Синдром отличника: как реагировать родителям
![Синдром отличника: как реагировать родителям](/assets/Articles/article-perfectionist-ethe-cover.jpg)
В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом.
Что за синдром отличника?
Синдром отличника — это про перфекционизм, то есть стремление достичь наиболее высоких целей, получить похвалу и одобрение окружающих. Не стоит обольщаться и путать синдром отличника с высоким уровнем мотивации или жаждой свершений. В отличие от них, синдром отличника несёт тяжёлые внутренние переживания и выражается в болезненных реакциях.
Чем опасен синдром отличника?
Синдром отличника ухудшает физическое и ментальное состояние. Ощущение невозможности выполнить задачу в соответствии с высокими требованиями заставляет заранее думать о провале. Так ребёнок привыкает к реальности в искажённом, негативном восприятии. В свете этого снижаются его самооценка и вера в себя.
Иногда доходит до инфантилизма личностной сферы. Яркий пример в литературе — Питер Пэн. Как и этот персонаж, ребёнок с синдромом отличника старается убежать в собственный придуманный мир, чтобы не взрослеть и не решать слишком сложные задачи.
Чем помочь ребёнку справиться с синдромом отличника?
Детям с синдромом отличника будет полезна ненавязчивая, аккуратная помощь. Снизить опасные проявления помогут эти три проверенных приёма.
Учим критиковать не себя, а ситуации
Отделяем личность ребёнка от ситуации, которая с ним случилась. Важно донести до ребёнка, что он важен и ценен сам по себе, а не из-за достижений. Избегаем резких высказываний. Свои желания и переживания начинаем озвучивать от собственного лица. Так снижаем градус претензии, но при этом доносим личную позицию.
Посыл с обвинением |
Посыл через «я-сообщение» |
«Ну ты и неряха! Неужели так сложно хотя бы раз в неделю привести комнату в приличный вид? К тебе же гости придут сегодня. Только вообрази, что они о тебе подумают!» |
«Меня огорчает, что ты давно не прибираешься в своей комнате. Смотри, у тебя уже и на лице какие-то высыпания — это от грязи. Волнуюсь, как бы они не пошли по всему телу, если продолжишь спать на грязном белье. Сколько ты его уже не менял? Две недели?» |
«Ты что, глухой? Я тебе третий раз повторяю: никакого Диснейленда этим летом!» |
«Мне неприятно повторять несколько раз. Кажется, что ты не слушаешь. Последний раз объясняю: этим летом мы отдыхаем в Сочи» |
Результат: ребёнку обидно и кажется, что родитель его не понимает |
Результат: ребёнку понятна позиция родителя, но не обидно, так как объект критики — ситуация |
Расставляем приоритеты
Вред от синдрома отличника будет ниже, если установить реалистичные требования к учёбе, обозначив приемлемые рамки. Ведь перфекционисты часто выгорают из-за того, что пытаются объять необъятное: успеть невозможное. Результат будет больше мотивировать, если повесить его в виде плаката, совместного рисунка или поделки и расположить на видном месте для напоминания.
Заводим дневник достижений
Школьники с синдромом отличника склонны занижать свои достижения и делать акцент на неудачах. Однако для здоровья психики важно замечать и маленькие победы. Детская психика истощается сильнее взрослой, хотя и восстанавливается значительно быстрее. Именно поэтому полезно научить ребёнка записывать достижения в специальном дневнике: бумажном или цифровом. А в периоды сомнений в себе перечитывать достижения в этом дневнике.
Заменяем распорядок схемой дня
Рекомендую научить ребёнка составлять гибкую схему дня. Это не режим дня с жёсткими временны́ми рамками, а именно схема: последовательность действий с их приоритетами. Такая схема позволяет планировать предстоящие действия, мотивирует мозг заранее готовиться к событиям и учитывать различные сценарии их реализации. Благодаря такому планированию снижается риск ошибки, допускается возможность разных вариантов исхода и, как следствие, стресс наносит гораздо меньше вреда.
![articlePreviewImage](/assets/Articles/article-time-management-the-cover.jpg)
Как защитить ребёнка от перегрузки?
Перегрузка деформирует эмоциональную сферу и проявляется во вспышках гнева, истериках, негативизме. Казалось бы, ребёнок готов идти на компромисс, договариваться, но ему будто мешает некий внутренний барьер — неспособность нести излишнюю ответственность. Отсюда за повышенной утомляемостью следуют и нарушения сна, и расстройство пищевого поведения.
Полностью избежать стресса невозможно. Это наш неизбежный спутник на протяжении всей жизни. Задача родителя состоит не в том, чтобы уберечь ребёнка от всех опасностей, а в том, чтобы помочь выработать адаптационные механизмы. Лучшая защита от психической перегрузки — доверие родителей.
Приведу в пример случай из практики. Мама обратилась с вопросом, как помочь сыну-семикласснику наладить отношения с ровесниками. Мальчика не принимали разные коллективы, поэтому он несколько раз менял школу. Однако каждый раз повторялась одна и та же история: сначала школьник заводил дружбу с двумя-тремя ребятами из класса, но через некоторое время она прекращалась и сменялась как минимум равнодушием со стороны ребят, а как максимум — агрессией.
В ходе нескольких занятий прояснилась модель поведения нашего семиклассника: он грубо и бескомпромиссно критиковал любое действие собеседника. Как выяснилось, он повторял поведение мамы: она подавляла авторитетом других родственников и требовала строго выполнять её правила. Совместно с мальчиком и его семьёй мы обсудили и установили новые правила общения. И после этого в новой школе ребёнок завёл новых друзей и уже благополучно учится там два года без переходов.