Подготовка к школе — где самые полезные занятия для ребёнка
Парадоксально, но факт: от первоклассников в школах одновременно ничего не требуют и ожидают целый список развитых способностей. И это не только всем известные навыки — читать, считать, говорить и писать.
Желательные умения будущего первоклассника можно посмотреть в приказе Министерства просвещения РФ № 1028 от 25 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». В этой таблице мы собрали самые впечатляющие требования из пунктов 15.3 и 15.4 — планируемые результаты к шести годам и концу дошкольного возраста.
Без паники! Без этих навыков ребёнка всё равно примут в школу. Вступительные испытания для зачисления в первый класс незаконны, согласно статье 55 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Но вот учиться, не имея этих навыков, ребёнку может быть сложно. Поскольку Минпросвещения внесло такие требования в федеральную программу дошкольного образования, эти способности, скорее всего, будут хотя бы минимально развиты у большинства детей, которые занимались в детских садах, при школах и на лицензированных курсах подготовки к школе.
Выходит, без подготовки зачислиться в школу можно, но есть риск, что ребёнок будет сильно отставать от одноклассников. А это усугубит стресс от адаптации к учебному процессу. Остаётся вопрос, где готовить ребёнка: в детсаду, на специальных курсах, с персональным репетитором — или будет достаточно помощи и внимания неработающих родственников. В этой статье разбираем плюсы и минусы распространённых вариантов подготовки к школе.
Детский сад
Детские сады — пока что самые популярные учреждения дошкольного образования. Если верить Всероссийской переписи населения, в 2020 году в России было примерно 6,3 миллиона детей в возрасте 3–6 лет. Из них 64,6 % посещали государственные и частные детские сады.
Кому подойдёт этот вариант:
-
Детям-экстравертам: сангвиникам и холерикам. Им нравится общение. Узнать, подойдёт ли детсад вашему ребёнку, поможет тест на тип темперамента.
-
Семьям, в которых родители не могут заниматься развитием ребёнка целый день.
-
Семьям, у которых есть возможность каждый будний день рано утром отводить или отвозить дошкольника в детсад.
Подготовительные очные курсы при школе
Хотя детский сад и способствует социализации, он не даёт школьной дисциплины. В результате первокласснику будет казаться, что можно говорить, не поднимая руку, или выходить из класса посреди урока, не попросив разрешения. Базовым премудростям дисциплины, а также необходимым для школы знаниям учат на специальных подготовительных курсах при выбранной школе.
Кому подойдёт этот вариант:
-
Детям-экстравертам. Флегматики и меланхолики могут испытывать стресс, особенно в первое время.
-
Семьям, в которых у родителей достаточно времени на развитие ребёнка полный день, или есть няня или родственники, готовые выполнять её функции.
-
Семьям, которые могут организовать дополнительное развитие ребёнка: водить в секции, заниматься с ним дома.
Не самая удачная идея — совмещать детсад и подготовительные курсы: так ребёнок может выгореть. Всё-таки детство — относительно беззаботная пора, а для занятий по вечерам и в выходные ещё представится возможность (как минимум в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в старшей школе).
Репетитор
А можно никуда не ходить и пригласить педагога домой. Или заниматься с ним онлайн. Вариант, при котором родители водят дошкольника к репетитору, спорный. С одной стороны, в новой обстановке повышается концентрация. С другой стороны, для дошкольника это будет лишним стрессом, а для родителей — не всегда удобной затратой времени, если репетитор живёт не в соседнем доме.
Кому подойдёт этот вариант:
-
Ребёнку, который проболел или не разобрался с программой детсада или подготовки к школе.
-
Ребёнку-меланхолику. Таким детям сложно даются изменения. А занятия с репетитором — это фактически промежуточный этап между общением с родными и занятиями в группе.
-
Семьям, которые готовили ребёнка к школе самостоятельно и хотят улучшить результат.
С репетиторами для дошкольников особенно справедлив принцип: лучшее — враг хорошего. Если дошкольнику легко даётся подготовительная программа, то нет нужды приглашать такого специалиста, чтобы довести знания до совершенства. Если научить ребёнка до школы решать задачи в два действия и читать со скоростью 140 слов в минуту, в первом классе ему будет скучно, а это может сформировать ошибочное представление об учёбе в целом.
Если же ребёнок не ходит в детский сад или на подготовительные курсы, репетитор необходим: как минимум для того, чтобы оценить готовность к школе, а возможно, понадобится его помощь и со сложными темами.
Подготовительные онлайн-курсы
А можно вообще никуда специально не ходить и заниматься там, где удобно: дома, на прогулке, в парке, на даче и в путешествиях. Для этого достаточно выбрать онлайн-курс подготовки к школе с качественными материалами и сильными преподавателями. Иногда такие курсы представляют собой только видеоуроки, а иногда и индивидуальные занятия с преподавателем. Дошкольникам понятнее индивидуальные занятия или гибридный формат.
Кому подойдёт этот вариант:
-
Детям, которые активно занимаются спортом, творчеством и у которых в связи с этим нет времени на посещение детского сада.
-
Семьям, которые много путешествуют.
-
Детям-интровертам: меланхоликам и флегматикам.
-
Детям, которые хотят учиться в онлайн-школе: подготовительный курс позволяет попробовать онлайн-формат ещё до поступления.
Самостоятельная подготовка с родителями
При зачислении школа не требует документов об окончании курсов подготовки. То есть можно не водить ребёнка в детский сад, к репетиторам и даже не покупать доступ к онлайн-курсам. Вернёмся к данным Всероссийской переписи населения. 35,4 % родителей не пользуются услугами детских садов, и большинство из них уверены, что смогут научить детей лучше.
Вот причины, по которым родители не отдают детей в детские сады:
-
57,4 % — домашнее воспитание лучше;
-
18 % — другие причины;
-
9 % — нет мест в доступных дошкольных образовательных организациях;
-
8 % — по состоянию здоровья;
-
4,4 % — нет дошкольных образовательных организаций поблизости;
-
1,5 % — высокая стоимость;
-
0,9 % — плохое качество услуг в доступных дошкольных образовательных организациях.
Кому подойдёт этот вариант:
-
Семьям, в которых есть педагоги, психологи и преподаватели, специализирующиеся именно на дошкольном образовании.
-
Детям, которые уже занимаются в досуговых центрах, школах искусств, спортивных секциях. Совсем без социализации ребёнку будет сложно.
Так какой же вариант подготовки к школе выбрать?
Всё зависит от темперамента ребёнка, рабочего графика родителей, наличия воспитателей и психологов среди родственников. Помочь сделать выбор может наша схема, в которой мы собрали типовые особенности самых распространённых моделей (безусловно, бывают исключения).
Какой бы вариант вы ни выбрали, пожалуйста, не перегружайте ребёнка. Учёба начнётся в школе, а до этого человеку важно всего-то получить базовые знания и развить азы социализации. И успеть насладиться детством.