похожим качеством. В отличие от настойчивости, за упрямством часто нет логических обоснований и оно не меняется под воздействием изменившихся обстоятельств.
Чем помочь
Лучше всего разъяснить свои требования в спокойной и последовательной манере. Ребёнок в три года не способен учесть все факторы и оценить логику взрослого. И всё же важно донести до малыша, что существует последовательность действий. Поэтому объяснять свои требования и отказы рекомендуем на доступных и понятных ребёнку примерах, давая ему возможность подумать и осмыслить сказанное.
Допустим, ребёнок отказывается есть суп и требует только сладости: «Если ты не съешь суп, может заболеть живот. Тогда придётся вызвать доктора и поехать в больницу». Если дошкольник требует купить новую игрушку, вместо отказа полезнее ответить в ключе: «Я подарю её тебе на день рождения / Новый год», — так ребёнок поймёт, что подарки дарят не каждый день, а на праздники.
Строптивость
Она направлена не против конкретного взрослого, как бывает в случае с негативизмом, а против системы воспитания в целом. В три года ребёнок пробует поменять устоявшийся формат отношений согласно своим представлениям, старается вписать в уже сложившуюся картину свои возросшие потребности. Это связано в том числе с осознанием собственной личности.
Чем помочь
Взрослым членам семьи стоит согласовать друг с другом модель воспитания и требований, предъявляемых ребёнку. Умение придерживаться общих позиций важно для того, чтобы малышу было легче справиться с кризисным периодом.
Допустим, мама отправляет ребёнка чистить зубы и спать в 21:00. А папа, не видевший ребёнка целый день, противоречит маминым требованиям. Вместо того, чтобы сопроводить дошкольника в ванную комнату, он продолжает играть с ним, игнорируя выполнение дневного распорядка. Подобные противоречивые требования могут сбивать дошкольника с толку. Во время кризиса трёх лет ребёнок может начать саботировать требования обоих родителей.
Своеволие
Это качество ребёнок проявляет как стремление всё делать самостоятельно («Я сам»). Нередко инициатива неадекватна объективным способностям дошкольника. Отсюда возникает противоречие, способное перерасти в непонимание со стороны взрослого и даже создать конфликтную ситуацию. А ребёнок всего-то стремится утвердить себя, активно проявляет желание изучать окружающий мир и удовлетворяет познавательную потребность.
Чем помочь
Справиться с проявлением неуместного своеволия помогают игровые приёмы, а также обучение ребёнка самостоятельности и навыку управлять собственной активностью. Полезно вовлекать детей в совместную деятельность и предоставлять право выбора. Это положительно сказывается на построении взаимоотношений.
Представим такую ситуацию. Видя, как папа что-то чинит, малыш заявляет: «Я тоже хочу покрутить отвёрткой». Отцу точно не стоит отмахиваться от взаимодействия, тем более в грубой форме: «Это серьёзный инструмент, а ты ещё маленький. Отойди и не мешай!» или «Не лезь под руку!» Такой ответ, скорее всего, вызовет или протестную реакцию, или слёзы.
Напротив, если позволить ребёнку подержать в руках инструмент, совершить несколько безобидных манипуляций, избегая резких и критических оценок, это положительно повлияет на развитие познавательной активности малыша. Главная задача взрослого — организовать процесс так, чтобы ребёнок не причинил вреда ни себе, ни другим людям.
Протест-бунт
Ребёнок вступает в противоречие с окружающими. Если у него возникает ощущение, что его потребности и желания не учитываются, ребёнок способен конфликтовать. В подобных случаях укрепляются такие качества, как воля, независимость, самостоятельность.
Чем помочь
Стоит предоставить ребёнку возможность проявить самостоятельность. Например, дошкольник долго надевает носки. «Хватит копаться! Я сделаю быстрее!» — заявляет бабушка и быстро сама натягивает носки. Дошкольник начинает протестовать, потому что его торопят, не дают ему почувствовать процесс, не доверяют выполнение действия до конца.
В ситуации спешки полезнее объяснить необходимость командной работы. «Ты молодец, у тебя отлично получается! Но нам следует поторопиться, позволь, я тебе помогу. Мы сделаем это вместе, в команде будет быстрее!» — подобные фразы помогают ребёнку сохранить свою целостность и не утратить сопричастность.
Обесценивание
Нередко то, что было привычным и дорогим, утрачивает свою ценность в глазах ребёнка. Он начинает ругаться, копировать негативные модели поведения, ломать игрушки. Так происходит потому, что в периоды «скачков» возрастного развития случается переоценка ценностей. То, что привлекало раньше, теперь кажется пустым и неинтересным. Некоторые проявления деструктивного поведения вызваны неспособностью детей распределять свои силы, находить новые интересы, устанавливать новые знакомства, пробовать новые приёмы изучения мира.
Чем помочь
Занимать активную позицию в формировании сферы интересов ребёнка. Именно взрослый открывает малышу этот мир, становится его проводником, акцентирует его внимание на событиях. Всё это влияет на мировосприятие ребёнка. Главное — избегать гиперопеки и постоянного контроля.
Допустим, ребёнок боится съехать с горки на санках. Другие дети катаются и весело проводят время, а он сидит и обиженно наблюдает за ними. Если в этот момент поддержать дошкольника, объяснить, что бояться нечего, подстраховать его, — вполне вероятно, что в следующий раз он сам включится в совместную игру со сверстниками без опоры на помощь взрослого.
Деспотизм
Трёхлетний ребёнок нередко пытается заставить родных и сверстников делать всё, что пожелает. Столь радикальные проявления в поведении ребёнка свидетельствуют об отсутствии допустимых границ во взаимоотношениях.
Чем помочь
Необходимо обучать ребёнка продуктивному взаимодействию, а также навыкам общения со взрослыми и сверстниками.
Например, на детской площадке один дошкольник заявляет другому: «Уйди отсюда! Это мои качели!» Некоторые родители не пресекают деспотические проявления: «А что такого? Он так хочет!» Подобные промедления или даже поощрения в недалёком будущем приведут к тому, что и дома ребёнок будет делать схожие заявления. Резкие деспотические высказывания и формы поведения стоит сразу же опровергать встречным замечанием: не поддаваться психологической эмоциональной атаке, парировать её. А в дальнейшем объяснить, что просьба должна выстраиваться в мягкой форме.
И напоследок ещё один важный лайфхак. Жёсткое, прямолинейное и не в меру строгое поведение взрослых способно вызвать у ребёнка безынициативность, пассивность, эмоциональную вялость. При нормальном же развитии «фаза протеста» преодолевается путём построения и поддержания диалога — тогда взрослый воспринимается в качестве партнёра и наставника, у которого ребёнок учится общению с окружающим миром.