Кризис семи лет. Чем помочь ребёнку?
Кризис семи лет — этап развития ребёнка между дошкольным и младшим школьным возрастом. В это время ребёнок пытается освоить социальную роль школьника и выполнять значимую деятельность. Как понять, что кризис наступил, а как — что он уже прошёл, и главное — чем помочь ребёнку в кризисе семи лет, подсказываем в этой статье.
Чем отличаются возрастные кризисы детей и взрослых?
Возрастные кризисы — это «переломные» периоды, когда происходит качественный скачок в развитии личности человека.
Какие бывают детские возрастные кризисы:
-
кризис новорождённости отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
-
кризис одного года означает переход из младенчества в раннее детство;
-
кризис трёх лет отделяет период раннего детства от дошкольного возраста;
-
кризис семи лет происходит при переходе из дошкольного в школьный возраст и связан с формированием социального «Я» ребёнка;
-
подростковый, или пубертатный, кризис 13 лет отличается перестройкой организма и обретением осознания самого себя и своего места в этом мире;
-
кризис юношества (18 лет) выпадает на переход ко взрослой жизни с сепарацией от родителей.
Возрастные кризисы — это не только детская особенность. У взрослых тоже есть свои кризисы:
-
кризис «вступления в раннюю зрелость», или «кризис четверти жизни», с переоценкой достижений и самоактуализацией (20–35 лет);
-
кризис середины жизни (40–45 лет) с переоценкой приоритетов и интересов;
-
кризис позднего взросления (60–69 лет) с подведением итогов жизни и новыми увлечениями.
Детские кризисы отличаются от взрослых отрицанием и переосмыслением роли взрослого. Главное отличие кризиса семи лет — это сопротивление «прошлой детской жизни», отстаивание права вести себя как взрослый.
А можно ли обойтись без кризиса?
Не получится. Зато можно подготовиться к кризису — не отменить его, а прожить максимально экологично для всех.
В возрастной психологии есть термин «нормативные кризисы развития». Нормативный — происходящий нормально. То есть все дети проходят этапы изменения, а отсутствие какого-либо этапа может указывать на проблемы здоровья и развития.
Смысл кризиса — в переходе на новую ступень развития. Результатом становится появление нового вида деятельности и новых характеристик личности. Благодаря этому периоду у ребёнка формируется новое представление о себе и своих возможностях, меняется отношение к миру. То есть без кризиса не будет и роста.
Кризис — показатель нормы развития.
Выходит, совсем избежать кризиса семи лет не получится. Но в наших силах помочь ребёнку пережить этот кризис с максимальной пользой и без потерь.
Чем отличается кризис семи лет?
Кризис не наступает по щелчку пальцев, в один день. Распознать его можно по маркерам (симптомам).
Маркеры кризиса семи лет:
-
ребёнок манерничает, упрямится, проявляет меньше наивности и непосредственности;
-
подражает взрослым;
-
воспринимает критику в штыки, бурно реагирует даже на оправданные ограничения;
-
грубит взрослым, паясничает, демонстрирует независимость — это проявления готовности становиться взрослым, принимать на себя новую роль;
-
снижается концентрация внимания, повышается утомляемость;
-
ребёнок проявляет агрессию или, наоборот, замкнутость и застенчивость.
Ключевая фраза ребёнка в кризисе семи лет: «Я взрослый, я такой же, как вы».
Маркеры того, что ребёнок не готов к новому периоду:
-
сопротивляется, показывает поведением, что он ещё маленький;
-
саботирует новые роли/обязанности;
-
не выдерживает нагрузки: начинает болеть, быстро становится вялым.
Важно! В словосочетании «кризис семи лет» возрастная отметка достаточно условна: играют роль индивидуальные особенности. Этот кризис может начаться и в 6 лет. А реже и в 8 лет: тогда ребёнку будет особенно тяжело в школе, потому что он ещё не переключился со стадии, когда ведущая деятельность — игровая, на стадию, когда на первый план выходит учебно-познавательная.
Чем помочь ребёнку при кризисе семи лет?
Каждый ребёнок индивидуален, и его реакции на кризис семи лет могут быть разными. И всё же предлагаем универсальные приёмы, которые помогают поддержать ребёнка.
Чем помочь ребёнку при кризисе семи лет:
-
сохранять спокойствие: стоит принять изменения в ребёнке как факт, это естественный ход событий, это пройдёт;
-
наблюдать, помогать, разговаривать с ребёнком;
-
обеспечить режим дня и чёткие, понятные требования;
-
расширить границы свободы;
-
создавать вокруг ребёнка разновозрастную среду, поскольку детям трудно со сверстниками, которые тоже находятся в состоянии кризиса;
-
снизить интенсивность внешних впечатлений в острой фазе кризиса;
-
включать ребёнка в обсуждение семейных дел и интересоваться его мнением в тех ситуациях, где его готовы учитывать;
-
предоставить возможность выдохнуть и отдохнуть: и детям, и всей семье;
-
предоставить возможность наиграться.
Чего не стоит делать при кризисе семи лет:
-
перегружать ребёнка новыми обязанностями;
-
перекладывать взрослую ответственность: например, ребёнок не хочет к дантисту, значит, действительно не идём;
-
жалеть ребёнка или обращаться с ним как с больным;
-
создавать иллюзию выбора там, где её нет, вопросами в духе «ты хочешь братика?»;
-
вестись на манипуляции;
-
устраивать за год до школы «гонки на выживание».
Во время кризиса семи лет важно помочь ребёнку адаптироваться к новой роли ученика, поддерживать его интересы и увлечения, научить общаться со сверстниками, воспитывать в нём дисциплину и чувство ответственности, а также помочь ему справиться со стрессом и тревогой. Всё это сложная задача, особенно если у вас нет возможности безотрывно находиться с ребёнком в этот непростой период.
Но выход есть. И даже не один.
Кто может помочь ребёнку в кризисе семи лет:
-
Вся семья по подсказкам из этой статьи: одному родителю может быть сложно взять под контроль кризис семи лет. Хорошо, если помогут и другие родные.
-
Квалифицированные педагоги и психологи в детском саду, обладающие подтверждённой практикой работы именно с дошкольниками.
-
Опытные преподаватели на специализированных курсах подготовки к школе, таких как онлайн-занятия Дошколы ИнтернетУрока. На этих занятиях не только развивают важные для школы навыки и знания, но и направляют стремление к взрослости, характерное для кризиса семи лет, в созидательно-познавательное русло: развивают самоорганизацию и ответственность, учат достигать целей, оценивать результаты своих действий и переносить опыт в новые ситуации.
Как понять, что кризис прошёл?
Кризис длится не какое-то фиксированное количество дней, а ровно столько, сколько нужно ребёнку, чтобы вырасти из дошкольника в школьника.
Маркеры того, что кризис семи лет успешно пройден:
-
меняется ведущая деятельность: на первый план выходит познавательно-учебная (поэтому особенно важно наиграться в дошкольном возрасте);
-
ребёнок готов (и хочет!) осваивать новую социальную роль;
-
качественные изменения мышления и высших психических функций (памяти, внимания, воображения);
-
расхождение «Я-реального» и «Я-идеального» и желание совершенствоваться, чтобы стать желаемой версией себя.
И главное — прожить кризис семи лет помогают любовь, понимание и поддержка родителей. Если воспользуетесь подсказками из этой статьи, то ребёнку будет проще успешно преодолеть этот период и стать ещё более сильным и уверенным в себе человеком. А дальше будет момент, чтобы выдохнуть. До следующего, подросткового, кризиса останется примерно 5-6 лет.