Назад
views 330
calendar 21 октября 2024

Система Монтессори: что это, принципы, плюсы и минусы

Система Монтессори: что это, принципы, плюсы и минусы
Статья
contents Оглавление
Рассказываем о сути и рисках системы Марии Монтессори
Педагогическая система Марии Монтессори уже больше века популярна во всём мире. По ней обучались принцы Уильям и Гарри, основатель «Википедии» Джимми Уэйлс, разработчик и сооснователь поисковой системы Google Ларри Пейдж, основатель компании Amazon Джефф Безос, актёр Джордж Клуни, писатель Габриэль Гарсиа Маркес и многие другие. 

Некоторые частные детские сады и школы в РФ тоже воспитывают детей по этой системе. В магазинах можно найти дидактические материалы и игрушки Монтессори. Систему придумала педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, итальянка Мария Монтессори. 

7 фактов о Марии Монтессори:

  • Получила высшее образование одной из первых — среди 132 итальянских студенток в 1890 году.

  • Боролась за права женщин и детей. 

  • Отказалась от брака с отцом своего ребёнка ради педагогики.

  • Дружила и обсуждала идеи гуманной педагогики с Махатмой Ганди.

  • Вдохновила педагогическими идеями даже диктатора Бенито Муссолини. Он открыл сеть монтессори-садов в Италии. Но закрыл из-за того, что выпускники плохо поддавались муштре — не годились на роль солдат.

  • Была изображена на итальянской купюре в 1000 лир до введения евро.

  • ЮНЕСКО включила её имя в список четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

В этой статье рассказываем, чем педагогическая система Марии Монтессори отличается от классической, почему она популярна уже более ста лет и стоит ли воспитывать детей по этой методике дома или в детском саду. 

Принципы Монтессори

Свою систему Мария Монтессори изначально придумала для детей с особенностями развития. А после успешных экспериментов адаптировала её для всех. Главный принцип — самостоятельное развитие ребёнка. Взрослый только создаёт образовательную среду и наблюдает. 

В классической педагогике взрослый активен: что-то показывает и рассказывает ребёнку, указывает на ошибки, поправляет и снова показывает, как правильно. А в системе Монтессори взрослый организует пространство так, чтобы дошкольник мог сам взять интересующий предмет. Затем наблюдает, как ребёнок играет, и не вмешивается в процесс. Если дошкольник делает ошибки, то взрослый не поправляет, не делает за него, а даёт возможность исправить самому. 

Развитие навыков в сенситивные периоды

Мария Монтессори считала, что дети сильно отличаются от взрослых. И процесс познания у них идёт иначе. С рождения их развитие подчинено особому ритму. Выделяются этапы развития — сенситивные периоды. 

Сенситивные периоды — это окна возможностей. Это возраст, когда у ребёнка появляется склонность к конкретному виду деятельности и познания. Задача взрослого — замечать начало таких периодов, предлагать подходящий дидактический материал и не мешать естественному развитию. 

Участие родителей крайне важно. Например, ребёнку будет сложнее развить речь, если в период активного формирования этого навыка он не будет слышать, как говорят взрослые.

В своих работах Мария Монтессори не привела чёткого списка сенситивных периодов. Их определяли её последователи, поэтому количество разнится от работы к работе. 

Сенситивные периоды по версии кандидата педагогических наук и монтессори-педагога Веры Могилёвой  

Название периода

Возрастные границы

Пик

Как развивать ребёнка

Развитие речи

От 7 месяцев внутриутробного периода до 9 лет

От 1 до 2,5 года

  • Разговаривать с ребёнком даже до рождения 

  • Избегать сюсюканья, звукоподражания и уменьшительно-ласкательных форм после 1 года

Развитие движений

С рождения до 4 лет

От 2 лет до 2,5 года

Создать развивающую среду. Например, сконструировать горки, по которым можно ползать, разложить подушки, поставить в комнату треугольник Пиклер

Восприятие порядка

С рождения до 4 лет

От 2 лет до 2,5 года

  • Следить, чтобы предметы лежали на своих местах

  • Установить чёткий распорядок дня

  • Договориться о последовательном поведении в семье, особенно в том, что касается правил. Например, если мама запретила конфеты, то папа и бабушка тоже их не дают 

Развитие 

и уточнение чувств

С рождения до 4 лет

От 3 лет до 3,5 года

  • Развивать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Предложить ребёнку материалы разных форм, текстур 

  • Предложить послушать разные запахи, попробовать разные вкусы

  • Предоставить возможность послушать разные музыкальные инструменты и попробовать самому извлечь звуки

Восприятие мелких деталей

От 1,5 до 2,5 года

От 1,5 до 2,5 года

  • Внимательно присматривать за ребёнком, чтобы он себе не навредил. Ребёнок интересуется мелкими деталями: рассматривает, трогает, может затащить в рот 

  • Предложить ребёнку занятия, которые стимулируют развитие мелкой моторики: сборку мозаики, сортировку, готовку (например, отделять ягоды от веточек, раскладывать их по тарелкам)

  • Разглядывать виммельбухи — развивающие комиксы с акцентом на иллюстрации 

Освоение социальных навыков и норм

От 2,5 до 5,5 года

4,5 года

Развивать вежливость: научить здороваться, прощаться, благодарить, просить прощения, применять правила этикета 

Важно наблюдать и не настаивать. В книге Марии Монтессори «Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается» есть такой пример. Учитель предлагает изучать цвета: называет красный и синий. Просит повторить. Дошкольник называет неправильно. Значит, ребёнок ещё не готов к восприятию цветов. В таком случае дошкольнику предложат другие материалы. 

Стимулирующая окружающая среда

Система Монтессори предлагает свободу в любых её проявлениях. Это исключает формальную обстановку класса с партами, стеллажами до потолка и прочим. Комнату для занятий адаптируют под детей. Вместо парт — максимально лёгкие столы, чтобы дети могли при необходимости сами переставить мебель.

Весь дидактический материал размещают в зоне досягаемости. Дошкольник в любое время может взять то, что его заинтересует. В своих трудах Мария Монтессори много раз описывала, как организованы классы в её «Доме ребёнка». Вся мебель была создана специально для детей. 

Порядок во всём

По системе Монтессори дидактический материал должен быть доступным, комната — чистой. Никаких порванных книг, сломанных игрушек, грязных полок. За порядком следят сами дети. Им устанавливают правила: взял игрушку, поиграл — вернул на место. Дошкольники сами накрывают на стол, моют посуду, поддерживают чистоту. 

Правила

Кроме правила о порядке, в детских садах Монтессори есть важное правило, связанное с конфликтами: кто первый взял игрушку, тот с ней и играет. Он же решает, оставаться одному или приглашать других участников. Дошкольники могут договориться об обмене, совместной игре и прочем. Но выбор за первым взявшим предмет. 

Разновозрастные группы детей

Наиболее эффективны группы от 30 человек, где одновременно находятся дети разных возрастов. Тогда старшие помогают младшим, учат их, передают опыт. Дверей и глухих стен нет. Младшие могут свободно зайти в класс к старшим, взять их дидактический материал, посмотреть, чем там занимаются. Об этом можно подробнее прочитать в книге «Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается».

Свобода выбора

Система Монтессори исключает уроки в классическом понимании. Воспитатель ничего не навязывает, не вкладывает знания, а наблюдает, выявляет внутренние потребности ребёнка и направляет по нужному пути. Ребёнок сам выбирает, чем заниматься, с кем взаимодействовать.

Взрослый не вмешивается в игру

Если ребёнок занят игрой или дидактическим материалом, то воспитатель не вмешивается. То есть не хвалит, не отвлекает. Мария Монтессори в своей книге приводит пример: все дети в классе пошли смотреть на рыбок, а самый младший запоздал. Он попытался протиснуться вперёд — не получилось. Попытался подпрыгнуть и посмотреть сверху — не удалось. Пошёл за стульчиком, но учительница взяла его на руки и показала рыбок сверху. Монтессори называет это ошибкой, поскольку ребёнок не выполнил своё действие до конца и не получил полного удовлетворения. 

Дисциплина

Принцип Монтессори основан на свободе: ребёнок может делать что хочет и свободно перемещаться. Это противоречит классической трактовке дисциплины в образовательном учреждении, где приветствуются молчаливые дети, которые ровно сидят за партами. 

И всё же в системе Монтессори тоже важна дисциплина — социальные рамки, воспитанность. Если ребёнок шумно играет, его не останавливают. Если же гоняется за другими со злобой на лице, его действие пресекут. 

Самостоятельность

Методика Монтессори поощряет самостоятельность ребёнка. У него нет обслуживающего персонала в виде родителей, учителей, няни. Ребёнок сам выполняет бытовые задачи, которые ему под силу. 

articlePreviewImage
Самостоятельность ребёнка: как развить и укрепить
6 приёмов, которые мягко подготовят ребёнка ко взрослой жизни
 

Поощрений и наказаний нет

Поскольку дисциплина в системе Монтессори строится на свободе, необходимость в поощрениях отпадает — ребёнок получает удовольствие от деятельности, от своих побед. 

Наказания в классическом понимании тоже нет. Если дошкольник ведёт себя деструктивно, то его отсаживают за отдельный стол. Дают игрушки, которые он хочет. Проявляют заботу и внимание. Нарушитель порядка наблюдает за другими детьми и стремится к коллективу. Соответственно, пересматривает своё поведение.

Воспитатель не акцентирует внимание на ошибках. Предположим, дошкольник красит ствол дерева не коричневым, а красным. В таком случае воспитатель даёт возможность наблюдать за деревьями до тех пор, пока ребёнок не заметит, какого цвета ствол. 

Лаконичные индивидуальные уроки

Индивидуальные занятия с ребёнком проводят по принципу «как можно меньше слов». Развлекательного элемента нет. Если нужно показать форму, учитель берёт квадрат, называет его, вставляет в соответствующую ячейку сортера и показывает, как обвести контур квадрата. Не нужно считать стороны и углы или углубляться в математический анализ. Достаточно показать и объяснить.

articlePreviewImage
Когда и как начинать готовить ребёнка к школе
Шпаргалка, как подготовить ребёнка к первому классу
 

Применять ли метод Монтессори в воспитании и обучении ребёнка?

Разберём два варианта применения метода Монтессори для дошкольников: дома и в специальном садике.

Монтессори дома

Образовательная среда по Монтессори — непростая вещь. Родителю придётся продумать мебель так, чтобы она стала предметом изучения. Подойдут маленькие шкафчики, куда ребёнок сам вешает одежду, маленькие умывальники и раковины на кухне, столики, стулья, кресла, диваны. Важно также разместить все игрушки в зоне досягаемости. Придётся внимательно подбирать дидактические материалы: под разные периоды и сферы развития ребёнка. 

То есть если вы задумали обучать ребёнка дома по Монтессори, то нужно полностью погрузиться в этот принцип. Придётся перестроить привычки и быт.

В чём сложности применения системы Монтессори дома:

  • Не все люди разделяют принципы системы. Например, в гостях или на площадке могут не понять правила «Кто первый взял, тот и играет». Контраргументом может стать стереотип: «А как же правило делиться?» Непросто всякий раз объяснять свою позицию родителям, бабушкам, дедушкам и другим детям. 

  • В отрыве от метода сортеры, бизиборды, мячики и другие монтессори-материалы не настолько полезны, как в системе. Например, сортер стоит на видном месте и ребёнок в любое время может его взять и поиграть. По принципу Монтессори, он должен это делать тогда, когда созрел. Если же родитель настойчиво усаживает дошкольника изучать фигуры, а потом ругает за неправильные действия, это уже не Монтессори. 

  • При неправильном применении некоторые приёмы могут быть вредны. Развитие мелкой моторики через игру с крупами полезно, если ребёнок сам тянется к играм с крупами. Это не должно быть способом «обезвредить» дошкольника, когда мама занимается домашними делами. Допустим, ребёнок берёт кастрюлю и колотит по ней ложкой. Но мама переключает его на тихую игру с крупами, отбирает кастрюлю и варит в ней суп. Получается, она не идёт за потребностью ребёнка, а создаёт комфорт для себя. 

  • Не всем родителям легко даётся и полное невмешательство, когда ребёнок занят. Если он идёт мыть чашку, то естественный порыв взрослого — помочь, чтобы не разбил, не облился, не пришлось потом перемывать кухню. 

articlePreviewImage
Гиперопека: насколько опасна и как поймать баланс
Психолог Алексей Теплухин объясняет, когда любовь становится гиперопекой и как наладить отношения
 

Детские сады Монтессори

Отдавая ребёнка в такой детсад, можно развить у него свободу мыслей. Однако важно подготовиться и к возможным сложностям.

Что важно предусмотреть, если отдаёте ребёнка в детский сад Монтессори:

  • Придётся следовать принципам Монтессори и дома. И это не только сложная организация пространства. Не каждый родитель на самом деле готов предоставить ребёнку свободу: не нести его домой на руках, хотя так быстрее, или не умывать утром, чтобы не опоздать. Не каждая семья также готова терпеть разбитую посуду, пока дошкольник учится накрывать на стол и убирать за собой.

  • Будет сложнее адаптировать ребёнка к обычной школе. В традиционных государственных школах мало свободы. И монтессори-подготовка может скорее мешать. Как вариант, после детсада можно отдать ребёнка в монтессори-школу. Однако таких школ немного, они, как правило, платные, частные. А после 12 лет систему в РФ уже не преподают. Подростку предстоит столкнуться со строгими правилами обычных школ. Или перейти на онлайн-обучение. 

  • Стоит узнать, какое образование у воспитателей в детсаду. Классическое педагогическое — не преимущество, если нет специальной подготовки именно к воспитанию по Монтессори.

  • Придётся ещё и расстаться с некоторыми социальными установками. Например, ребёнок может жаловаться на конфликты, в которые не вмешиваются педагоги. В системе Монтессори это нормально — дети сами решают вопросы, если могут это сделать без взрослых. 

articlePreviewImage
Вредные установки родителей. Чем опасны и как заменить?
Объясняет психолог
 
Теперь вы в курсе принципов, преимуществ и рисков системы Монтессори. Всё это поможет вам понять, готовы ли вы применять систему с больше чем вековой выдержкой. Решение важное и касается не только дошкольника, но и всей семьи.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru