Когда и как начинать готовить ребёнка к школе
Процесс подготовки к школе начинается почти с младенчества, когда ребёнок начинает воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Даже когда вы показываете ребёнку птичку, рыбку, жёлтый кружок, зелёный треугольник, читаете ему книжку и впервые даёте карандаши, то вы уже фактически готовите его к школе.
В этой статье расскажем, как грамотно подготовить ребёнка к школе. Рассмотрим особенности для каждого возраста и общие принципы, о которых забывают многие родители.
Развиваем две группы навыков
В первый класс принимают всех. Но это не значит, что всем в школе будет комфортно и интересно. Насколько легко ребёнок адаптируется к непривычным условиям и насколько успешно он будет учиться, зависит именно от подготовки к школе. Поэтому у дошкольников важно развивать две группы необходимых способностей:
-
гибкие навыки: моральную готовность к новому этапу в жизни, самостоятельность (как способность выдерживать длительную разлуку с родителями), коммуникабельность (умение правильно выстраивать отношения с учителями и сверстниками);
-
твёрдые навыки: речь и чтение, счёт и логику, письмо, знания об окружающем мире.
Постоянно совершенствуемся
Новые приёмы для развития рекомендуем вводить постепенно, но при этом не затягивать: чем раньше, тем лучше.
До 1 года
Малыш уже изучает мир — полезно предоставить разнообразные объекты для изучения. К тому же ребёнок готов развивать мелкую моторику: можно давать трогать мелкие предметы или дать покопошиться в крупах. Но по соображениям безопасности всё это стоит позволять делать только под наблюдением взрослых.
1–2 года
К 1–1,5 годам ребёнок уже использует звукоподражание: колокольчик — динь-динь, молоток — тук-тук, машина — би-би. Чтобы дальше развивать навык речи, можно предложить соответствующие картинки, предлагать повторить простые пословицы.
Между 1 и 2 годами ребёнку уже легче усваивать такие понятия, как форма и цвет, поэтому можно изучать геометрические фигуры, цвета, размеры. В этом могут помочь пирамидки и сортеры.
В этом возрасте важно продолжать развивать мелкую моторику. Например, можно предлагать лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, пробовать самостоятельно пользоваться столовыми приборами — хотя бы безопасной ложкой.
В 1,5–2 года стоит предоставить ребёнку собственные стол и стул (как вариант — комплект растущей мебели с регулируемой высотой). Или предложить рисовать на стульчике со столиком для кормления. По возможности полезно приобрести двустороннюю доску-мольберт с меловой и маркерной сторонами.
Также в этом возрасте можно записать ребёнка в детский сад. Примерно с полутора лет детей принимают в группу кратковременного пребывания в детском саду (до 3 часов в день), а после двух лет — в обычную группу для малышей.
2 года
В этом возрасте ребёнок подражает взрослым: родителям, старшим братьям и сёстрам, воспитателю в детском саду. Важно подавать положительный пример, ведь ребёнок ещё не отличает, что такое хорошо и что такое плохо. Пока что он слепо копирует поведение. Есть смысл знакомить ребёнка с другими детьми, но навязывать частое времяпрепровождение со сверстниками не стоит. В этом возрасте дети ещё не способны дружить, чаще они конфликтуют, особенно из-за игрушек.
В 2 года начинает формироваться самостоятельность. Родителям полезно расширять границы свободы малыша, давая ему возможность развития этих качеств. В том числе расширять виды деятельности, знакомить ребёнка с различными видами творчества и активно использовать учебные пособия, рабочие тетради для соответствующего возраста. Параллельно важно постепенно обучать простейшим бытовым навыкам: расстёгивать пуговицы, развязывать шнурки, пользоваться салфеткой и носовым платком.
3–4 года
В младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, что его тело, разум и эмоции принадлежат ему. Самое время обсуждать и рисовать эмоции, включая разницу между чувствами счастья, грусти, страха или злости. Для этого подойдут неструктурированные игры, в том числе в песочнице и с куклами.
В 3–4 года ребёнку интересно общаться и играть со сверстниками. Он лучше различает понятия «моё» и «его/её», может делиться игрушками, но пока ещё не очень охотно. В этом возрасте стоит предложить игры, которые развивают способность делиться и соблюдать очерёдность. Важно это подчёркивать, чтобы ребёнок запомнил. Например, играя в настолку, можно сказать: «А давай, я тебе дам оранжевый кубик, а ты мне — зелёный?» Или, играя в башню дженга, стоит проговорить: «Сейчас ты кладёшь свой блок, а потом моя очередь».
В этом возрасте активно развиваются речь и память, поэтому особенно важно читать, петь, учить и рассказывать стихотворения наизусть. Развитию речи могут помочь и простейшие кулинарные эксперименты. Это поможет не только сформировать здоровые пищевые привычки, но и выучить новые слова, такие как «четверть», «5 чайных ложек» или «полтора часа».
4–5 лет
В среднем дошкольном возрасте дети вступают в фазу почемучек, активно осваивают окружающий мир, в том числе человеческие отношения, через игру.
В 4–5 лет словарный запас достигает примерно 1000 слов и более. В речи ребёнок учится применять средства интонационной выразительности; использует более сложные речевые конструкции, включая синонимы и антонимы. К тому же развиваются память и воображение. Хорошая идея — предложить придумать вместе сказку, а потом попросить рассказать её другому родственнику или другу.
В 4–5 лет ребёнок способен действовать по правилам и заниматься одним видом деятельности до 15 минут. Поэтому самое время прививать дисциплину и осваивать техники безопасности. А ещё в этом возрасте детям особенно важна оценка родителей. Поэтому хвалим за выполнение договорённостей, успехи и в целом концентрацию на одном виде деятельности дольше 5 минут.
Стоит также развивать знания об окружающем мире и помогать ребёнку различать разные виды животных, птиц, растений, времена суток и года. Также полезно в этом возрасте уделять внимание логическому мышлению: классифицировать и сравнивать предметы, находить лишнее.
В 4–5 лет можно начинать читать — сначала по слогам, потом короткие простые слова и первые подходящие по возрасту книги, постепенно усложняя. Хотя идеальный возраст для начала обучения чтению — вопрос спорный. Бывает, что родители, бабушки и дедушки учат малышей буквам уже в 2 года, но некоторые педагоги считают это вредным.
5–6 лет
Этот период называют старшим дошкольным возрастом. Дети начинают понимать категории желательных и нежелательных особенностей. Однако пока их представления немного наивные. Многие хотят быть похожими на героев сказок и мультфильмов или на знакомых людей.
В 5–6 лет появляется учебная мотивация. Чаще желание что-то изучать пока ещё рождается не столько из интереса к предмету, сколько из стремления к тому, чтобы сверстники и взрослые считали ребёнка умным (или умнее других детей).
Уже можно осваивать письмо — например, используя прописи. И учиться считать: хотя бы цифры от 0 до 9. К 5–6 годам дети могут решать задачи в уме. А ещё на слух или при помощи образной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5–6 объектов. Все эти способности важно развивать в играх. И хвалить ребёнка за достижения — в этом возрасте самооценка ребёнка сильно зависит от мнения окружающих и особенно родителей.
В старшем дошкольном возрасте дети выбирают друзей по приятным качествам или из-за успешности другого ребёнка в игре. Так что в этом возрасте особенно важно вместе читать книги и обсуждать качества персонажей, мотивацию поведения и соответствие нравственным нормам. Так ребёнку будет проще не ошибиться в людях.
Определяемся со школой
Задолго до школы важно выбрать форму обучения ребёнка. Школы бывают очень разными. Кроме общеобразовательных, существуют и более индивидуализированные частные или предоставляющие больше свобод онлайн-школы. От выбора школы зависит то, к чему уже сейчас нужно приучать ребёнка:
Вид школы |
К чему готовить ребёнка |
Вариант подготовки |
Общеобразовательная |
Учиться в большом разношёрстном коллективе в условиях строгой иерархии |
Пойти в обычный детский сад во дворе и из него — в школу, к которой он относится. Вполне возможно, что в детском саду ребёнок познакомится с будущими одноклассниками и заведёт друзей ещё до 1-го класса |
Частная |
Учиться в малой группе и по непривычной для других сверстников системе |
Можно подыскать детский сад по той же системе, по которой преподают в интересной частной школе (например, Монтессори, Вальдорф). Также полезно сосредоточиться на развивающих занятиях в малых группах, особенно онлайн |
Онлайн- или домашнее обучение |
Ориентироваться только на себя и развивать сильную самодисциплину |
Полезно заниматься с педагогами онлайн, смотреть видеоуроки и развивать навыки дистанционной учёбы |
При любом варианте будут полезны курсы подготовки к школе. Например, «Дошкола» ИнтернетУрока обучает ребёнка и необходимым навыкам (таким как чтение, логика, счёт, письмо), и качествам, которые помогут быстрее и гармоничнее адаптироваться в любом школьном коллективе.
Готовим к школе морально
При подготовке к школе очень важна психологическая готовность к новым условиям. Родители в силах смягчить для ребёнка этот переход от беззаботной детской жизни к широкому кругу обязанностей и строгим дедлайнам.
-
Рассказываем о школе в целом, о своих школьных днях и историях. Не сгущаем краски, но и не перебарщиваем с позитивом, чтобы не обманывать ожидания.
-
Закупаем школьные принадлежности и учим ими пользоваться. Пусть у ребёнка ещё до школы будет свой рюкзачок, в котором он будет носить блокнот и карандаши, к примеру. Показываем, как удобно пользоваться подставкой для книг и хранить несколько канцелярских предметов в пенале. Так в школе ребёнок будет чувствовать себя спокойнее среди привычных предметов.
Учим учиться
Полезно также тренировать важные школьные процессы до первого класса:
-
Общение в коллективе — приучаем ребёнка знакомиться с другими детьми и выстраивать с ними отношения. Объясняем, что вокруг много других детей со своими мыслями, желаниями и особенностями характера, можно выбирать в друзья тех, с кем интересно. Учим безболезненно выходить из конфликтов.
-
Системные занятия — получить такие могут помочь детский сад, развивающие кружки, онлайн-занятия с педагогами и видеоуроки.
-
Усидчивость — в первом классе ребёнку предстоит спокойно сидеть за столом минимум полчаса. Ведь в начале обучения в школе один урок длится 35 минут, а через полгода — уже 40 минут. Для выполнения этого требования стоит до школы вводить учебную нагрузку и постепенно увеличивать продолжительность «урока» — можно использовать для этого пособия и рабочие тетради для дошкольников. Между «уроками» делаем перерывы, переключаем виды деятельности, выполняем разминку.
Учимся играючи
Игра — это ведущая деятельность для дошкольника, поэтому эффективнее всего вводить игровые элементы во многие повседневные задачи: «кто быстрее уберёт игрушки», «а ты умеешь собирать пирамидку?». Кроме того, полезно отыгрывать ролевые модели: «Давай поиграем в школу: я учитель, а ты ученик» — и меняться ролями.
Подытожим: подготовка к школе — это непрерывный процесс, и каждая минута, проведённая ребёнком с пользой, пополняет копилку необходимых знаний, умений и навыков. Важны не только целенаправленные занятия, но и общение, совместное времяпрепровождение, а также самостоятельные поиски и занятия ребёнка, игры, рисование и даже просмотр мультфильмов. Всё это помогает подготовиться к школе, а что ещё важнее — к жизни.