Как сделать ребёнка счастливым?
Слово «счастье» каждый понимает по-своему. Толковые словари Ожегова и Ушакова определяют счастье как радость и полное удовлетворение. В «Философском словаре» Андре Конта-Спонвиля другая концепция: счастливый ребёнок — тот, который нашёл повод для радости прямо сейчас и без существенного внешнего стимула.
Получается, сделать ребёнка счастливым и порадовать — не одно и то же. Детей радуют игрушки, вкусная еда, общение, праздники — зависит в том числе от возраста, воспитания, семейных установок, темперамента. Допустим, родители каждый день дарят новую игрушку. Далеко не факт, что ребёнок будет обязательно счастлив, ведь составляющих радости много и они меняются. Но выход есть. В этой статье вы узнаете, как помочь ребёнку чувствовать себя счастливым.
Подпитываем интерес к жизни
Ощущение счастья появляется, когда ребёнку жизнь кажется интересной. Это не значит, что нужно превращать семейное время в балаган, но полезно найти время для увлекательных активностей.
Варианты развивающих кругозор развлечений:
-
походы;
-
путешествия;
-
концерты;
-
театры;
-
совместные ужины в кафе или дома;
-
настольные игры;
-
походы в гости.
Если свести мир ребёнка к учёбе и дисциплине, то это может сузить его кругозор и подтолкнуть к эмоциональному выгоранию. К тому же путешествия развивают ребёнка и формируют у него любопытство. Можно долго и безуспешно заучивать названия регионов РФ, рек и морей. Но стоит только проехать по России, и сразу в голове появляется картинка: где протекает Волга, где находится Белое море, а где — Чёрное. После экскурсий ребёнку проще запомнить, что в Череповце есть крупный металлургический завод, а в Самаре производят автомобили.
Учим управлять эмоциями
Испытывать счастье проблематично без умения слышать себя и других, выражать собственные эмоции и желания, а также считывать эмоции и желания других людей. Всё это относится к сфере эмоционального интеллекта. В идеале хорошо бы записать ребёнка на курсы развития soft skills, где психологи и педагоги подскажут, как управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Базу можно развивать и самостоятельно. Важно научить дошкольника узнавать и проговаривать эмоции в формате «я злюсь», «я растерян», «я негодую». Первое время полезно подсказывать — проговаривать свои эмоции («Мне радостно, что ты выполнил мою просьбу») и угадывать эмоции ребёнка («Ты чувствуешь, что злишься/обижен на меня?»).
Плохая идея — обесценивать эмоции ребёнка, например словами «ничего страшного» или «ну что ты как маленький». Подавление эмоций и чувств вредно, в том числе оно мешает ощутить счастье.
Находим время для качественного общения
Ничто материальное не заменит духовного. Можно одаривать ребёнка современными гаджетами, модной одеждой, дорогими игрушками, нанимать лучших репетиторов и нянь, но без времени с родителями всё это вряд ли принесёт ребёнку счастье. Дети привязаны к родителям. Они нуждаются в заботе, внимании, безусловной любви и принятии. Кажется, что подросткам не очень нужны мама и папа. На самом деле они также нуждаются в родителях, их поддержке и просто внимании.
Даже при тотальной занятости важно найти время на общение с ребёнком. Для качественного общения может хватить и часа: обсудить события дня, настроение и эмоции ребёнка, поиграть, пожаловаться, пообниматься. Даже если ребёнок поступил не очень хорошо, это не повод его ругать и навешивать ярлыки. Здесь поможет принцип: «Ребёнок хороший, но поступил на этот раз не очень».
Позволяем насладиться детством
В стремлении помочь ребёнку обрести большое будущее родители нередко нагружают его кружками, репетиторами и прочими дополнительными занятиями. Но детям нужно и личное время: побаловаться, погулять, пообщаться, заняться хобби и просто полежать, ничего не делая. То есть прожить детство: найти себя, формировать кругозор и мировоззрение. И накопить воспоминания.
Если лишить человека радостей детства, не исключены срывы в кризисе среднего возраста — он будет пытаться наверстать и восполнить то, чего ему не хватило в детстве. Из чересчур загруженных творческими и спортивными секциями детей иногда вырастают пассивные в плане досуга люди, которые после работы сразу же включают любимый сериал. Им не хватило беззаботного времени в детстве, и они «добирают» его, уже будучи взрослыми. А те, кому не дали возможности заниматься интересным хобби в детстве, увлекаются им в зрелом возрасте, когда это уже не так уж уместно.
Предоставляем возможность выбора
Ребёнок — отдельная личность, а не продолжение родителя. Поэтому важно предоставлять ему право быть самим собой: со своими целями, желаниями, темпераментом, ошибками. Задача родителей — смотреть, направлять, оберегать, поддерживать. Предположим, ребёнок тянется к музыке, хотя в семье все были врачами. Он вряд ли будет счастлив, если вместо гитары его усадить за анатомический атлас. Всё равно что заставлять заниматься карате ребёнка с лингвистическими наклонностями.
И ещё один ценный лайфхак — сиюминутного ощущения счастья можно достичь, если угостить ребёнка полезным молочным продуктом «Растишка» для детей старше трёх лет. Помимо приятного вкуса, у него сбалансированный состав с натуральными ингредиентами, кальцием и витамином D3. Кстати, «Растишка» — это теперь не только привычные творожки и йогурты. Детям нравятся и новинки: желе, милкшейки, йогурты с топпингами, творожок с печеньем.