Назад
views 392
calendar 24 апреля 2024

Как приучить ребёнка к хорошим манерам и нужно ли это?

Как приучить ребёнка к хорошим манерам и нужно ли это?
Статья
contents Оглавление
Моветон и комильфо для дошкольников

Некоторые дети уже в пять лет общаются вежливо, а другие и в первом классе ведут себя, как дикие индейцы. В этой статье вы узнаете, в каком возрасте учить детей хорошим манерам и как это делать. 

Зачем вообще учить ребёнка хорошим манерам? 

В любом обществе действуют нормы. Окружающие оценивают нас по внешнему виду, речи и поведению. И после этого делают выводы: принять в свою группу или нет, похвалить или осудить. 

Конечно, всегда есть вариант заявить нечто вроде «я такой, какой есть, и точка». Это выглядит эффектно в кино, но малоприменимо в жизни. С такой позицией у ребёнка могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективах и с общением в целом. 

Детям особенно важно чувствовать, что группа их принимает. С возрастом хорошие манеры помогают окружить себя приличными людьми, способствуют карьерному развитию и незаменимы в нетворкинге — приобретении полезных социальных связей. Поэтому важно осваивать хорошие манеры уже в раннем детстве. 

Что такое хорошие манеры?

В этой статье мы говорим не про этикет, а именно про хорошие манеры. Это более обобщённое поведение, которое применимо не только на званом ужине, но и в бытовых ситуациях — например, на прогулке, фестивале или в общественном транспорте.

Напомним, этикет — это правила поведения в конкретном обществе. Термин вошёл в оборот благодаря королю Людовику XIV: всем гостям, приглашённым на бал, раздавали специальные карточки с правилами поведения — этикетки.

Загружать ребёнка классическим столовым и светским этикетом до школы точно не стоит, разве что в формате игры (или если ребёнок сам проявил к этой теме большой интерес). Зато полезно привить в этом возрасте хорошие манеры — базовые принципы поведения, следование которым вызывает симпатию со стороны окружающих в любом обществе и любой стране. 

Каким манерам учить дошкольника?

Сложно составить универсальный список хороших манер. У каждой социальной группы свои особенности. На званом приёме важно отличать вилку для мяса от вилки для рыбы. А на рок-фестивале просьбу принести правильные приборы могут встретить враждебно: за неё подростка могут окрестить ханжой и выскочкой. То есть главный принцип хороших манер — уместность в сообществе, где планируем их демонстрировать. 

Дошкольнику и вовсе достаточно освоить базовые принципы, которые позволят расположить к себе социальную группу, где соблюдают хорошие манеры.

15 хороших манер, которые пригодятся дошкольнику:

  • Стучаться в дверь перед тем, как зайти в комнату.

  • Пропустить тех, кто выходит из магазина или другого помещения, а потом уже заходить самому.

  • Здороваться при встрече. Если ребёнок знает имя человека, то по имени. Если представляют кому-то новому, говорить: «Приятно познакомиться».

  • Благодарить, если предлагают помощь, игрушку или угощение, — например, словами «спасибо», «благодарю», «очень приятно». Не будет лишним научить ребёнка благодарить, если понравилась компания: «Спасибо! Мне понравилось с тобой играть». 

  • Использовать в просьбах волшебное слово «пожалуйста». Например: «Можно поиграть в твой конструктор, пожалуйста?»

  • Отвечать на благодарность: «Пожалуйста!», «Рад(а) помочь».

  • Слушать других, не перебивая: и детей, и взрослых. 

  • Спрашивать разрешения перед тем, как взять чужую игрушку или другую вещь.

  • Приносить извинения, если сделал(а) что-то не так. Желательно при этом и говорить правильно — «извини», а не «извиняюсь».

  • Избегать критики вслух других людей, особенно если это касается их физических особенностей. 

  • Проявлять эстетические манеры: прикрывать рот, когда хочется зевнуть, чихнуть или покашлять; не ковыряться в носу и не чесаться на людях. 

  • Сидеть за столом по возможности ровно, локти на стол не класть, не чавкать. Вытирать руки салфеткой или полотенцем, но не скатертью или собственной одеждой. 

  • Выбрасывать мусор в урну. В помещении уточнять, куда можно выбросить обёртки, косточки и тому подобное.

  • На прощание говорить «до свидания», «до встречи».

  • Помогать другим и в целом быть щедрым: придерживать дверь человеку, который несёт тяжёлые сумки, подсказывать дорогу, давать на время игрушки и делиться вкусняшками с приятными людьми на прогулке, перемене или в очереди — даже если очень хочется поиграть и полакомиться одному.

Как привить ребенку хорошие манеры

После 6 лет уже можно говорить ребёнку о том, что важно вести себя сдержанно: не скандалить на людях, не кидаться вещами, не лезть в драку, не оскорблять других людей. Ребёнок младше 6 лет вряд ли будет выполнять подобные просьбы. 

Как приучить ребёнка к хорошим манерам?

Постепенно. Важно выбрать манеры для каждого возраста, а главное — установить: какие из хороших манер нужно соблюдать всегда и беспрекословно, а какие — в определённых условиях. То есть отделить важное от не очень важного. Проще говоря, нужна чёткая и выполнимая концепция, понятные правила и картинка. Без этого ребёнок, скорее всего, запутается, как, впрочем, и родители. 

Подбираем окружение 

Короля делает свита, то есть окружение. Ребёнка и его манеры формируют те, с кем он общается: друзья, воспитатели и больше всего — родители и другие родственники. Поэтому хорошо, если ребёнок будет общаться с теми, кто демонстрирует хорошие манеры. Это могут быть не только друзья семьи, но и новые люди. Для этого можно записать ребёнка в театральный кружок или школу искусств, сводить в современный театр или на выставку. Главное, чтобы эти места и люди с хорошими манерами ассоциировались у ребёнка с чем-то приятным и новым, а не унылым или устаревшим. 

Подаём пример

Бесполезно требовать от ребёнка хороших манер, если в семье ими пренебрегают. Как минимум до подросткового возраста дети копируют поведение родителей. Например, если брат или папа сморкаются за столом, ребёнок повторит эту дурную привычку. Поэтому первыми лучше выбирать такие манеры, которые готова проявлять вся или хотя бы почти вся семья.

articlePreviewImage
Тест на грамотность: что о вас думают в приличном обществе после беседы
Этот тест покажет, допускаете ли вы в речи ошибки, которые могут испортить о вас впечатление

Повторяем с упорством попугая

Не стоит рассчитывать, что ребёнок сразу запомнит и будет демонстрировать безукоризненные манеры. Скорее всего, придётся терпеливо повторять, разучивать в игре, напоминать. Все манеры освоить сразу точно не получится. Более реалистично сперва закрепить один навык, потом переходить к другому. Иначе это может обернуться слишком большим давлением на дошкольника. 

Расширяем полномочия ребёнка

Манеры запоминаются лучше, если оттачивать их в повседневной жизни. Есть смысл расширить зону ответственности ребёнка и стимулировать его самостоятельность: как минимум перестать всё за него делать. Например, дошкольник после 5 лет может помогать маме. То есть не обязательно самой пытаться искать ключи, открывать двери и стоически нести все пакеты из магазина. Эта ситуация — возможность для ребёнка проявить хорошие манеры: открыть маме дверь и помочь с нетяжёлым пакетом. 

Соблюдаем последовательность

Ребёнок будет дольше учиться хорошим манерам, если вспоминать о них по настроению. Например, научить добавлять к просьбам слово «пожалуйста» — значит каждый раз напоминать, пока не запомнит. Если же требование будет зависеть от маминого настроения или обстановки, то ребёнок вряд ли научится. Ещё можно установить правило: говорить «пожалуйста» в общении со взрослыми, незнакомыми людьми или и родным, если просьба крупная. В остальных случаях можно этим пренебречь. 

Хвалим за хорошие манеры

Важно, чтобы ребёнок видел, что хорошие манеры приветствуются, поэтому полезно хвалить за их проявление. Слова «молодец» и «умница» не всегда воспринимаются как похвала, особенно если употреблять их слишком часто. 

Как ещё можно хвалить ребёнка за хорошие манеры:

  • через эмоции: «Я так горжусь, что ты придержал дверь соседке»;

  • отметить старания ребёнка: «Я обратила внимание, что ты сдержался и не стал повышать голос на брата, — вижу, ты действительно научился контролировать свои эмоции»;

  • невербально: улыбкой, кивком, поглаживанием.

Однако всему своё время и место. Например, не очень уместно хвалить ребёнка при всех пассажирах автобуса, когда он уступил место женщине с тяжёлыми сумками. 

Кроме ребёнка важно хвалить и других людей. Например, при просмотре фильма можно выделить героев с хорошими манерами и спросить мнение ребёнка об этих персонажах. 

Развиваем эмоциональный интеллект

Полезно развивать в ребёнке эмпатию и эмоциональный интеллект, чтобы он мог чувствовать эмоции других людей и поступать так, как требует ситуация. Например, перестать спорить, если обстановка накалилась и оппонент выходит из себя. 

Начать развивать эмоциональный интеллект полезно с азов: проговаривать, что чувствует ребёнок в разных ситуациях, называть свои эмоции через «я-сообщения» («я злюсь», «я восхищена») и пытаться угадать эмоции ребёнка.

articlePreviewImage
Эмоциональный интеллект: модное увлечение или действительно полезный навык?
Разбор тренда

Демонстрируем хорошие манеры, даже когда ребёнок ошибается

Наивно рассчитывать на то, что ребёнок никогда не нагрубит взрослому или никогда не подерётся со сверстником. В любой форс-мажорной ситуации родителям важно самим помнить про манеры: не кричим, не высмеиваем и не оскорбляем ребёнка — все эти агрессивные методы мало того что бесполезны, они ещё и выдают беспомощность. Как и идея пойти на поводу у манипуляции. Вместо этого полезно применить две адекватные ответные меры.

Игнорируем 

Допустим, 6-летний ребёнок мешает родителям общаться с друзьями, вбегает в комнату, верещит и требует прямо сейчас с ним поиграть. Можно при этом спокойно сказать: «Я вижу тебя, слышу, но у нас есть правила, мы общаемся с друзьями. И мы с тобой договорились так себя не вести». А уже после ухода гостей можно наедине обсудить с ребёнком, что такое поведение было неуместно и неприятно, выяснить, что заставило его нарушить договорённость. 

Даём почувствовать естественные последствия 

Ребёнок быстрее поймёт смысл хороших манер, если возложить на него ответственность за естественные последствия — события, которые логично вытекают из действий или бездействия ребёнка. Например, он крутился на стуле во время еды и пролил суп. Естественным последствием будет необходимость вытереть пол и мебель, поменять одежду. А вот мамин крик и 15 минут в углу — неестественное наказание. 

И главный секрет успеха в деле воспитания хороших манер — уважительное отношение к ребёнку. Не повышаем голос и не стыдим, не выставляем в некрасивом свете перед другими людьми и соблюдаем личные границы. 

articlePreviewImage
Гиперопека: насколько опасна и как поймать баланс
Психолог Алексей Теплухин объясняет, когда любовь становится гиперопекой и как наладить отношения
Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru