Назад
views 1 043
calendar 07 февраля 2024

Ребёнку скучно. Что делать родителям и всегда ли нужна помощь?

Ребёнку скучно. Что делать родителям и всегда ли нужна помощь?
Статья
contents Оглавление
Гайд для родителей от психолога

Дети нередко ходят за родителями по пятам и ноют что-то вроде «Мне скучно! Давай что-нибудь поделаем». Проще всего в такой ситуации делегировать развлечения смартфону, планшету и другим гаджетам. Но это далеко не самое здоровое решение. Всё-таки скука — ресурс для развития личности, и не стоит его упускать. 

В этой статье вы узнаете, что на самом деле хочет сказать ребёнок фразой «Мне скучно» и чем ему помочь. 

Кто скучает больше всех? 

Дети скучают в любом возрасте, но есть две особенные категории.  

В «группу риска» скучающих детей можно отнести два возраста:

  • 4–5 лет. В этом возрасте детям сложно заниматься чем-то без эмоциональной подпитки со стороны взрослых. 

  • 10–14 лет. В этом возрасте ребёнок вступает в переходный период. Многим перестают быть интересны прежние увлечения. Но придумать замену не так просто. 

Почему ребёнок скучает?

Обсудим пять главных причин и то, чем могут помочь родители.  

Не знает, чем себя развлечь

Умение занимать себя, когда скучно, — это приобретённый навык. Он вряд ли сформируется, если родители не играли с дошкольником и не вовлекали в свои дела. Закидывать впечатлениями тоже не на пользу: ребёнок пресыщается и не учится находить эмоции самостоятельно. Следовательно, скучает: не знает, чем себя занять.

Что делать родителям? 

Важно найти баланс. Это не просто.

  • Создаём развивающую творческую среду.

  • Вовлекаем в домашние дела: уборку, приготовление ужина, родительские хобби.

  • Поддерживаем исследовательский интерес: показываем больше вариантов деятельности и развлечений.

  • Стараемся не частить с мероприятиями. Например, не нужно за один выходной посещать кино, аквапарк, мастер-класс и кафе. Это пресыщает. 

  • Занимаем и развлекаем ребёнка, но не становимся при этом аниматором, фокусником и клоуном в одном лице. 

Сравним две ситуации:

  1. Мама организовала ребёнку кукольный театр: придумала сценарий, пошила кукол, разыграла сценки.

  2. Мама предложила ребёнку выбрать животных, которые станут героями постановки, дала фигурки, предложила дошкольнику раскрасить их, и вместе они разыграли сюжет.

В первом случае мама — аниматор, а ребёнок — зритель. Во втором — мама организатор и помощник, а ребёнок — активный участник. 

Аналогичная ситуация с домашними игрушками. Не стоит покупать дорогие и бессмысленные, которые не развивают ребёнка. В этом смысле даже пластмассовый конструктор полезнее модной железной дороги, по которой едет паровозик со светящимися фарами. На такую железную дорогу можно разве что смотреть. А конструктор можно разобрать, поменять что-то местами, посадить животных, проложить маршруты. 

Родители постоянно заняты

Многие дети перегружены делами: кружки, репетиторы, спортивные занятия, творческие студии и многое другое. А когда наступают каникулы, некоторые дети не знают, чем заняться, потому что привыкли, что их распорядок планируют родители. Навыка самоорганизации нет.

Что делать родителям?

Стоит оставлять детям свободное время даже в учебный период. Позволяем делать что угодно, но договариваемся, что часть развлечений будет без гаджетов. Если ребёнку сложно такие придумать, можно попробовать увлечь его рисованием, танцами, пением, лепкой, поделками. 

articlePreviewImage
Полезные идеи досуга, которые развивают гибкость мышления
Варианты отдохнуть весело и с пользой

Подражает домашним

Иногда дети воспринимают скуку как семейную традицию. Если родители устают на работе и проводят свободное время в гаджетах и за телевизором, ребёнок может скопировать эту модель поведения.

Что делать родителям?   

Полезно разнообразить досуг, завести семейные хобби: настолки, чтения и другие развлечения по душе. 

Хочет больше родительского внимания

Важно отличать, когда ребёнку остро необходимо родительское внимание, а когда он капризничает. Допустим, мама целый день всячески развлекала шестилетнего сына, а вечером пошла готовить ужин. Ребёнок начинает ныть, что ему скучно. Это каприз. Не стоит бросать готовку. Час личного времени детям не повредит. 

Но может быть и по-другому. Мама целый день на работе. Вечером пришла и бросилась готовить ужин. Дошкольник цепляется за неё, требуя внимания. В этом случае поведение ребёнка — не каприз, а потребность в эмоциональной связи с мамой. Гнать ребёнка от себя не стоит. Идеально приготовить ужин вместе или хотя бы предложить посидеть рядом. 

Что делать родителям? 

  • Вовлекаем в домашние дела. Ребёнка 5–6 лет можно привлечь к уборке и готовке ужина. Подать ложку, размешать тесто, сполоснуть чашку, подмести, протереть стол ребёнок вполне может. Прекрасное задание — красиво расставить кастрюли в шкафу.

  • Оставляем ребёнка ненадолго одного, если весь день до этого провели вместе. 

Хочет помочь родителям 

Бывает, дети капризничают, если между родителями не ладятся отношения. Это подсознательное стремление объединить папу и маму. 

Что делать родителям?  

  • Не вовлекаем детей во взрослые проблемы. 

  • Объясняем природу своих эмоций, например: «Я устала на работе, поэтому хочу полежать, а ты можешь полежать со мной или поиграть рядом во что-то тихое». Важно, чтобы ребёнок понимал, что проблема не в нём.

Какая польза от скуки?

Иногда стоит давать детям возможность побыть в состоянии скуки, ведь она бывает полезна. 

  • Стимулирует воображение. Без гаджетов под рукой и родителей в роли  аниматоров дети включают творчество и любознательность.

  • Формирует навык саморефлексии. Скучающий ребёнок начинает размышлять, к примеру: кто я, почему я дружу именно с Колей, чему бы интересному научиться. 

  • Помогает лучше узнать себя. Ребёнок думает о том, что ему интересно, что его развлекает. Без готовых шаблонов от родителей он формирует свою картину мира.  

  • Учит решать проблемы. Скука — это проблема. Ребёнок берёт на себя ответственность за решение этой проблемы, а не перекладывает её на родителей.

  • Развивает умение общаться. Многим детям весело в компании. Понимая это, дети начинают договариваться с друзьями о встрече, звонить им, укреплять взаимоотношения так, чтобы получать приглашения погулять. 

Другими словами, в вопросе скуки главное —  это баланс. С одной стороны, очень важно проводить с ребёнком свободное время: общаться, устраивать развлекательные семейные ритуалы, подсказывать варианты, чем себя занять. С другой стороны, не стоит превращаться в аниматора на постоянной основе или навязывать хобби, иначе будет сложно воспитать самостоятельность и развить навыки общения с ровесниками. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru