Синдром отличника: как реагировать родителям
В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом.
Что за синдром отличника?
Синдром отличника — это про перфекционизм, то есть стремление достичь наиболее высоких целей, получить похвалу и одобрение окружающих. Не стоит обольщаться и путать синдром отличника с высоким уровнем мотивации или жаждой свершений. В отличие от них, синдром отличника несёт тяжёлые внутренние переживания и выражается в болезненных реакциях.
Чем опасен синдром отличника?
Синдром отличника ухудшает физическое и ментальное состояние. Ощущение невозможности выполнить задачу в соответствии с высокими требованиями заставляет заранее думать о провале. Так ребёнок привыкает к реальности в искажённом, негативном восприятии. В свете этого снижаются его самооценка и вера в себя.
Иногда доходит до инфантилизма личностной сферы. Яркий пример в литературе — Питер Пэн. Как и этот персонаж, ребёнок с синдромом отличника старается убежать в собственный придуманный мир, чтобы не взрослеть и не решать слишком сложные задачи.
Чем помочь ребёнку справиться с синдромом отличника?
Детям с синдромом отличника будет полезна ненавязчивая, аккуратная помощь. Снизить опасные проявления помогут эти три проверенных приёма.
Учим критиковать не себя, а ситуации
Отделяем личность ребёнка от ситуации, которая с ним случилась. Важно донести до ребёнка, что он важен и ценен сам по себе, а не из-за достижений. Избегаем резких высказываний. Свои желания и переживания начинаем озвучивать от собственного лица. Так снижаем градус претензии, но при этом доносим личную позицию.
Посыл с обвинением |
Посыл через «я-сообщение» |
«Ну ты и неряха! Неужели так сложно хотя бы раз в неделю привести комнату в приличный вид? К тебе же гости придут сегодня. Только вообрази, что они о тебе подумают!» |
«Меня огорчает, что ты давно не прибираешься в своей комнате. Смотри, у тебя уже и на лице какие-то высыпания — это от грязи. Волнуюсь, как бы они не пошли по всему телу, если продолжишь спать на грязном белье. Сколько ты его уже не менял? Две недели?» |
«Ты что, глухой? Я тебе третий раз повторяю: никакого Диснейленда этим летом!» |
«Мне неприятно повторять несколько раз. Кажется, что ты не слушаешь. Последний раз объясняю: этим летом мы отдыхаем в Сочи» |
Результат: ребёнку обидно и кажется, что родитель его не понимает |
Результат: ребёнку понятна позиция родителя, но не обидно, так как объект критики — ситуация |
Расставляем приоритеты
Вред от синдрома отличника будет ниже, если установить реалистичные требования к учёбе, обозначив приемлемые рамки. Ведь перфекционисты часто выгорают из-за того, что пытаются объять необъятное: успеть невозможное. Результат будет больше мотивировать, если повесить его в виде плаката, совместного рисунка или поделки и расположить на видном месте для напоминания.
Заводим дневник достижений
Школьники с синдромом отличника склонны занижать свои достижения и делать акцент на неудачах. Однако для здоровья психики важно замечать и маленькие победы. Детская психика истощается сильнее взрослой, хотя и восстанавливается значительно быстрее. Именно поэтому полезно научить ребёнка записывать достижения в специальном дневнике: бумажном или цифровом. А в периоды сомнений в себе перечитывать достижения в этом дневнике.
Заменяем распорядок схемой дня
Рекомендую научить ребёнка составлять гибкую схему дня. Это не режим дня с жёсткими временны́ми рамками, а именно схема: последовательность действий с их приоритетами. Такая схема позволяет планировать предстоящие действия, мотивирует мозг заранее готовиться к событиям и учитывать различные сценарии их реализации. Благодаря такому планированию снижается риск ошибки, допускается возможность разных вариантов исхода и, как следствие, стресс наносит гораздо меньше вреда.
Как защитить ребёнка от перегрузки?
Перегрузка деформирует эмоциональную сферу и проявляется во вспышках гнева, истериках, негативизме. Казалось бы, ребёнок готов идти на компромисс, договариваться, но ему будто мешает некий внутренний барьер — неспособность нести излишнюю ответственность. Отсюда за повышенной утомляемостью следуют и нарушения сна, и расстройство пищевого поведения.
Полностью избежать стресса невозможно. Это наш неизбежный спутник на протяжении всей жизни. Задача родителя состоит не в том, чтобы уберечь ребёнка от всех опасностей, а в том, чтобы помочь выработать адаптационные механизмы. Лучшая защита от психической перегрузки — доверие родителей.
Приведу в пример случай из практики. Мама обратилась с вопросом, как помочь сыну-семикласснику наладить отношения с ровесниками. Мальчика не принимали разные коллективы, поэтому он несколько раз менял школу. Однако каждый раз повторялась одна и та же история: сначала школьник заводил дружбу с двумя-тремя ребятами из класса, но через некоторое время она прекращалась и сменялась как минимум равнодушием со стороны ребят, а как максимум — агрессией.
В ходе нескольких занятий прояснилась модель поведения нашего семиклассника: он грубо и бескомпромиссно критиковал любое действие собеседника. Как выяснилось, он повторял поведение мамы: она подавляла авторитетом других родственников и требовала строго выполнять её правила. Совместно с мальчиком и его семьёй мы обсудили и установили новые правила общения. И после этого в новой школе ребёнок завёл новых друзей и уже благополучно учится там два года без переходов.