Весеннее обострение: как перемена сезона влияет на ребёнка
«Весеннее обострение» — это немедицинский термин, его нет в Международной классификации болезней. Понятием «обострение» обычно описывают изменение самочувствия на фоне смены погоды весной и осенью, комплекс симптомов, каждый из которых напрямую не связан с каким-то заболеванием. То есть здесь нет буквального значения: обостряться, может быть, и нечему. Однако наступление марта-апреля и сентября-октября влияет на самочувствие, поведение и социальную жизнь человека.
В этой статье мы говорим о детях, не страдающих неврозами, соматическими и психическими заболеваниями. Поэтому правильнее называть период перемен в самочувствии весной не «обострением», а «периодом весенней усталости». Обсуждаем, как дети ощущают весеннюю усталость и чем близкие взрослые могут помочь.
У весенней усталости нет возрастных ограничений. Однако детям в этот период сложнее, чем взрослым. У взрослых нервная система уже «созрела» и волевые процессы максимально сформированы относительно индивидуального строения нервных структур. А у детей и подростков при воздействиях извне могут возникать проблемы.
Есть и особенности возраста. Это связано с характерными чертами эмоционально-волевого периода созревания личности и со структурой построения ведущей деятельности. Например, «волевой заряд» дошкольника и подростка несопоставим по разнице задач и проявлений. Об этих отличиях вы узнаете из нашей статьи.
Дошкольники
Дошкольники более открыты и эмоциональны. Это проявляется в их устойчивой эмоционально-психической привязанности к родителям. Они более ранимы и чувствительны, поскольку самостоятельно описать своё самочувствие ещё не могут из-за отсутствия социального опыта и непонимания всех способов выражения.
Ведущий тип деятельности у дошкольников неизменно связан с освоением окружающего мира через пространство, через предметно-манипулятивную деятельность и через социально-ролевую игру. Это активный, энергозатратный и непрерывный процесс. Отсюда повышенная истощаемость и трудности, связанные с адаптацией организма.
Обычно спокойные дети весной могут расплакаться на ровном месте или неожиданно проявить повышенную активность. А, как правило, более активные дошкольники в периоды весенней усталости могут проявлять несвойственную им заторможенность, становиться менее инициативными и энергичными.
Что делать родителям
Запастись терпением и быть более снисходительными к переменам настроения у дошкольников. Важно понять, что дети только учатся выражать свои эмоции, им трудно описать и локализовать ощущения в собственном теле.
Чтобы помочь ребёнку пережить период весенней усталости, важно организовать его деятельность так, чтобы у него оставалось свободное время. Мягкий контроль позволит направить энергию дошкольника в нужное русло и принести максимум пользы.
Ученики начальной и средней школы
Деятельность школьников связана с учёбой, поэтому изменения, приносимые весенней усталостью, прямым образом сказываются не только на регуляторном компоненте, но и на когнитивных способностях. Школьники обычно находятся под грузом ответственности за результаты учёбы не только перед родственниками, но и перед учителями. Постоянные испытания в виде контрольных работ, проверок домашнего задания, ответственности за сделанные уроки и полученные отметки переплетаются со стремлением отстаивать собственный авторитет перед сверстниками, удерживать личные границы, а также необходимостью выработки индивидуальных механизмов социальной адаптации.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в периоды смены сезонов (не только весной, но и осенью) у детей в начальной и средней школе может снизиться уровень внимания, они могут стать рассеянными и забывчивыми. В это время снижается работоспособность, усталость накапливается чаще и больше. Возникают моменты, связанные с «зависанием»: казалось бы, ребёнок хорошо знает материал, но память как будто подводит, мысли путаются и не позволяют нормально воспроизвести выученное.
Что делать родителям
Не паниковать. Любое бурное проявление эмоций со стороны близкого человека школьник может воспринять болезненно.
Важно убедить ребёнка в том, что независимо от оценок и прочих показателей результативности его поддержат и поймут близкие люди. Достижение того или иного статуса не должно довлеть над школьником, в противном случае есть риск возникновения «деформации» восприятия в виде формирования «синдрома отличника» — убеждения, что результат должен быть идеальным и никак не меньше. И это может проявляться постоянно, независимо от времени года.
Поэтому в особенно «чувствительные» периоды весенней усталости полезно несколько снизить планку требований и ожиданий, внимательнее выбирать совместный досуг. Соблюдение режима сна и бодрствования, соблюдение режима питания и его сбалансированность помогают накопить силы и активизировать ресурсы организма.
В период активности и смены сезонов особенно важно укреплять иммунитет ребёнка. Для этого идеально подходит кисломолочный напиток Actimuno Kids. В цветной бутылочке содержится 20 миллиардов пробиотиков L.Casei Actimunis, витамины D3 и B6, а также усиленная форма Zn. Детям он нравится и как перекус, и в качестве десерта.
Подростки
Подростки — особая группа риска в период весенней усталости. Помимо вызовов, продиктованных климатическими сюрпризами, у подростков происходят активные изменения в организме, в том числе гормональные. По характеру ведущей деятельности подросток остро нуждается в личностном общении. Ранняя юность тесно связана с созреванием и становлением самовосприятия, проверкой себя на прочность, узнаванием и пониманием собственных умений и возможностей.
Отсюда и более видимые признаки обострения в периоды межсезонья: апатичное состояние, проявления агрессии, демонстративность, неуравновешенность, вспыльчивость. Постоянные «эмоциональные качели» — яркий показатель повышенной утомляемости организма и маркер необходимости оказать подростку всевозможную помощь.
Что делать родителям
Не стоит пренебрегать рекомендациями невролога. Психический «иммунитет» стоит укреплять так же, как и физиологический. Тем более что биологическая трансформация — неизбежный этап взросления.
Необходимо оказывать поддержку. Во время весенней усталости подростку особенно важно понимать, что взрослые признают его наравне с собой, не обесценивают и принимают его точку зрения, его личные эмоции и переживания.
Нормализовать и уравновесить психическую активность подростка помогают также физические нагрузки. Они позволяют снять напряжение, утихомирить бурю эмоций и выработать необходимые волевые качества.
Подсказки из этой статьи помогут вашей семье пройти период весенней усталости с минимальными психологическими потерями и сблизиться ещё больше. Большинство этих рекомендаций подходят и для осеннего обострения, которое начнётся в сентябре-октябре.