Назад
views 479
calendar 20 марта 2024

Кризис семи лет. Чем помочь ребёнку?

Кризис семи лет. Чем помочь ребёнку?
Статья
contents Оглавление
Шпаргалка для родителей дошкольников

Кризис семи лет — этап развития ребёнка между дошкольным и младшим школьным возрастом. В это время ребёнок пытается освоить социальную роль школьника и выполнять значимую деятельность. Как понять, что кризис наступил, а как — что он уже прошёл, и главное — чем помочь ребёнку в кризисе семи лет, подсказываем в этой статье. 

Чем отличаются возрастные кризисы детей и взрослых?

Возрастные кризисы — это «переломные» периоды, когда происходит качественный скачок в развитии личности человека.

Какие бывают детские возрастные кризисы:

  • кризис новорождённости отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

  • кризис одного года означает переход из младенчества в раннее детство;

  • кризис трёх лет отделяет период раннего детства от дошкольного возраста;

  • кризис семи лет происходит при переходе из дошкольного в школьный возраст и связан с формированием социального «Я» ребёнка;

  • подростковый, или пубертатный, кризис 13 лет отличается перестройкой организма и обретением осознания самого себя и своего места в этом мире;

  • кризис юношества (18 лет) выпадает на переход ко взрослой жизни с сепарацией от родителей.

Возрастные кризисы — это не только детская особенность. У взрослых тоже есть свои кризисы:

  • кризис «вступления в раннюю зрелость», или «кризис четверти жизни», с переоценкой достижений и самоактуализацией (20–35 лет);

  • кризис середины жизни (40–45 лет) с переоценкой приоритетов и интересов;

  • кризис позднего взросления (60–69 лет) с подведением итогов жизни и новыми увлечениями. 

Детские кризисы отличаются от взрослых отрицанием и переосмыслением роли взрослого. Главное отличие кризиса семи лет — это сопротивление «прошлой детской жизни», отстаивание права вести себя как взрослый.

А можно ли обойтись без кризиса? 

Не получится. Зато можно подготовиться к кризису — не отменить его, а прожить максимально экологично для всех.

В возрастной психологии есть термин «нормативные кризисы развития». Нормативный — происходящий нормально. То есть все дети проходят этапы изменения, а отсутствие какого-либо этапа может указывать на проблемы здоровья и развития.

Смысл кризиса — в переходе на новую ступень развития. Результатом становится появление нового вида деятельности и новых характеристик личности. Благодаря этому периоду у ребёнка формируется новое представление о себе и своих возможностях, меняется отношение к миру. То есть без кризиса не будет и роста. 

Кризис — показатель нормы развития.

Выходит, совсем избежать кризиса семи лет не получится. Но в наших силах помочь ребёнку пережить этот кризис с максимальной пользой и без потерь. 

Чем отличается кризис семи лет?

Кризис не наступает по щелчку пальцев, в один день. Распознать его можно по маркерам (симптомам). 

Маркеры кризиса семи лет:

  • ребёнок манерничает, упрямится, проявляет меньше наивности и непосредственности; 

  • подражает взрослым;

  • воспринимает критику в штыки, бурно реагирует даже на оправданные ограничения;  

  • грубит взрослым, паясничает, демонстрирует независимость — это проявления готовности становиться взрослым, принимать на себя новую роль;

  • снижается концентрация внимания, повышается утомляемость;

  • ребёнок проявляет агрессию или, наоборот, замкнутость и застенчивость.

Ключевая фраза ребёнка в кризисе семи лет: «Я взрослый, я такой же, как вы».

Маркеры того, что ребёнок не готов к новому периоду:

  • сопротивляется, показывает поведением, что он ещё маленький;

  • саботирует новые роли/обязанности;

  • не выдерживает нагрузки: начинает болеть, быстро становится вялым.

Важно! В словосочетании «кризис семи лет» возрастная отметка достаточно условна: играют роль индивидуальные особенности. Этот кризис может начаться и в 6 лет. А реже и в 8 лет: тогда ребёнку будет особенно тяжело в школе, потому что он ещё не переключился со стадии, когда ведущая деятельность — игровая, на стадию, когда на первый план выходит учебно-познавательная.

Чем помочь ребёнку при кризисе семи лет?

Каждый ребёнок индивидуален, и его реакции на кризис семи лет могут быть разными. И всё же предлагаем универсальные приёмы, которые помогают поддержать ребёнка.

Чем помочь ребёнку при кризисе семи лет:

  • сохранять спокойствие: стоит принять изменения в ребёнке как факт, это естественный ход событий, это пройдёт;

  • наблюдать, помогать, разговаривать с ребёнком;

  • обеспечить режим дня и чёткие, понятные требования;

  • расширить границы свободы;

  • создавать вокруг ребёнка разновозрастную среду, поскольку детям трудно со сверстниками, которые тоже находятся в состоянии кризиса;

  • снизить интенсивность внешних впечатлений в острой фазе кризиса;

  • включать ребёнка в обсуждение семейных дел и интересоваться его мнением в тех ситуациях, где его готовы учитывать;

  • предоставить возможность выдохнуть и отдохнуть: и детям, и всей семье; 

  • предоставить возможность наиграться. 

Чего не стоит делать при кризисе семи лет: 

  • перегружать ребёнка новыми обязанностями;

  • перекладывать взрослую ответственность: например, ребёнок не хочет к дантисту, значит, действительно не идём; 

  • жалеть ребёнка или обращаться с ним как с больным;

  • создавать иллюзию выбора там, где её нет, вопросами в духе «ты хочешь братика?»;

  • вестись на манипуляции;

  • устраивать за год до школы «гонки на выживание».

Во время кризиса семи лет важно помочь ребёнку адаптироваться к новой роли ученика, поддерживать его интересы и увлечения, научить общаться со сверстниками, воспитывать в нём дисциплину и чувство ответственности, а также помочь ему справиться со стрессом и тревогой. Всё это сложная задача, особенно если у вас нет возможности безотрывно находиться с ребёнком в этот непростой период. 

Но выход есть. И даже не один.

Кто может помочь ребёнку в кризисе семи лет:

  • Вся семья по подсказкам из этой статьи: одному родителю может быть сложно взять под контроль кризис семи лет. Хорошо, если помогут и другие родные.

  • Квалифицированные педагоги и психологи в детском саду, обладающие подтверждённой практикой работы именно с дошкольниками.

  • Опытные преподаватели на специализированных курсах подготовки к школе, таких как онлайн-занятия Дошколы ИнтернетУрока. На этих занятиях не только развивают важные для школы навыки и знания, но и направляют стремление к взрослости, характерное для кризиса семи лет, в созидательно-познавательное русло: развивают самоорганизацию и ответственность, учат достигать целей, оценивать результаты своих действий и переносить опыт в новые ситуации.

Как понять, что кризис прошёл?

Кризис длится не какое-то фиксированное количество дней, а ровно столько, сколько нужно ребёнку, чтобы вырасти из дошкольника в школьника. 

Маркеры того, что кризис семи лет успешно пройден:

  • меняется ведущая деятельность: на первый план выходит познавательно-учебная (поэтому особенно важно наиграться в дошкольном возрасте);

  • ребёнок готов (и хочет!) осваивать новую социальную роль;

  • качественные изменения мышления и высших психических функций (памяти, внимания, воображения);

  • расхождение «Я-реального» и «Я-идеального» и желание совершенствоваться, чтобы стать желаемой версией себя. 

И главное — прожить кризис семи лет помогают любовь, понимание и поддержка родителей. Если воспользуетесь подсказками из этой статьи, то ребёнку будет проще успешно преодолеть этот период и стать ещё более сильным и уверенным в себе человеком. А дальше будет момент, чтобы выдохнуть. До следующего, подросткового, кризиса останется примерно 5-6 лет. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru