Назад
views 747
calendar 27 марта 2024

Весеннее обострение: как перемена сезона влияет на ребёнка

Весеннее обострение: как перемена сезона влияет на ребёнка
Статья
contents Оглавление
Шпаргалка от психолога для родителей детей разного возраста

«Весеннее обострение» — это немедицинский термин, его нет в Международной классификации болезней. Понятием «обострение» обычно описывают изменение самочувствия на фоне смены погоды весной и осенью, комплекс симптомов, каждый из которых напрямую не связан с каким-то заболеванием. То есть здесь нет буквального значения: обостряться, может быть, и нечему. Однако наступление марта-апреля и сентября-октября влияет на самочувствие, поведение и социальную жизнь человека. 

В этой статье мы говорим о детях, не страдающих неврозами, соматическими и психическими заболеваниями. Поэтому правильнее называть период перемен в самочувствии весной не «обострением», а «периодом весенней усталости». Обсуждаем, как дети ощущают весеннюю усталость и чем близкие взрослые могут помочь.

У весенней усталости нет возрастных ограничений. Однако детям в этот период сложнее, чем взрослым. У взрослых нервная система уже «созрела» и волевые процессы максимально сформированы относительно индивидуального строения нервных структур. А у детей и подростков при воздействиях извне могут возникать проблемы. 

Есть и особенности возраста. Это связано с характерными чертами эмоционально-волевого периода созревания личности и со структурой построения ведущей деятельности. Например, «волевой заряд» дошкольника и подростка несопоставим по разнице задач и проявлений. Об этих отличиях вы узнаете из нашей статьи. 

Дошкольники

Дошкольники более открыты и эмоциональны. Это проявляется в их устойчивой эмоционально-психической привязанности к родителям. Они более ранимы и чувствительны, поскольку самостоятельно описать своё самочувствие ещё не могут из-за отсутствия социального опыта и непонимания всех способов выражения.

Ведущий тип деятельности у дошкольников неизменно связан с освоением окружающего мира через пространство, через предметно-манипулятивную деятельность и через социально-ролевую игру. Это активный, энергозатратный и непрерывный процесс. Отсюда повышенная истощаемость и трудности, связанные с адаптацией организма.

Обычно спокойные дети весной могут расплакаться на ровном месте или неожиданно проявить повышенную активность. А, как правило, более активные дошкольники в периоды весенней усталости могут проявлять несвойственную им заторможенность, становиться менее инициативными и энергичными. 

Что делать родителям

Запастись терпением и быть более снисходительными к переменам настроения у дошкольников. Важно понять, что дети только учатся выражать свои эмоции, им трудно описать и локализовать ощущения в собственном теле. 

Чтобы помочь ребёнку пережить период весенней усталости, важно организовать его деятельность так, чтобы у него оставалось свободное время. Мягкий контроль позволит направить энергию дошкольника в нужное русло и принести максимум пользы.

Ученики начальной и средней школы 

Деятельность школьников связана с учёбой, поэтому изменения, приносимые весенней усталостью, прямым образом сказываются не только на регуляторном компоненте, но и на когнитивных способностях. Школьники обычно находятся под грузом ответственности за результаты учёбы не только перед родственниками, но и перед учителями. Постоянные испытания в виде контрольных работ, проверок домашнего задания, ответственности за сделанные уроки и полученные отметки переплетаются со стремлением отстаивать собственный авторитет перед сверстниками, удерживать личные границы, а также необходимостью выработки индивидуальных механизмов социальной адаптации.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в периоды смены сезонов (не только весной, но и осенью) у детей в начальной и средней школе может снизиться уровень внимания, они могут стать рассеянными и забывчивыми. В это время снижается работоспособность, усталость накапливается чаще и больше. Возникают моменты, связанные с «зависанием»: казалось бы, ребёнок хорошо знает материал, но память как будто подводит, мысли путаются и не позволяют нормально воспроизвести выученное.

articlePreviewImage
Ребёнок грустит. Чем помочь?
Рекомендации психолога

Что делать родителям

Не паниковать. Любое бурное проявление эмоций со стороны близкого человека школьник может воспринять болезненно.

Важно убедить ребёнка в том, что независимо от оценок и прочих показателей результативности его поддержат и поймут близкие люди. Достижение того или иного статуса не должно довлеть над школьником, в противном случае есть риск возникновения «деформации» восприятия в виде формирования «синдрома отличника» — убеждения, что результат должен быть идеальным и никак не меньше. И это может проявляться постоянно, независимо от времени года.

Поэтому в особенно «чувствительные» периоды весенней усталости полезно несколько снизить планку требований и ожиданий, внимательнее выбирать совместный досуг. Соблюдение режима сна и бодрствования, соблюдение режима питания и его сбалансированность помогают накопить силы и активизировать ресурсы организма.

В период активности и смены сезонов особенно важно укреплять иммунитет ребёнка. Для этого идеально подходит кисломолочный напиток Actimuno Kids. В цветной бутылочке содержится 20 миллиардов пробиотиков L.Casei Actimunis, витамины D3 и B6, а также усиленная форма Zn. Детям он нравится и как перекус, и в качестве десерта.

Чем помочь ребёнку весной

Подростки

Подростки — особая группа риска в период весенней усталости. Помимо вызовов, продиктованных климатическими сюрпризами, у подростков происходят активные изменения в организме, в том числе гормональные. По характеру ведущей деятельности подросток остро нуждается в личностном общении. Ранняя юность тесно связана с созреванием и становлением самовосприятия, проверкой себя на прочность, узнаванием и пониманием собственных умений и возможностей.

Отсюда и более видимые признаки обострения в периоды межсезонья: апатичное состояние, проявления агрессии, демонстративность, неуравновешенность, вспыльчивость. Постоянные «эмоциональные качели» — яркий показатель повышенной утомляемости организма и маркер необходимости оказать подростку всевозможную помощь. 

Что делать родителям

Не стоит пренебрегать рекомендациями невролога. Психический «иммунитет» стоит укреплять так же, как и физиологический. Тем более что биологическая трансформация — неизбежный этап взросления.

Необходимо оказывать поддержку. Во время весенней усталости подростку особенно важно понимать, что взрослые признают его наравне с собой, не обесценивают и принимают его точку зрения, его личные эмоции и переживания.

Нормализовать и уравновесить психическую активность подростка помогают также физические нагрузки. Они позволяют снять напряжение, утихомирить бурю эмоций и выработать необходимые волевые качества.

articlePreviewImage
Еда и иммунитет: как составить меню для крепкого здоровья. Сезонные рекомендации
Принципы и примеры здорового рациона.

Подсказки из этой статьи помогут вашей семье пройти период весенней усталости с минимальными психологическими потерями и сблизиться ещё больше. Большинство этих рекомендаций подходят и для осеннего обострения, которое начнётся в сентябре-октябре.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru