Методики для дошкольников, о которых вы, возможно, не слышали
Первые 5 лет — определяющие в развитии ребёнка. В это время можно раскрыть творческие и интеллектуальные способности, привить дошкольнику уверенность, адаптировать его к социуму.
В статье раскрываем принципы 8 педагогических систем и методик дошкольного образования, о которых вы могли не знать. Возможно, некоторые приёмы пригодятся для воспитания вашего ребёнка.
Технология Дьюи
В 1870-х годах американский философ Джон Дьюи проникся воззрениями прагматиков и проверил свои гипотезы в «Лабораторной школе» на базе Чикагского университета. Концепция Дьюи популярна в школьном и в дошкольном образовании. Редакция изучила его педагогические идеи, изложенные в работе Майкла Баннена «Прагматичная технология Джона Дьюи».
«Обучение деланием»
До обучения чему-либо важно предложить ребёнку выполнить задание, для которого пригодится новый навык. Испытав трудности, дошкольник захочет найти более лёгкий вариант решения и проявит инициативу. Например, Дьюи предлагал ученикам в «Лабораторной школе» самостоятельно изобретать приспособления для прядения, а уже на следующем этапе изучать, как устроены механизмы в этих устройствах.
Большой мир
Не стоит ограничивать пребывание ребёнка одним местом. Стены детского сада или дома могут создать в сознании дошкольника преграды для социализации и познания мира. И наоборот, театры, парки и детские площадки помогают ему развиваться.
Реджио-педагогика
После Второй мировой войны педагог Лорис Малагуцци переосмыслил классический подход к образованию дошкольников. Дело было на севере Италии в небольшом городе под названием Реджио, который и дал имя новой методике.
Малагуцци верил, что ребёнок от природы знает 100 языков, а задача взрослых — помочь их вспомнить. Подробнее его педагогические взгляды рассматривает Лариса Доровская в научной статье «Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада».
Глаза в глаза
Реджио-педагогика рекомендует взрослым «подняться» до уровня ребёнка. То есть садиться, ложиться или вставать так, чтобы дошкольник видел глаза собеседника. Например, родитель может присесть на детский стул или лечь на ковёр во время игры и чтения сказок. Или посадить малыша на плечи по дороге в музей.
Больше открытых вопросов
Методика рекомендует задавать больше открытых вопросов, чтобы разбудить интерес. Правильный ответ, собственное мнение или новое правило последователи реджио-педагогики озвучивают только после ответа ребёнка.
Меньше занудства
Реджио-педагогика предлагает не прерывать условно неправильный ответ ребёнка. Как и не делить утверждения на верные и ошибочные. В том числе не спорить, если дошкольник говорит, что Луна может быть зелёной, а сосиски — сладкими. Полёт мысли развивает фантазию.
Подход Пиклер
Венгерский педиатр Эмми Пиклер возглавляла детский дом «Лоци» в Будапеште. Там она сформулировала главный принцип: малышам до года важна постоянная забота взрослого. Именно поэтому Эмми просила нянь менять подгузники, кормить воспитанников и всячески ухаживать за ними. В середине XX века такое представление шло вразрез с присущей педагогам отстранённостью.
Согласно теории Пиклер, контакт со взрослым помогает малышу чувствовать себя в безопасности. Это главное условие, при котором жизненно важные навыки развиваются «сами собой», по детской инициативе. Метод подробно анализируют профессор кафедры образования и ухода за детьми раннего возраста Протестантского университета прикладных наук Дороти Гуткнехт и педагог Кристина Бадер в статье «Подход Пиклер к образованию и уходу за младенцами и детьми ясельного возраста».
Уважение к ребёнку
Подход Пиклер манифестирует, что ребёнок — это личность. У него есть свои желания и потребности. Важно слушать его лепет и мысли, даже если они кажутся глупыми и неуместными. Допустим, дошкольник говорит, что не хочет надевать синюю футболку. Значит, следует прислушаться к нему и предложить альтернативу.
По методике Пиклер уважение важно проявлять даже в мелочах. В том числе не прерывать игру малыша.
Ещё Эмми Пиклер рекомендовала всегда предупреждать ребёнка о своих действиях. Предупреждение может звучать так: «Я готовлю ванну для твоего купания» или «Я хочу взять тебя с собой на прогулку».
Исключительное внимание
Пиклер отвергала многозадачность. Педиатр активно выступала за то, чтобы родители уделяли внимание своему малышу так же, как знакомому или начальнику. То есть не отвлекаясь на другие дела.
Чем больше внимания вы уделяете малышу, тем крепче будет ваша связь и тем защищённее он будет себя чувствовать.
Фокус на одном
Метод Пиклер не приветствует переключение внимания ребёнка с одного действия на другое. И без этого на детское сознание действует слишком много стимулов: звук телевизора, поющая игрушка, мерцающий смартфон. Из-за этого дошкольник может капризничать и плохо спать, а познание мира будет продвигаться медленнее.
Свобода
Эмми Пиклер категорически не рекомендовала ограничивать дошкольника в движении на долгое время. Предлагала не оставлять надолго в коляске или манеже.
Самостоятельность
По методике Пиклер ребёнок берёт инициативу в свои руки. А родителям необходимо его поощрять делать что-либо самостоятельно. Начать можно с простого — позволить самому выбрать, что надеть. И самому одеться. Как вариант, самому налить воду в стакан. Или попросить ребёнка помочь с домашними делами.
Вальдорфская педагогика
В первой половине XX века сотрудники компании «Вальдорф Астория» пожаловались её владельцу Эмилю Мольту на невысокое качество обучения своих детей. Казалось, что дети только и делают, что зубрят учебный материал, при этом их творческие и мыслительные способности практически не развиваются.
Владелец компании обратился за помощью к признанному педагогу Рудольфу Штайнеру. Тот разработал новую теорию, которая сейчас применяется и для дошкольников. Её подробно разбирают авторы на сайте «Исследования вальдорфского образования».
В своём темпе
Рудольф Штайнер выдвинул идею о том, что малыши не обязаны развиваться по единой системе. Дети сначала эмоционально созревают, а затем готовы впитывать знания с помощью практики. Этим объясняется и популяризированный позже культ детства, согласно которому взрослые не должны прерывать детские годы раньше времени.
Народная культура
Для обучения детей в привычной органичной атмосфере родители могут использовать поделки из природных материалов, украшать комнату предметами из древесины. Стоит чаще устраивать совместные праздники, украшать дом и чередовать активности с пассивными промежутками.
Система Макатон
Этому воспитательному подходу всего полвека — его разработали в Великобритании в 1970-х годах. Эксперты в области логопедии и дефектологии Маргарет Уокер, Кэтрин Джонстон и Тони Корнфорт работали с глухими детьми и смогли создать «Словарь языка Макатон». Словарь и система до сих пор помогают детям справляться с коммуникативными трудностями. Благодаря им малыши с синдромом Дауна могут свободно понимать речь и общаться.
Доступное общение
Приверженцы системы сопровождают речь жестами и символами. Допустим, мама зовёт дошкольника к столу и спрашивает: «Будешь суп?» По системе Макатон, задавая вопрос, родителю стоит изобразить, будто он черпает ложкой жидкость из невидимой тарелки. Это поможет ребёнку связать звук с действием.
Ориентация в пространстве
Система Макатон рекомендует использовать визуальные подсказки и карточки с символами для рутинных действий и объектов. Например, развесить картинки с изображениями еды на кухне, а машинок и кукол — в игровой комнате.
Игровые ситуации
Последователи добавляют жесты и символы в играх и совместных занятиях. Можно играть в особенный «магазин». То есть предлагать ребёнку «купить» предметы, используя жесты для обозначения того, что он хочет.
Неометодика Сесиль Лупан
Ныне живущая в Париже Сесиль Лупан в молодости была актрисой. Но став матерью двух малышей, решила посвятить себя воспитанию детей. Ей удалось разработать собственную методику раннего развития, которая позволяет легко раскрывать способности детей.
Внимание-интерес вместо внимания-опеки
Дошкольнику трудно воспринимать факты, поэтому Сесиль Лупан предлагает преподносить их захватывающе. Есть ли ребёнку дело до того, что такое банан? Гораздо интереснее рассказать, где он растёт, кто его ест и каких размеров он бывает. Теорию переосмыслила Елена Блинова в сборнике «Методики, применяемые в дошкольном образовании. Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества».
Стимуляция органов чувств
Согласно идеям Сесиль Лупан, в детской комнате нужно размещать цветовые акценты. Ими могут служить яркие игрушки, постеры или предметы мебели. Это будет способствовать развитию у ребёнка восприятия числового и буквенного рядов.
Отправляя дошкольника мыться, стоит дать ему сразу несколько полотенец с шершавой и гладкой фактурой. Так он будет сенсорно насыщаться и приобретать новый тактильный опыт.
Также можно петь колыбельную, перекладывая слоги на мотивы известных детских мелодий. Как известно, мамин голос успокаивает, что благотворно сказывается на разучивании букв и звуков. Книгу с азбукой стоит выбрать на вкус дошкольника. Важно, чтобы она была яркой, визуально привлекательной, чтобы на неё хотелось смотреть чаще.
Обучающие методики Глена Домана
Этот врач-нейрофизиолог долго работал с детьми, страдавшими нарушениями мозга. Неудивительно, что и его рекомендации основаны на функционировании нейронов и нейромедиаторов. Его идеи подробно разбирают Шинта Пертиви с коллегами в научной работе «Метод Гленна Домана улучшает ранние способности к чтению у детей с аутизмом».
Раньше всех
Глен Доман рекомендует приучать ребёнка к ежедневной интеллектуальной работе с 3 месяцев. По мнению нейрофизиолога, до 5 лет мозг активно развивается. Чем больше ребёнок узнает, тем лучше будут развиты его умственные способности.
Буквы и образы
Доман предложил альтернативу азбуке — карточки с красочными картинками по отдельным тематикам. Например, «Музыка», «История», «Общие знания». Доман создал свою вариацию с красным начертанием на белом матовом картоне. Сегодня такие карточки можно легко собрать из журнальных вырезок. Карточки позволяют детям одновременно запоминать, как выглядят буквы, и узнавать новое из разных областей науки.
Методики из этой статьи менее популярны, чем неоднозначные монтессори-педагогика или, например, ментальная математика. И всё же, быть может, какой-то приём подойдёт к характеру и типу мышления вашего ребёнка.