Ребёнок грустит. Чем помочь?
Бывает, дети становятся менее активными или даже вялыми и перестают радоваться привычным занятиям и людям. Такое состояние ребёнка может вызвать у родителей недоумение и даже чувство бессилия. Но этим ситуацию не исправить. В конце этой статьи найдёте алгоритм, который может помочь. А до этого разберёмся, что именно происходит с вашим ребёнком: действительно ли он грустит или всё-таки скучает.
Что такое грусть?
Грусть — это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает печаль и уныние. Ребёнок грустит, когда чувствует несоответствие между желаниями и возможностями их воплощения. Например, не оправдались надежды или случилось что-то неприятное: поссорился с другом, заболело горло, договорились пойти в парк развлечений, а пришлось срочно ехать к бабушке.
Причиной для грусти может быть также факт, что ребёнок остался один или изменилось его привычное окружение. Такое состояние называют «грустью одиночества». Возникнуть оно может независимо от того, находится ли ребёнок в публичном месте или нет: ключевую роль играет психоэмоциональная связь.
Дети более восприимчивы к внешним изменениям, чем взрослые, и иногда испытывают от этого зависимость. Так, например, грусть может навевать состояние природы: дождь, слякоть, тучи. К слову, это свойственно и сентиментальным взрослым.
Как не перепутать грусть и скуку?
Прежде чем разбираться, как развеять грусть, давайте убедимся, что не путаем её с похожей эмоцией — скукой. Это далеко не одно и то же. Грусть — это упадок душевных сил. А скука — это «умственный голод», который проявляется в отсутствии интереса к тому, чем занимается ребёнок. Любопытно, что скучать могут только люди — животным это состояние неведомо.
Существенная разница и в причинах появления этих эмоций. Грусть провоцируют неприятные события, а скуку — рутина и неинтересные люди вокруг.
Отличаются и решения. Скука всегда требует внешнего решения: смены деятельности, окружения или обстановки. Грусть иногда нужно просто пережить, но, конечно же, не в одиночестве. Чем помочь грустящему ребёнку, разберёмся прямо сейчас.
Эмоция |
Скука |
Грусть |
Что это |
Умственный голод |
Упадок душевных сил |
Причины |
Неинтересны привычные занятия, монотонность, отсутствие стимула, недостаток разнообразия |
Несбывшиеся надежды, разочарование, одиночество, невыполнение ожиданий, болезни, чувство утраты |
Проявление |
Усталость, безразличие, прокрастинация, потеря интереса к людям или занятиям |
Сгорбленность, опущенные уголки губ, апатия, потеря интереса к ранее любимым занятиям. В тяжёлых и запущенных случаях слёзы |
Решение |
Внешнее: смена деятельности, окружения или обстановки |
Внутренее: нужно прожить |
Чем помочь ребёнку?
Взрослые нередко допускают одну и ту же ошибку. Они стремятся развеселить грустящего ребёнка. Но это бесполезно: «вылечить» чувство грусти невозможно. Его нужно научиться проживать.
Грусть — это одно из проявлений человеческого спектра эмоций, ничего противоестественного в ней нет. И даже несмотря на широко развитую сегодня индустрию развлечений, для детей проявление грусти — это нормально.
Шаг 1. Провести первичную диагностику
В первую очередь рекомендую учесть привычное поведение и особенности темперамента ребёнка: свойственно ли ему в целом бурное проявление радости, гнева и других эмоций.
Если ребёнок довольно закрыт и редко бурно выражает эмоции, скорее всего, он интроверт. Такие люди сконцентрированы на внутреннем мире переживаний, не любят скоплений людей, предпочитают тишину. В общении с людьми интроверт тратит силы, а в тишине и одиночестве их восстанавливает. По темпераменту такие интроверты чаще флегматики и меланхолики.
Если же ребёнок обычно ярко выражает эмоции и мнение, скорее всего, он экстраверт. Такие дети обращены к внешним проявлениям, и в общении с людьми они черпают энергию. По темпераменту такие дети чаще сангвиники или холерики.
Есть ещё и промежуточный тип личности — амбиверт. По ситуации такие дети могут вести себя и как интроверты, и как экстраверты. Если им некомфортно, они погружаются в себя. А если не устраивает занятие или обстановка, то амбиверты активно со всеми общаются.
Знание этих особенностей вашего ребенка поможет понять, действительно ли у него упадок душевных сил. Флегматикам и меланхоликам свойственно состояние грусти, поэтому вряд ли нужно что-то срочно и кардинально менять. Лучше всего позволить такому ребёнку просто быть самим собой.
Другое дело, если ваш ребёнок холерик или сангвиник. Для таких детей источником возникновения грусти может выступить событие, затронувшее ребёнка. Если ребёнок амбиверт, то тоже стоит серьёзно разобраться, что с ним происходит.
Шаг 2. Поговорить про изменения
Дальше важно аккуратно выяснить причины грусти. Для начала можно ненавязчиво поинтересоваться физическим самочувствием ребёнка и узнать, как обстоят дела в школе и в ближайшем окружении: например, всё ли в порядке в отношениях с друзьями и учителями.
После вопроса про окружение могут проявиться первые причины. Возможно, произошли какие-то изменения, с которыми ребёнок не в силах справиться — например, друг переехал в другой город или возникло недопонимание с учителем. В любом случае, какие бы внешние факторы ни влияли на психоэмоциональный фон ребёнка, нужна будет помощь родителей. Возможно, понадобится помощь или подсказка, как справляться с возникшими трудностями.
Шаг 3. Найти настоящую причину грусти
Когда понятны внешние причины, стоит найти внутреннюю — источник неудовлетворённости: выяснить, что именно не устраивает, конкретизировать проблему и выделить её из общего состояния. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Не факт, что ребёнок сможет самостоятельно найти настоящую причину.
Из-за короткого социального и житейского опыта ребёнок не всегда может подобрать нужные слова и объяснить свои эмоции. Тогда родителям есть смысл предположить, в чём источник этой грусти. Даже если не получится угадать, это натолкнёт ребёнка на мысли в верном направлении, и вместе получится найти этот источник грусти.
Шаг 4. Ищем способ повлиять на источник проблемы
Когда понятна причина грусти, самое время обсудить с ребёнком, как можно повлиять на неё. Прежде всего стоит определить, существует ли вообще возможность как-то воздействовать на источник грусти или следует воспринять ситуацию такой, какая она есть. При любом варианте дальше важно выработать стратегию реагирования. Это обеспечит ребёнку психологический комфорт и избавит от излишних переживаний чувства вины и грусти.
Ключевой момент в этом шаге — умение ставить реально достижимые цели и задачи. Допустим, ребёнок грустит из-за того, что идёт дождь, а мы планировали вместе погулять. В такой ситуации мы не можем отменить дождь, зато способны остаться сухими и даже осуществить прогулку. Первый вариант: остаться дома и переждать непогоду. Второй вариант: техническое решение задачи — надеть резиновые сапоги, плащ-дождевик или взять зонт. Понятная стратегия приводит к реальному результату: вдохновляет на совершение действий и достижение результата. Так можно заместить грусть другими эмоциями.
Шаг 5. Оцениваем, как долго длится грусть
Безусловно, в жизни бывают причины грусти намного сложнее: проблемы с друзьями, разочарование в школе, болезни. В отличие от дождя, грусть от таких событий может существенно затянуться. Важно поддерживать ребёнка и следить за его состоянием. Ведь затяжное состояние грусти не ведёт ни к чему хорошему.
Длительность состояния зависит от того, насколько ребёнок эмоционален и раним. Даже если ребёнок говорит, что всё хорошо, важно отслеживать и внешние проявления. Грусть отражается в мимике и осанке: уголки губ опущены вниз, глаза теряют блеск. Многие люди признаются, что при сниженном настроении испытывают неприятные физические ощущения: тяжесть в груди, сердце как будто сжимается, сбивается дыхание. Если в ребёнком происходит подобное, рекомендую проконсультироваться с терапевтом и неврологом, а также с детским психологом.
И ещё кое-что. Важно поддерживать с ребёнком доверительные отношения всё время, а не пытаться построить их в моменты грусти. Для этого важно как минимум помогать в ситуациях, когда он обращается к вам за помощью или советом. Если находиться в диалоге с ребёнком, то будет намного проще отследить причину возникновения грусти и других психологических состояний, а значит, выше шансы своевременно помочь ребёнку.