Назад
views 1 047
calendar 05 февраля 2024

Когда и как начинать готовить ребёнка к школе

Когда и как начинать готовить ребёнка к школе
Статья
contents Оглавление
Шпаргалка, как подготовить ребёнка к первому классу

Процесс подготовки к школе начинается почти с младенчества, когда ребёнок начинает воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Даже когда вы показываете ребёнку птичку, рыбку, жёлтый кружок, зелёный треугольник, читаете ему книжку и впервые даёте карандаши, то вы уже фактически готовите его к школе.

В этой статье расскажем, как грамотно подготовить ребёнка к школе. Рассмотрим особенности для каждого возраста и общие принципы, о которых забывают многие родители.  

Развиваем две группы навыков

В первый класс принимают всех. Но это не значит, что всем в школе будет комфортно и интересно. Насколько легко ребёнок адаптируется к непривычным условиям и насколько успешно он будет учиться, зависит именно от подготовки к школе. Поэтому у дошкольников важно развивать две группы необходимых способностей:

  1. гибкие навыки: моральную готовность к новому этапу в жизни, самостоятельность (как способность выдерживать длительную разлуку с родителями), коммуникабельность (умение правильно выстраивать отношения с учителями и сверстниками);

  2. твёрдые навыки: речь и чтение, счёт и логику, письмо, знания об окружающем мире.

Постоянно совершенствуемся

Новые приёмы для развития рекомендуем вводить постепенно, но при этом не затягивать: чем раньше, тем лучше.

До 1 года 

Малыш уже изучает мир — полезно предоставить разнообразные объекты для изучения. К тому же ребёнок готов развивать мелкую моторику: можно давать трогать мелкие предметы или дать покопошиться в крупах. Но по соображениям безопасности всё это стоит позволять делать только под наблюдением взрослых. 

1–2 года

К 1–1,5 годам ребёнок уже использует звукоподражание: колокольчик — динь-динь, молоток — тук-тук, машина — би-би. Чтобы дальше развивать навык речи, можно предложить соответствующие картинки, предлагать повторить простые пословицы. 

Между 1 и 2 годами ребёнку уже легче усваивать такие понятия, как форма и цвет, поэтому можно изучать геометрические фигуры, цвета, размеры. В этом могут помочь пирамидки и сортеры.

В этом возрасте важно продолжать развивать мелкую моторику. Например, можно предлагать лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, пробовать самостоятельно пользоваться столовыми приборами — хотя бы безопасной ложкой. 

В 1,5–2 года стоит предоставить ребёнку собственные стол и стул (как вариант — комплект растущей мебели с регулируемой высотой). Или предложить рисовать на стульчике со столиком для кормления. По возможности полезно приобрести двустороннюю доску-мольберт с меловой и маркерной сторонами.

Также в этом возрасте можно записать ребёнка в детский сад. Примерно с полутора лет детей принимают в группу кратковременного пребывания в детском саду (до 3 часов в день), а после двух лет — в обычную группу для малышей. 

2 года 

В этом возрасте ребёнок подражает взрослым: родителям, старшим братьям и сёстрам, воспитателю в детском саду. Важно подавать положительный пример, ведь ребёнок ещё не отличает, что такое хорошо и что такое плохо. Пока что он слепо копирует поведение. Есть смысл знакомить ребёнка с другими детьми, но навязывать частое времяпрепровождение со сверстниками не стоит. В этом возрасте дети ещё не способны дружить, чаще они конфликтуют, особенно из-за игрушек.  

В 2 года начинает формироваться самостоятельность. Родителям полезно расширять границы свободы малыша, давая ему возможность развития этих качеств. В том числе расширять виды деятельности, знакомить ребёнка с различными видами творчества и активно использовать учебные пособия, рабочие тетради для соответствующего возраста. Параллельно важно постепенно обучать простейшим бытовым навыкам: расстёгивать пуговицы, развязывать шнурки, пользоваться салфеткой и носовым платком. 

articlePreviewImage
Самостоятельность ребёнка: как развить и укрепить
6 приёмов, которые мягко подготовят ребёнка ко взрослой жизни

3–4 года

В младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, что его тело, разум и эмоции принадлежат ему. Самое время обсуждать и рисовать эмоции, включая  разницу между чувствами счастья, грусти, страха или злости. Для этого подойдут неструктурированные игры, в том числе в песочнице и с куклами. 

В 3–4 года ребёнку интересно общаться и играть со сверстниками. Он лучше различает понятия «моё» и «его/её», может делиться игрушками, но пока ещё не очень охотно. В этом возрасте стоит предложить игры, которые развивают способность делиться и соблюдать очерёдность. Важно это подчёркивать, чтобы ребёнок запомнил. Например, играя в настолку, можно сказать: «А давай, я тебе дам оранжевый кубик, а ты мне — зелёный?» Или, играя в башню дженга, стоит проговорить: «Сейчас ты кладёшь свой блок, а потом моя очередь».

В этом возрасте активно развиваются речь и память, поэтому особенно важно читать, петь, учить и рассказывать стихотворения наизусть. Развитию речи могут помочь и простейшие кулинарные эксперименты. Это поможет не только сформировать здоровые пищевые привычки, но и выучить новые слова, такие как «четверть», «5 чайных ложек» или «полтора часа».

articlePreviewImage
3 блюда на обед, которые интересно готовить с ребёнком
Полезные рецепты для первых кулинарных опытов с ребёнком

4–5 лет 

В среднем дошкольном возрасте дети вступают в фазу почемучек, активно осваивают окружающий мир, в том числе человеческие отношения, через игру. 

В 4–5 лет словарный запас достигает примерно 1000 слов и более. В речи ребёнок учится применять средства интонационной выразительности; использует более сложные речевые конструкции, включая синонимы и антонимы. К тому же развиваются память и воображение. Хорошая идея — предложить придумать вместе сказку, а потом попросить рассказать её другому родственнику или другу. 

В 4–5 лет ребёнок способен действовать по правилам и заниматься одним видом деятельности до 15 минут. Поэтому самое время прививать дисциплину и осваивать техники безопасности. А ещё в этом возрасте детям особенно важна оценка родителей. Поэтому хвалим за выполнение договорённостей, успехи и в целом концентрацию на одном виде деятельности дольше 5 минут. 

Стоит также развивать знания об окружающем мире и помогать ребёнку различать разные виды животных, птиц, растений, времена суток и года. Также полезно в этом возрасте уделять внимание логическому мышлению: классифицировать и сравнивать предметы, находить лишнее. 

В 4–5 лет можно начинать читать — сначала по слогам, потом короткие простые слова и первые подходящие по возрасту книги, постепенно усложняя. Хотя идеальный возраст для начала обучения чтению — вопрос спорный. Бывает, что родители, бабушки и дедушки учат малышей буквам уже в 2 года, но некоторые педагоги считают это вредным.

5–6 лет 

Этот период называют старшим дошкольным возрастом. Дети начинают понимать категории желательных и нежелательных особенностей. Однако пока их представления немного наивные. Многие хотят быть похожими на героев сказок и мультфильмов или на знакомых людей. 

В 5–6 лет появляется учебная мотивация. Чаще желание что-то изучать пока ещё рождается не столько из интереса к предмету, сколько из стремления к тому, чтобы сверстники и взрослые считали ребёнка умным (или умнее других детей). 

Уже можно осваивать письмо — например, используя прописи. И учиться считать: хотя бы цифры от 0 до 9. К 5–6 годам дети могут решать задачи в уме. А ещё на слух или при помощи образной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5–6 объектов. Все эти способности важно развивать в играх. И хвалить ребёнка за достижения — в этом возрасте самооценка ребёнка сильно зависит от мнения окружающих и особенно родителей. 

В старшем дошкольном возрасте дети выбирают друзей по приятным качествам или из-за успешности другого ребёнка в игре. Так что в этом возрасте особенно важно вместе читать книги и обсуждать качества персонажей, мотивацию поведения и соответствие нравственным нормам. Так ребёнку будет проще не ошибиться в людях. 

articlePreviewImage
Как привить ребёнку любовь к чтению?
Лайфхаки для родителей

Определяемся со школой

Задолго до школы важно выбрать форму обучения ребёнка. Школы бывают очень разными. Кроме общеобразовательных, существуют и более индивидуализированные частные или предоставляющие больше свобод онлайн-школы. От выбора школы зависит то, к чему уже сейчас нужно приучать ребёнка:

Вид школы

К чему готовить ребёнка

Вариант подготовки

Общеобразовательная 

Учиться в большом разношёрстном коллективе в условиях строгой иерархии

Пойти в обычный детский сад во дворе и из него — в школу, к которой он относится. Вполне возможно, что в детском саду ребёнок познакомится с будущими одноклассниками и заведёт друзей ещё до 1-го класса

Частная

Учиться в малой группе и по непривычной для других сверстников системе 

Можно подыскать детский сад по той же системе, по которой преподают в интересной частной школе (например, Монтессори, Вальдорф). Также полезно сосредоточиться на развивающих занятиях в малых группах, особенно онлайн 

Онлайн- или домашнее обучение 

Ориентироваться только на себя и развивать сильную самодисциплину

Полезно заниматься с педагогами онлайн, смотреть видеоуроки и развивать навыки дистанционной учёбы

При любом варианте будут полезны курсы подготовки к школе. Например, «Дошкола» ИнтернетУрока обучает ребёнка и необходимым навыкам (таким как чтение, логика, счёт, письмо), и качествам, которые помогут быстрее и гармоничнее адаптироваться в любом школьном коллективе. 

Готовим к школе морально

При подготовке к школе очень важна психологическая готовность к новым условиям. Родители в силах смягчить для ребёнка этот переход от беззаботной детской жизни к широкому кругу обязанностей и строгим дедлайнам.

  • Рассказываем о школе в целом, о своих школьных днях и историях. Не сгущаем краски, но и не перебарщиваем с позитивом, чтобы не обманывать ожидания.

  • Закупаем школьные принадлежности и учим ими пользоваться. Пусть у ребёнка ещё до школы будет свой рюкзачок, в котором он будет носить блокнот и карандаши, к примеру. Показываем, как удобно пользоваться подставкой для книг и хранить несколько канцелярских предметов в пенале. Так в школе ребёнок будет чувствовать себя спокойнее среди привычных предметов. 

Учим учиться

Полезно также тренировать важные школьные процессы до первого класса:

  • Общение в коллективе — приучаем ребёнка знакомиться с другими детьми и выстраивать с ними отношения. Объясняем, что вокруг много других детей со своими мыслями, желаниями и особенностями характера, можно выбирать в друзья тех, с кем интересно. Учим безболезненно выходить из конфликтов. 

  • Системные занятия — получить такие могут помочь детский сад, развивающие кружки, онлайн-занятия с педагогами и видеоуроки. 

  • Усидчивость —  в первом классе ребёнку предстоит спокойно сидеть за столом минимум полчаса. Ведь в начале обучения в школе один урок длится 35 минут, а через полгода — уже 40 минут. Для выполнения этого требования стоит до школы вводить учебную нагрузку и постепенно увеличивать продолжительность «урока» — можно использовать для этого пособия и рабочие тетради для дошкольников. Между «уроками» делаем перерывы, переключаем виды деятельности, выполняем разминку.

Учимся играючи

Игра — это ведущая деятельность для дошкольника, поэтому эффективнее всего вводить игровые элементы во многие повседневные задачи: «кто быстрее уберёт игрушки», «а ты умеешь собирать пирамидку?». Кроме того, полезно отыгрывать ролевые модели: «Давай поиграем в школу: я учитель, а ты ученик» — и меняться ролями. 

Подытожим: подготовка к школе — это непрерывный процесс, и каждая минута, проведённая ребёнком с пользой, пополняет копилку необходимых знаний, умений и навыков. Важны не только целенаправленные занятия, но и общение, совместное времяпрепровождение, а также самостоятельные поиски и занятия ребёнка, игры, рисование и даже просмотр мультфильмов. Всё это помогает подготовиться к школе, а что ещё важнее — к жизни.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru