Система Монтессори: что это, принципы, плюсы и минусы
Некоторые частные детские сады и школы в РФ тоже воспитывают детей по этой системе. В магазинах можно найти дидактические материалы и игрушки Монтессори. Систему придумала педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, итальянка Мария Монтессори.
7 фактов о Марии Монтессори:
-
Получила высшее образование одной из первых — среди 132 итальянских студенток в 1890 году.
-
Боролась за права женщин и детей.
-
Отказалась от брака с отцом своего ребёнка ради педагогики.
-
Дружила и обсуждала идеи гуманной педагогики с Махатмой Ганди.
-
Вдохновила педагогическими идеями даже диктатора Бенито Муссолини. Он открыл сеть монтессори-садов в Италии. Но закрыл из-за того, что выпускники плохо поддавались муштре — не годились на роль солдат.
-
Была изображена на итальянской купюре в 1000 лир до введения евро.
-
ЮНЕСКО включила её имя в список четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.
В этой статье рассказываем, чем педагогическая система Марии Монтессори отличается от классической, почему она популярна уже более ста лет и стоит ли воспитывать детей по этой методике дома или в детском саду.
Принципы Монтессори
Свою систему Мария Монтессори изначально придумала для детей с особенностями развития. А после успешных экспериментов адаптировала её для всех. Главный принцип — самостоятельное развитие ребёнка. Взрослый только создаёт образовательную среду и наблюдает.
В классической педагогике взрослый активен: что-то показывает и рассказывает ребёнку, указывает на ошибки, поправляет и снова показывает, как правильно. А в системе Монтессори взрослый организует пространство так, чтобы дошкольник мог сам взять интересующий предмет. Затем наблюдает, как ребёнок играет, и не вмешивается в процесс. Если дошкольник делает ошибки, то взрослый не поправляет, не делает за него, а даёт возможность исправить самому.
Развитие навыков в сенситивные периоды
Мария Монтессори считала, что дети сильно отличаются от взрослых. И процесс познания у них идёт иначе. С рождения их развитие подчинено особому ритму. Выделяются этапы развития — сенситивные периоды.
Сенситивные периоды — это окна возможностей. Это возраст, когда у ребёнка появляется склонность к конкретному виду деятельности и познания. Задача взрослого — замечать начало таких периодов, предлагать подходящий дидактический материал и не мешать естественному развитию.
Участие родителей крайне важно. Например, ребёнку будет сложнее развить речь, если в период активного формирования этого навыка он не будет слышать, как говорят взрослые.
В своих работах Мария Монтессори не привела чёткого списка сенситивных периодов. Их определяли её последователи, поэтому количество разнится от работы к работе.
Сенситивные периоды по версии кандидата педагогических наук и монтессори-педагога Веры Могилёвой
Название периода |
Возрастные границы |
Пик |
Как развивать ребёнка |
Развитие речи |
От 7 месяцев внутриутробного периода до 9 лет |
От 1 до 2,5 года |
|
Развитие движений |
С рождения до 4 лет |
От 2 лет до 2,5 года |
Создать развивающую среду. Например, сконструировать горки, по которым можно ползать, разложить подушки, поставить в комнату треугольник Пиклер |
Восприятие порядка |
С рождения до 4 лет |
От 2 лет до 2,5 года |
|
Развитие и уточнение чувств |
С рождения до 4 лет |
От 3 лет до 3,5 года |
|
Восприятие мелких деталей |
От 1,5 до 2,5 года |
От 1,5 до 2,5 года |
|
Освоение социальных навыков и норм |
От 2,5 до 5,5 года |
4,5 года |
Развивать вежливость: научить здороваться, прощаться, благодарить, просить прощения, применять правила этикета |
Важно наблюдать и не настаивать. В книге Марии Монтессори «Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается» есть такой пример. Учитель предлагает изучать цвета: называет красный и синий. Просит повторить. Дошкольник называет неправильно. Значит, ребёнок ещё не готов к восприятию цветов. В таком случае дошкольнику предложат другие материалы.
Стимулирующая окружающая среда
Система Монтессори предлагает свободу в любых её проявлениях. Это исключает формальную обстановку класса с партами, стеллажами до потолка и прочим. Комнату для занятий адаптируют под детей. Вместо парт — максимально лёгкие столы, чтобы дети могли при необходимости сами переставить мебель.
Весь дидактический материал размещают в зоне досягаемости. Дошкольник в любое время может взять то, что его заинтересует. В своих трудах Мария Монтессори много раз описывала, как организованы классы в её «Доме ребёнка». Вся мебель была создана специально для детей.
Порядок во всём
По системе Монтессори дидактический материал должен быть доступным, комната — чистой. Никаких порванных книг, сломанных игрушек, грязных полок. За порядком следят сами дети. Им устанавливают правила: взял игрушку, поиграл — вернул на место. Дошкольники сами накрывают на стол, моют посуду, поддерживают чистоту.
Правила
Кроме правила о порядке, в детских садах Монтессори есть важное правило, связанное с конфликтами: кто первый взял игрушку, тот с ней и играет. Он же решает, оставаться одному или приглашать других участников. Дошкольники могут договориться об обмене, совместной игре и прочем. Но выбор за первым взявшим предмет.
Разновозрастные группы детей
Наиболее эффективны группы от 30 человек, где одновременно находятся дети разных возрастов. Тогда старшие помогают младшим, учат их, передают опыт. Дверей и глухих стен нет. Младшие могут свободно зайти в класс к старшим, взять их дидактический материал, посмотреть, чем там занимаются. Об этом можно подробнее прочитать в книге «Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается».
Свобода выбора
Система Монтессори исключает уроки в классическом понимании. Воспитатель ничего не навязывает, не вкладывает знания, а наблюдает, выявляет внутренние потребности ребёнка и направляет по нужному пути. Ребёнок сам выбирает, чем заниматься, с кем взаимодействовать.
Взрослый не вмешивается в игру
Если ребёнок занят игрой или дидактическим материалом, то воспитатель не вмешивается. То есть не хвалит, не отвлекает. Мария Монтессори в своей книге приводит пример: все дети в классе пошли смотреть на рыбок, а самый младший запоздал. Он попытался протиснуться вперёд — не получилось. Попытался подпрыгнуть и посмотреть сверху — не удалось. Пошёл за стульчиком, но учительница взяла его на руки и показала рыбок сверху. Монтессори называет это ошибкой, поскольку ребёнок не выполнил своё действие до конца и не получил полного удовлетворения.
Дисциплина
Принцип Монтессори основан на свободе: ребёнок может делать что хочет и свободно перемещаться. Это противоречит классической трактовке дисциплины в образовательном учреждении, где приветствуются молчаливые дети, которые ровно сидят за партами.
И всё же в системе Монтессори тоже важна дисциплина — социальные рамки, воспитанность. Если ребёнок шумно играет, его не останавливают. Если же гоняется за другими со злобой на лице, его действие пресекут.
Самостоятельность
Методика Монтессори поощряет самостоятельность ребёнка. У него нет обслуживающего персонала в виде родителей, учителей, няни. Ребёнок сам выполняет бытовые задачи, которые ему под силу.
Поощрений и наказаний нет
Поскольку дисциплина в системе Монтессори строится на свободе, необходимость в поощрениях отпадает — ребёнок получает удовольствие от деятельности, от своих побед.
Наказания в классическом понимании тоже нет. Если дошкольник ведёт себя деструктивно, то его отсаживают за отдельный стол. Дают игрушки, которые он хочет. Проявляют заботу и внимание. Нарушитель порядка наблюдает за другими детьми и стремится к коллективу. Соответственно, пересматривает своё поведение.
Воспитатель не акцентирует внимание на ошибках. Предположим, дошкольник красит ствол дерева не коричневым, а красным. В таком случае воспитатель даёт возможность наблюдать за деревьями до тех пор, пока ребёнок не заметит, какого цвета ствол.
Лаконичные индивидуальные уроки
Индивидуальные занятия с ребёнком проводят по принципу «как можно меньше слов». Развлекательного элемента нет. Если нужно показать форму, учитель берёт квадрат, называет его, вставляет в соответствующую ячейку сортера и показывает, как обвести контур квадрата. Не нужно считать стороны и углы или углубляться в математический анализ. Достаточно показать и объяснить.
Применять ли метод Монтессори в воспитании и обучении ребёнка?
Разберём два варианта применения метода Монтессори для дошкольников: дома и в специальном садике.
Монтессори дома
Образовательная среда по Монтессори — непростая вещь. Родителю придётся продумать мебель так, чтобы она стала предметом изучения. Подойдут маленькие шкафчики, куда ребёнок сам вешает одежду, маленькие умывальники и раковины на кухне, столики, стулья, кресла, диваны. Важно также разместить все игрушки в зоне досягаемости. Придётся внимательно подбирать дидактические материалы: под разные периоды и сферы развития ребёнка.
То есть если вы задумали обучать ребёнка дома по Монтессори, то нужно полностью погрузиться в этот принцип. Придётся перестроить привычки и быт.
В чём сложности применения системы Монтессори дома:
-
Не все люди разделяют принципы системы. Например, в гостях или на площадке могут не понять правила «Кто первый взял, тот и играет». Контраргументом может стать стереотип: «А как же правило делиться?» Непросто всякий раз объяснять свою позицию родителям, бабушкам, дедушкам и другим детям.
-
В отрыве от метода сортеры, бизиборды, мячики и другие монтессори-материалы не настолько полезны, как в системе. Например, сортер стоит на видном месте и ребёнок в любое время может его взять и поиграть. По принципу Монтессори, он должен это делать тогда, когда созрел. Если же родитель настойчиво усаживает дошкольника изучать фигуры, а потом ругает за неправильные действия, это уже не Монтессори.
-
При неправильном применении некоторые приёмы могут быть вредны. Развитие мелкой моторики через игру с крупами полезно, если ребёнок сам тянется к играм с крупами. Это не должно быть способом «обезвредить» дошкольника, когда мама занимается домашними делами. Допустим, ребёнок берёт кастрюлю и колотит по ней ложкой. Но мама переключает его на тихую игру с крупами, отбирает кастрюлю и варит в ней суп. Получается, она не идёт за потребностью ребёнка, а создаёт комфорт для себя.
-
Не всем родителям легко даётся и полное невмешательство, когда ребёнок занят. Если он идёт мыть чашку, то естественный порыв взрослого — помочь, чтобы не разбил, не облился, не пришлось потом перемывать кухню.
Детские сады Монтессори
Отдавая ребёнка в такой детсад, можно развить у него свободу мыслей. Однако важно подготовиться и к возможным сложностям.
Что важно предусмотреть, если отдаёте ребёнка в детский сад Монтессори:
-
Придётся следовать принципам Монтессори и дома. И это не только сложная организация пространства. Не каждый родитель на самом деле готов предоставить ребёнку свободу: не нести его домой на руках, хотя так быстрее, или не умывать утром, чтобы не опоздать. Не каждая семья также готова терпеть разбитую посуду, пока дошкольник учится накрывать на стол и убирать за собой.
-
Будет сложнее адаптировать ребёнка к обычной школе. В традиционных государственных школах мало свободы. И монтессори-подготовка может скорее мешать. Как вариант, после детсада можно отдать ребёнка в монтессори-школу. Однако таких школ немного, они, как правило, платные, частные. А после 12 лет систему в РФ уже не преподают. Подростку предстоит столкнуться со строгими правилами обычных школ. Или перейти на онлайн-обучение.
-
Стоит узнать, какое образование у воспитателей в детсаду. Классическое педагогическое — не преимущество, если нет специальной подготовки именно к воспитанию по Монтессори.
-
Придётся ещё и расстаться с некоторыми социальными установками. Например, ребёнок может жаловаться на конфликты, в которые не вмешиваются педагоги. В системе Монтессори это нормально — дети сами решают вопросы, если могут это сделать без взрослых.
Теперь вы в курсе принципов, преимуществ и рисков системы Монтессори. Всё это поможет вам понять, готовы ли вы применять систему с больше чем вековой выдержкой. Решение важное и касается не только дошкольника, но и всей семьи.