«Ошибки — это хорошо». Как научить ребёнка превращать промахи в будущие достижения
Ошибки могут как помочь развитию, так и нанести травму. Всё зависит от того, как на них отреагировать. Реакция ребёнка зависит в том числе от того, как его подготовили к сложным ситуациям родители. В этой статье собрали 5 приёмов, которые помогут обсудить ошибки так, чтобы они в итоге принесли пользу.
Позволяем ребёнку совершать ошибки
Пока ребёнок только учится говорить, ходить, держать ложку, его не ругают за ошибки. Например, если, едва научившись ходить, годовалый ребёнок падает на ровном месте.
Но примерно с 5 лет право на ошибки у детей нередко отнимают: их ругают за забытые вещи, двойки, ссоры, порванные штаны и прочее. Однако ругать за это не очень справедливо: ребёнок ещё только учится учиться и взаимодействовать с учителями, друзьями, привыкает к самостоятельности и дисциплине. То есть идёт тот же самый процесс обучения, только на новом уровне.
Адекватно реагировать на промахи ребёнка станет проще, если понять, что не бывает идеальных людей. Ребёнок не может стать лучшим во всём: получать только пятёрки, никогда не пачкать одежду и беспрекословно слушаться. Полезно задать себе вопрос: что важнее, стабильное психическое состояние ребёнка, его счастье и доверительные отношения в семье или пятёрки в дневнике и идеально белая рубашка с неврозом в придачу? Если вы выбираете первое, то важно позволить ребёнку ошибаться.
Как дать понять ребёнку, что у него есть право на ошибки:
-
Разговаривать с ребёнком о его проблемах и неудачах.
-
Признавать чувства ребёнка фразами: «Я вижу, что тебя задела эта ситуация», «Я чувствую, что ты сильно расстроился».
-
Не ругать за ошибки.
-
Оценивать ситуацию, а не ребёнка. То есть ребёнок хороший, но поступил неверно. Его не будут меньше любить, если он ошибается.
Помогаем осознать ошибку
Ругать и наказывать за ошибки не стоит. Подобная реакция — показатель педагогического бессилия и отражение нестабильного состояния родителей. К тому же криками и наказаниями не получится добиться, чтобы ребёнок усвоил урок.
Намного полезнее выслушать ребёнка и вместе проанализировать ситуацию.
Вопросы, которые помогут ребёнку грамотно проанализировать ошибку:
-
Что произошло?
-
Почему ты так поступил?
-
Как можно было бы ещё поступить?
-
А можно было избежать ситуации?
-
Спустя время ты считаешь, что поступил правильно?
-
Как можно исправить ситуацию?
Диалог с такими вопросами поможет ребёнку признать ошибку, понять её причины и найти способ её исправить. Важно учить признавать ошибки и искать пути исправления, а не оправдывать их. Это путь к ответственности и осознанности. Давайте разберём, в чём разница, на примере. Предположим, ребёнок неплохо учится, но ему совсем не даётся английский язык. Все оценки — «4» и «5», а по английскому «2».
Чем отличается признание ошибки от оправдания
Признание ошибки |
Оправдание |
Осознаёт ответственность |
Перекладывает вину на других людей, обстоятельства |
«Я не понимаю объяснения учителя и не занимаюсь самостоятельно. Вероятно, стоит заняться английским дополнительно» |
«Учитель плохо объясняет, я ничего не могу понять. И вообще никто ничего не может понять. А ещё она всё время ко мне цепляется и не вызывает, когда поднимаю руку» |
Как говорить с ребёнком о его ошибках
-
Начинать разговор, когда и родители, и ребёнок спокойны. Если ситуация накалилась, стоит взять тайм-аут (побыть в разных комнатах и помолчать).
-
Определить, о чём разговор: об ошибке или неверном действии.
-
Выяснить причину совершения ошибки.
-
Подвести ребёнка к осознанию ошибки и верному решению.
Важно объяснить ребёнку отличия ошибки от неверного решения. Принцип исправления промахов примерно одинаковый. При разборе неверного действия особенно важно убедиться, что ребёнок осознал, в чём именно он поступил не так.
Чем ошибка отличается от неверного решения
Ошибка |
Неверное решение |
Погрешность, как неверно решённый пример |
Осознанное действие, умысел |
Ребёнок не знал правил поведения в театре, поэтому шумно ел печенье |
Ребёнок знал, что нельзя хамить учителю, но всё равно это сделал |
Предоставляем возможность самому исправить последствия
Ребёнок быстрее станет самостоятельным и ответственным, если чаще давать ему возможность правильно пережить ошибки — испытать последствия на себе. Допустим, ребёнок забыл форму на занятиях по футболу. В этом случае важно, чтобы за вещами лично пошёл сам ребёнок, а не мама.
Бывают ситуации, когда родителям нужно вмешаться: поговорить с учителем, вложить деньги. Но всё равно важно, чтобы школьник прочувствовал последствия. Например, родители платят за разбитое стекло, а ребёнку сокращают карманные деньги.
Какие последствия ошибок показать ребёнку
-
Не стоит добавлять последствий, если ребёнка уже наказали в обществе или школе.
-
Выбирать логичные последствия ошибки. Например, ребёнок не сделал вовремя домашку — делает вечером, пока все смотрят кино.
-
Избегать влияния последствий ошибки одного ребёнка на другого. Условно, если младший не сделал вовремя домашку, это не значит, что старший должен ему помогать на ночь глядя вместо отдыха.
Показываем пример
Дети учатся у родителей на их примере. Многое зависит от того, как в семье относятся к своим ошибкам. Если родные остро переживают неудачи, то велика вероятность, что и ребёнок будет вести себя так же.
Какой пример подавать ребёнку в том, что касается ошибок
-
Не стесняться обсуждать с ребёнком свои промахи, анализировать их по принципу: что не получилось, почему, как можно исправить.
-
Не ругать себя — признавать право на ошибки в том числе и у себя.
-
Приводить ребёнку примеры из своей жизни. Полезно не ставить себя в пример, а рассказать, как в подобной ситуации сами ошиблись и решили похожую проблему.
Повышаем самооценку ребёнка
Дети с высокой самооценкой лучше переживают неудачи. Они падают, встают, отряхиваются, делают выводы и идут дальше, а не погружаются в пучину самокопания и самоуничижения. Родителям важно работать над адекватной самооценкой ребёнка.
Как повысить самооценку ребёнка
-
Хвалить за любые достижения. Причём не только за большие, но и за маленькие.
-
Не сравнивать ребёнка ни с кем. Ребёнка стоит сравнивать только с ним самим в прошлом. То есть анализировать его прогресс.
-
Хвалить за процесс работы. Отмечать не только результат, но и упорство, находчивость, креативность, скорость.
-
Научить самоподдержке. Подсказать, как можно себя хвалить и успокаивать.
-
Принимать в любой ситуации.
Получается, ошибки — это нормально, а при грамотной проработке — даже хорошо. Они нужны и в учёбе, и в жизни. Люди запоминают ошибки чаще, чем успешный опыт. Например, ребёнок написал на двойку диктант по теме «-Н-/-НН- в причастиях и прилагательных». После этого он проанализировал ошибки, ещё раз разобрал правило и больше не ошибался в таких словах. То есть ошибка — это не катастрофа, а сигнал к тому, что нужно обратить внимание на проблему, запомнить правило. А как помочь ребёнку работать над ошибками, вы уже узнали из нашей статьи.