Ребёнка тошнит от нервов. Что делать?
Что такое тошнота
Тошнота — это врождённая защитная функция, направленная на устранение вредного вещества из организма. У детей и подростков этот процесс связан с чувством отвращения. В процессе развития и воспитания это чувство может смещаться с еды на жизненные ситуации и внутренние состояния. Именно поэтому в подобных нарушениях пищевого поведения иногда выражается бессознательная установка. То есть часто причина в психосоматике, когда психологические аспекты проявляются в физических реакциях тела.
Какие психологические причины у рвоты
Мозг автоматически отдаёт мышцам сигнал сгруппироваться, когда ребёнок:
-
не справляется со стрессом;
-
перегружен учёбой или другими делами;
-
испытывает чувство страха и незащищённости;
-
моделирует в голове угрозу, которой не может противостоять.
В этих случаях ребёнок стремится ужаться, сократить «площадь поражения», сделаться меньше, чтобы его не задело. Так и возникает рвота. Приведу пример из моей практики.
Мой пациент — мальчик девяти лет — наслушался рассказов бабушки, историй по телевизору и в интернете о том, как рушатся лифты. После этого он перестал спокойно пользоваться лифтом. У мальчика начались проблемы с глотанием (так называемый рвотный невроз). Походы по врачам не принесли никакой пользы: с медицинской точки зрения ребёнок был полностью здоров. Справиться с ситуацией помог психолог, который скорректировал процессы дыхания и распределения двигательной активности. Когда мы проработали страхи и научились говорить о них, удалось справиться с ситуацией.
Олег Долгицкий, медицинский психолог, судебный эксперт-психолог:
«С психологической точки зрения тошнота может быть результатом тяжело протекающего возрастного кризиса, который обычно характерен для 3–7 и 12–14 лет. Кризисы могут быть очень затяжными, не находя разрешения и не приводя к социальной адаптации. Именно поэтому подобные патологические состояния могут протекать чрезвычайно долго — вплоть до возникновения более тяжёлых заболеваний, таких как язва желудка».
Как действовать
Практика показывает, что к выяснению причин нарушений логично приступать с исследования медицинских показателей и физиологического функционирования организма. Мы должны убедиться в том, что нет опасности жизни и здоровью ребёнка, не требуется срочного медицинского вмешательства со стороны терапевта, хирурга, гастроэнтеролога. Рекомендую также наблюдение у эндокринолога и невролога.
После того как доктора сделали своё дело и физическому состоянию пациента ничего не угрожает, необходимо произвести работу с психологом. Она может проходить по нескольким направлениям: арт-терапия, психорелаксация, индивидуальные занятия. Всё это освободит ребёнка от страхов, нормализует его восприятие окружающего мира и стабилизирует психоэмоциональное состояние.
Даже если изначально были проблемы физиологического характера, всё равно не удастся ограничиться одними таблетками и медицинскими процедурами. Если не проработать проблему с психологом, вы будете раз за разом возвращаться к проблемам с тошнотой и рвотой. Кроме того, есть смысл показать ребёнка специалисту по психосоматике.
Психосоматика — это направление в медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение и исход соматических (телесных) заболеваний.
Ксения Гнутова, психолог, психоаналитик, семейный психолог:
«На психосоматическую тошноту указывают носовые кровотечения, нарушения зрения и слуха. Такая острая психосоматика приводит к потере нормального уровня кальция. Это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом. Психосоматическая рвота у ребёнка переходит в навязчивое состояние и часто служит для привлечения к себе внимания, что требует срочного и обязательного обращения к специалисту. Только психиатр или психотерапевт способен помочь в данной ситуации, нельзя ждать и думать, что ребёнок это “перерастёт”».
Чем помочь ребёнку, которого тошнит
И напоследок я подготовил для вас рекомендации, как улучшить ситуацию при тошноте и рвоте у ребёнка.
Устраняем триггеры
Контролируем стимулы, предшествующие потреблению пищи, — выявляем и устраняем нервирующие моменты, связанные с негативным общением, просмотром телевизора или мультфильмов в гаджете во время еды и так далее.
Снижаем уровень стресса
Уменьшаем возможности эмоциональных перегрузок. Помогаем ребёнку получить позитивное представление о мире — в том числе удовольствие от прогулок по парку или от пребывания в деревне, вдали от шумного мегаполиса, гаджетов и суматохи.
Едим и живём по режиму
Ребёнок будет чувствовать себя в большей безопасности, если взрослый вместе с ним построит и будет поддерживать последовательность событий. Когда мы живём в понятных и предсказуемых условиях, доля стресса снижается, нормализуется аппетит, уменьшается тревожность.
И самое главное — это искренняя забота и проявление любви по отношению к ребёнку. Не пытаемся заместить это насильственным кормлением или дорогим подарком, а устраиваем совместные увлечения, времяпрепровождение, налаженный диалог, обмениваемся чувствами и впечатлениями. Будем друзьями нашим детям — и ситуация улучшится.