У ребёнка мало друзей. Что делать?
Не каждый ребёнок легко находит друзей. В этой статье вы узнаете, когда родителям уместно вмешиваться, а когда это только навредит. А ещё найдёте подсказки, как тактично помочь в таком деликатном вопросе.
В каком возрасте дети начинают дружить?
Не каждое взаимодействие детей со сверстниками — дружба. Давайте посмотрим, как с возрастом меняются отношения.
Чем отличается общение в разном возрасте
Возраст |
Вид общения |
3 года |
Дети могут поделиться своей игрушкой или отнять чужую. Возможны конфликты, поскольку навыки общения только зарождаются. |
4 года |
Другом часто называют того, с кем чаще других играет ребёнок. |
6–7 лет |
Зарождаются дружеские отношения на основе общих интересов. Часто мальчики дружат с мальчиками, а девочки с девочками. |
10 лет |
Дружеские отношения развиваются. Отношения строят с теми, кому могут доверять. |
Старше 12 лет |
Дружеские отношения влияют на личность, идентичность. Друзья — те, с кем есть взаимопонимание, с кем можно делиться мыслями и секретами. Мальчики начинают дружить с девочками. |
Что считать проблемой?
Проблема часто не в количестве друзей, а в их отсутствии — это говорит о трудностях в общении в целом. К тому же стоит делать поправку на возраст. К примеру, отсутствие настоящего друга в 4 года не проблема, если ребёнок общается хотя бы с некоторыми детьми. Не стоит переживать и если у ребёнка в 10 лет всего один хороший друг, а остальных он называет приятелями. Это нормально.
Другое дело, если в 6 лет ребёнок ни с кем не общается, агрессивен или проявляет другие черты, которые мешают общению. В этом возрасте закладывается основа будущей дружбы, поэтому пускать ситуацию на самотёк не самое рациональное решение. Аналогично стоит разобраться в ситуации, если в 13 лет у подростка нет ни одного друга. Но не переживайте, всё ещё можно исправить. Дальше разберём главные причины и возможные решения.
Откуда у детей проблемы с общением?
Причин, по которым детям сложно общаться, много. Обсудим четыре основных.
Ритм жизни
Современный ритм жизни ребёнка не всегда располагает к дружбе. После школы многие учатся дома, дальше — с репетиторами, после ужина снова уроки. Остаётся совсем немного времени на общение с родителями, фильм или смартфон. В итоге у детей не так много времени на друзей. Хорошо, если в классе или кружке найдётся кто-то близкий по духу. Но не каждому с этим везёт.
Личностные качества ребёнка
Бывает, ребёнок отличается от коллектива, в котором оказался: по темпераменту, уровню интеллектуального развития, самодостаточности, ценностям. Вероятно, найдутся приятели, с которыми будет ровное общение. Но дружеские отношения вряд ли завяжутся. В этом, как и предыдущем случае, стоит помочь ребёнку найти «свою стаю» в кружках, детских объединениях, среди детей родительских друзей и коллег.
Отношения с учителем
В младшей школе дети особенно доверяют мнению учителя. Если педагог критикует школьника фразами в ключе «быть двоечником стыдно» или «тебя как будто стая волков воспитывала», то есть риск, что дружить с таким ребёнком перестанут. В этом случае стоит переговорить с преподавателем и директором. Если не поможет, сменить школу. Избежать ошибок поможет алгоритм из нашей статьи.
Особенности воспитания
Лет до 12 дети часто копируют взрослых: суждения, сценарии поведения, манеру общения. Родители могут научить ребёнка взаимодействовать с окружающими так, чтобы ему было легко заводить друзей. Либо, наоборот, заложить качества и установки, которые помешают в общении.
Чем помочь ребёнку, у которого нет друзей?
Точно не стоит пытаться найти ребёнку друга. Но важно избавить его от страхов и помочь наладить общение со сверстниками. В этом помогут четыре приёма.
Тактично выяснить причины
Для начала рекомендуем выяснить отношение ребёнка к тому, что у него нет или мало друзей. Может быть, ребёнку не нравится коллектив, в котором он находится. Тогда есть смысл перевести его в другой детский сад, школу, кружок. А может, коллектив нравится, но сверстники его отвергают. Тогда можно помочь наладить отношения. Не помешает привлечь психолога или посетить курсы развития эмоционального интеллекта.
Если ребёнку сложно отвечать на прямые вопросы, стоит проявить хитрость. Например, после школы спрашивать не про оценки, а тактично про отношения: «чем занимались на переменах?», «что интересного было после школы?»
Грамотно поддержать ребёнка
Какими бы ни были причины, важно обсудить эмоции и поддержать ребёнка. Например, если школьник вдруг перестал общаться с лучшим другом, спрашиваем и о чувствах ребёнка, и о причинах происходящего, и о реакции друга.
Рекомендуем выражать поддержку без оценки и критики окружающих, иначе это может стать деструктивным примером. Если ребёнок повторит такую модель общения, это способно помешать ему строить здоровые отношения.
Безусловно, бывают исключения, и критика окружающих вызывает симпатию. Но так случается нечасто. Нещадящие чувств окружающих Шелдон Купер и Доктор Хаус привлекают внимание зрителей, но всё-таки это герои ситкомов, и даже на экране у них мало друзей. На работе их тоже держат исключительного из-за профессионализма. В реальной жизни агрессивным критикам приходится часто менять компании. Выходит, надёжнее всё-таки научить ребёнка бережнее относиться к эмоциям других людей.
Как гармонично поддерживать ребёнка
Нет! Не говорим так, |
Нет! Это оценочное суждение, деструктивный пример общения |
Да! Так выразим поддержку |
«Неудивительно, что ты поругался с Сашей. С твоим характером вообще сложно найти друзей — вечно ты всем недоволен». |
«Не обращай внимания на Сашу. Он плохо воспитан и не ровня тебе. Ты у меня самый лучший — найдёшь ещё себе друзей». |
«Я вижу, что тебе грустно из-за разлада с другом. Это действительно очень неприятное чувство, я тебя понимаю». |
Вдохновить собственным опытом
Можно поделиться собственным успешным опытом про друзей. При этом важно поддерживать дружеский формат общения без назидания в духе: «А вот я в твои годы…» А ещё лучше не просто вспомнить, но и показать мотивирующий пример в реальном времени: пригласить друзей в гости, выбираться с ними куда-то, отмечать вместе праздники и делиться фото и впечатлениями после встреч.
Ненавязчиво стимулировать общение
Важно мягко мотивировать ребёнка общаться со сверстниками. К примеру, не стоит подводить его к группе детей со словами: «Привет, это Коля. Поиграйте с ним в мяч». Скорее всего, ребёнку будет неловко, а дети станут дразнить его «маменькиным сынком».
Хорошая идея — создавать ситуации, когда общение завяжется само по себе. Например, пригласить в гости друга с ребёнком или записать на кружок, в детский клуб, где, скорее всего, будут дети, которые разделяют интересы вашего ребёнка. Возможно, стоит походить на групповые занятия с психологом.
И самое важное — обсуждать с ребёнком все эти встречи: отмечать положительные сдвиги, спрашивать о впечатлениях от общения с другими детьми.
Чем родители могут навредить ребёнку без друзей?
В желании помочь есть риск навредить. Чтобы с вами такого не случилось, подсказываем, чего делать точно не следует с психологической точки зрения.
Эти ошибки родителей часто ведут к проблемам в общении у детей:
-
Оценка ребёнка и его сверстников. И то и другое может сформировать неадекватную самооценку, которая станет мешать общению.
-
Обесценивание эмоций. Если ребёнок переживает из-за одиночества, это ощущение не пройдёт от одного только «не грусти» или от ничем не подкреплённых обещаний в ключе «не ной, жизнь длинная — появятся у тебя друзья».
-
Навязывание общения. Если при виде гостей ребёнок закрывается в собственной комнате, нет смысла его стыдить (особенно прилюдно), как и силком тащить за стол. Но когда все уйдут, стоит выяснить, что побудило ребёнка вести себя таким образом.
-
Резкие движения. Плохая идея — отправлять стеснительного ребёнка в детский лагерь. Это может стать сильнейшим стрессом. Начинать стоит в домашней обстановке, где ребёнок чувствует себя в безопасности. К примеру, полезно разговаривать обо всём на свете. Так он научится искать тему для разговора и поддерживать её.
Базовые приёмы из этой статьи помогут поддержать ребёнка и помочь немного социализироваться. В более тяжёлых и запущенных случаях эта база может не сработать. Тогда стоит обратиться к психологу.
Избежать проблем в общении можно, если развивать эмоциональный интеллект и другие востребованные навыки soft skills. Чем раньше, тем лучше. Но прелесть в том, что никогда не бывает поздно. На таких курсах ребёнок научится лучше понимать эмоции окружающих, и ему будет проще найти друзей, а при желании и стать душой компании. Главное — при желании. Напоминаем: если у ребёнка несколько друзей и ему так комфортно, то это не мало, а достаточно и с ребёнком всё в порядке.