Назад
views 378
calendar 15 апреля 2024

Как мотивировать ребёнка учиться

Как мотивировать ребёнка учиться
Статья
contents Оглавление
Подсказки, как привить ребёнку любовь к школе

Нередко одноклассники и учебные будни вызывают у дошкольника неподдельный интерес, но уже в первом классе ребёнок начинает воспринимать всё, что связано с учёбой, с унынием или даже враждебно. В этой статье дадим рекомендации, как мотивировать ребёнка учиться. 

Почему первоклашки не любят школу 

Для начала давайте разберёмся, почему некоторые дети не хотят ходить в школу. 

Отвращение к ранним подъёмам 

Многие дети не любят школу, потому что банально не высыпаются. Это доказали учёные под руководством Баохуа Лю в перекрёстном исследовании «Качество сна учащихся от начальной школы до университета». То есть ребёнку может не нравиться рано просыпаться. А может не хватать отдыха ночью.

Чем помочь

Обеих проблем можно избежать, если засыпать в правильное и заранее оговорённое время. Важно не менять это время. 

Также можно минимизировать стресс, вызванный ранним подъёмом, если будить детей под весёлую музыку. Песня способна вызвать желание двигаться и танцевать. В весенние месяцы полезно менять тяжёлые шторы black-out на занавески, пропускающие солнечные лучи. Зимой есть смысл использовать специальные будильники, которые имитируют восход и закат. Это поможет нормализовать циркадные ритмы. 

Ещё один лайфхак — заинтересовать первоклассника предстоящим днём накануне вечером. Для этого можно вместе выбрать одежду, помочь собрать рюкзак и приготовить вкусный перекус для переменок. Так утром школьник не будет в спешке искать пенал и тетради, а размеренно позавтракает и даже успеет рассказать о предстоящем дне и поговорить о семейных делах во время тёплого утреннего чаепития с родителями. 

Разлука с родителями

Некоторые ученики начальных классов не любят школу, потому что страдают из-за разлуки с семьёй. Это выяснил Лорин С. Мюллер из Университета Северной Айовы в исследовании «Тревога разлуки в школьном контексте: качественное исследование убеждений и практик родителей и учителей». 

Видели картину: ребёнок чуть ли не купается в луже слёз, лишь бы мама и папа оставили его дома? Такое состояние психологи называют сепарационной тревожностью. И оно случается даже у самых уравновешенных детей. А если ребёнок ещё и испытывает серьёзную внутреннюю тревогу, это может стать психологическим препятствием на пути к усвоению знаний. 

Чем помочь

Помочь школьнику адаптироваться к длительным разлукам можно, если иногда оставлять его с няней, бабушкой и дедушкой. Уходя, важно заверить ребёнка, что он не успеет оглянуться, как вы снова будете вместе. 

Первое время можно помогать ребёнку придумывать «программу» на время вашего отсутствия: клеить мозаику, петь или смотреть любимые мультфильмы. Возвращаясь, можно по пути купить что-то вкусненькое, чтобы у ребёнка закрепить положительные впечатления. 

Тоска по свободе

Дети хотят ощущать независимость, а во многих школах всё строго регламентировано: предметы, время уроков, перемены, домашние задания. Желание свободы — это больше чем детская блажь. Оно помогает постичь неизведанное, научиться выражать себя и повысить самооценку. К таким выводам пришли Риази Негина, Мариана Бруссони, Патрисия Вертински и Гай Фолкнер в исследовании «Чувствуете ли вы себя более ответственным, когда за вами никто не следит».

Чем помочь

При очном обучении родители никак не могут повлиять на порядок уроков и административный процесс учёбы. Однако можно попробовать привнести в жизнь детей ощущение автономности. Для этого важно предоставить свободу в выборе книг, игрушек, канцелярских принадлежностей, секций, кружков, маршрутов совместного отдыха. 

Ничего не понятно

И ещё одна важная причина, которую отмечает учёный-когнитивист Дэниел Т. Уиллингем в книге «Почему ученики не любят школу?». Многие учителя не используют в образовательном процессе когнитивные принципы возраста. Чтобы ребёнок понял новую тему, нужно обязательно связать её с тем, что он уже знает. Но далеко не все учителя преподносят новый материал именно так. 

Уиллингем объясняет реакцию детской психики на примере процесса, который испытывают даже взрослые, когда встречают незнакомое слово. В хороших словарях его объясняют через широко используемые понятия и приводят примеры употребления в контексте. Именно поэтому тему чисел хорошо объяснять через счёт на палочках, который уже знаком многим по играм в детском саду. А когда дело касается дробей — основываться на делении яблок или апельсинов. 

Чем помочь

При выборе школы важно узнать методы преподавания. Стоит почитать отзывы, пообщаться с родителями других учеников, заглянуть на открытые уроки. Полезно и записать ребёнка на курсы подготовки к школе, чтобы он уже знал основы логики, счёта, чтения и получил базовые представления об окружающем мире. Иначе в первом классе ему может быть тяжело. 

А ещё надёжнее — избавить ребёнка от всех этих мучений и перевести в онлайн-школу. Тогда ему не придётся страдать из-за ранних подъёмов, разлуки с семьёй, ущемления свобод и непонятных объяснений педагогов. Освободившееся от походов в школу и обратно время ребёнок сможет посвятить чему-то полезному: например, спорту, иностранным языкам, информатике, музыке — всему, к чему лежит душа. Однако подойдёт не любая онлайн-школа. Важно проверить лицензию, попробовать занятия в демодоступе и не только. Все лайфхаки о том, как не ошибиться с выбором, раскрываем в нашем навигаторе по выбору школ.

articlePreviewImage
Общеобразовательная, частная или онлайн-школа: какую выбрать
Разбираем плюсы и минусы трёх популярных систем образования

Как привить ребёнку любовь к школе 

Начинать борьбу со страхами важно ещё до школы. Сейчас подскажем четыре способа, которые помогут в дошкольном возрасте.

Разговариваем о школе 

Чтобы ребёнок ждал школьное время с нетерпением, но не разочаровался в своих ожиданиях, в преддверии 1 сентября стоит чаще разговаривать с ним на тему того, как он представляет себе учебные будни. Полезно делиться собственным опытом, вспоминая себя маленькими, и исследовать чувства ребёнка. 

Подсказываем, как победить страхи

Связанные со школой страхи возникают у детей из-за незнания и неопределённости, поэтому полезно обсудить изменения, которые произойдут в жизни будущего школьника, и успокоить его.

Важно! И счастье, и грусть, и взволнованность, и испуг — адекватные реакции. Бессмысленно запрещать ребёнку их испытывать или транслировать. 

Куда важнее научить ребёнка уравновешивать тревожные чувства. Для этого можно объяснить, что начинать новое страшно даже взрослым. Имеет смысл вместе подумать, как справиться с тревогой в конкретных ситуациях. 

Предположим, ребёнок боится того, что в школе встретит много незнакомых детей. Тогда стоит попрактиковаться заводить друзей. Для этого можно сходить на детский праздник, фестиваль или в игровую зону в ближайшем торговом центре. Главное условие — договориться о том, что во время игр дошкольнику нужно познакомиться хотя бы с несколькими ребятами. 

Ещё один отличный способ искоренить этот страх — вспомнить вместе с будущим первоклассником, как он познакомился со своими теперь уже лучшими друзьями из садика или детской придомовой площадки. Так он поймёт, что уже обладает необходимым опытом знакомства с другими детьми. 

Перестаём транслировать тревогу 

Первые два способа не помогут, если мама с папой сами транслируют тревогу. Дети легко улавливают наши чувства, поэтому полезно говорить о школе позитивно и спокойно. 

Безусловная любовь и привязанность со стороны родителей делают детей эмоционально счастливыми и менее тревожными. Это доказали авторы исследования «Нехватка родительского тепла» из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Учёные находят объяснение этому факту в изменениях, происходящих в мозге. Когда ребёнок чувствует родительскую любовь, в его организме выделяется гормон окситоцин, который помогает ему испытывать больше положительных эмоций в процессе учёбы и, что ещё более удивительно, влияет на жизнь во взрослом возрасте.

Обращаемся к профессионалам

Лучше избежать проблемы, чем её решать. В этом смысле полезно отдать ребёнка в хороший детский сад или на курсы подготовки к школе. Там он научится общаться со сверстниками и взрослыми и получит базовые знания для школы. 

Если момент упущен, а в школу идти уже через несколько месяцев, можно обратиться к хорошему детскому психологу, который поможет снять страхи перед школой. 

Как поддерживать любовь к школе в начальных классах

В начальных классах важно прививать любовь к учёбе. Здесь нам поможет теория самоопределения Ричарда М. Райана и Эдварда Л. Деси. Она касается вопросов мотивации человека и его развития. Теория предполагает, что люди обладают богатыми внутренними мотивационными тенденциями, которые могут позволить им активно интегрироваться, совершенствоваться и продолжать учиться. 

Создаём поддерживающие условия дома

Усиление внутренней мотивации учиться требует поддерживающих условий. Например, предоставления выбора и признания чувств, о чём мы уже говорили. Но главное — не разрушить у детей желание учиться  «неподдерживающими» факторами, такими как угрозы, инструкции и навязанные цели. 

Именно поэтому психологи рекомендуют родителям не практиковать строгие методы. В контролирующей среде воспитания внутренняя мотивация детей ниже, чем у тех, кто взрослеет в гибкой автономной атмосфере. Это выявило исследование Венди С. Грольник, Корины Бенджет, Кэролайн О. Куровски и Николаса Х. Апостолериса Кларка «Участие родителей в школьном обучении детей».

Избегаем физических наказаний

Наказывать детей ремнём или ограничением свободы ни в коем случае нельзя. Это не только негуманно, но и вредно. Телесные наказания приводят к проблемам с успеваемостью и интернализацией. 

Интернализация — процесс превращения убеждений, ценностей, оценок других людей и норм поведения в качества собственной личности.

Кроме того, дети, которые пострадали от физических наказаний, склонны подражать поведению агрессора и в результате проявляют жестокость по отношению к своим сверстникам. Это доказали психологи Саджад Анвар, Аши Зишан и Али Саджад в работе «Влияние телесных наказаний на успеваемость учащихся начальной школы».

Используем стимулирующие методы мотивации

Стимулирующие и отзывчивые методы воспитания, наоборот, способствуют успехам в школе и повышают мотивацию учиться. 

4 фактора, которые влияют на мотивацию учиться:

  1. достижения;

  2. опосредованное подкрепление;

  3. вербальное убеждение;

  4. регулирование эмоций.

Эти факторы выделил А. Бандура в исследовании «Самоэффективность: на пути к объединяющей теории изменения поведения».

Когда родители используют эти приёмы, ребёнок осознаёт свою когнитивную компетентность — способность и психологическую готовность к познавательной деятельности, что исследователи обычно напрямую связывают с высокой успеваемостью. Интересно, что активное участие родителей повышает воспринимаемый уровень компетентности ребёнка. 

Говорим о школе как о чём-то интересном

Родители передают своим детям собственное отношение к образованию, и это отношение затем отражается в поведении ребёнка в классе. Об этом подробно рассказывают Роберт МакМахон и Лили Ленгуа в исследовании «Участие родителей в школе: концептуализация и связи с семейными и демографическими факторами риска». 

То есть важно не шутить на тему, как плохо в школе. Наверняка вам приходилось слышать, как кто-то шутил: «Разве ты не рад, что уроки наконец-то закончились и завтра выходной?» Это отличный способ поднять настроение подростку, но в младшей школе дети часто воспринимают такие высказывания всерьёз. Куда полезнее и детям, и знакомым в их присутствии говорить обратное, например: «По-моему, в нашей школе даже интереснее, чем дома, но, к сожалению, есть выходные».

Подведём итог. Ни в коем случае нельзя наказывать школьника за оценки или поведение, транслировать свою тревогу, а также шутить на тему, как тяжело или скучно в школе. Мотивировать ребёнка учиться — значит помогать ему справляться со страхами, научить преодолевать трудности, рассказывать о собственном опыте, постоянно поддерживать и верить в успех ребёнка. Всё это повышает шансы, что ребёнок осознает ценность обучения как процесса и по-настоящему полюбит школу за то, что она с каждым днём делает его не только умнее, но и счастливее. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru