Назад
views 533
calendar 13 марта 2024

«Маша-растеряша!» Чем помочь ребёнку, который постоянно теряет вещи

«Маша-растеряша!» Чем помочь ребёнку, который постоянно теряет вещи
Статья
contents Оглавление
Подсказки, как приучить ребёнка к собранности

Нет такой вещи, которую ребёнок не мог бы потерять. Младшие школьники могут прийти домой не только без сменки, но и без портфеля. Родители иногда впадают в отчаяние: ну сколько ещё нужно купить перчаток, спортивной формы и телефонов, чтобы ребёнок стал внимательно и ответственно относиться к вещам? Но в вашей семье подобных проблем станет меньше, если вы воспользуетесь подсказками из статьи. 

Для детей до 7 лет рассеянность — условная возрастная норма. После 10 лет начинается гормональная перестройка. Сперва приходит предподростковый период, а потом — подростковый. В это время концентрация и внимание тоже снижены из-за особенностей развития мозга. 

То есть мы не можем равнять детей и взрослых по уровню концентрации и внимания. Относиться к детской рассеянности нужно соответствующим образом — с пониманием. Однако особенности жизни, состояния ребёнка могут усугублять ситуацию. Если ваш ребёнок стал терять вещи чаще, чем обычно, есть смысл проверить его состояние, как минимум по экспресс-тесту ниже.

Диагностика растеряшек

Тест, почему ваш ребёнок забывчивый

Внимание можно включить, если предоставить больше возможностей для отдыха. Стоит узнать, не тревожит ли ребёнка что-то в отношениях со сверстниками или в семье. А если ребёнок теряет вещи, когда его внимание не рассеяно, однозначно стоит быстрее ему помочь — применить подсказки из этой статьи.

Ребёнок забывает и теряет вещи. Почему и что делать

Если ребёнок ленится, возможно, он вынужден заниматься тем, что ему не по душе, и поэтому откладывает всё, что с этим связано. Например, затягивает сборы на тренировку и забывает некоторые вещи. Тогда нужно помочь ребёнку расставить приоритеты, чтобы он больше не пытался заниматься тем, что неинтересно. 

Если же ребёнок сейчас в прокрастинации, необходимо помочь ему выйти из этого состояния: расчистить пространство, создать мотивацию, поддерживать тонус и предлагать компанию. В собранном состоянии ребёнок будет реже забывать свои вещи. 

Чем помочь ребёнку, который теряет вещи

 

Совам трудно концентрироваться по утрам. А жаворонки могут проявлять рассеянность после 18:00. Нормально, если ребёнок теряет вещи в это время. Хуже, если он забывает вещи в период активности (для совы это вечер, а для жаворонка — утро). Тогда стоит быстрее помочь ребёнку по подсказкам в этой статье.

Голуби высокоактивны и внимательны в течение всего дня и могут даже немного позаниматься вечером. И да, название — это уже официальный хронотип, а не наша придумка. Если ваш ребёнок относится к хронотипу «голубь» и теряет вещи, рекомендуем помочь ему способами, о которых узнаете прямо сейчас. 

Наладить распорядок дня

Одна из причин рассеянности — плохое самочувствие, усталость. Рекомендуем организовать режим дня ребёнка так, чтобы он высыпался, был сытым, успевал погулять и отдохнуть. 

Чем могут помочь родители:

  • Укладывать ребёнка спать примерно в одно время и примерно в одно время поднимать. Не сдвигать график пробуждения и отхода ко сну в выходные.

  • Подстроиться под биоритмы ребёнка. Если он сова, то вам будет сложно изменить его режим. Каждое утро будет мучением. Лучше подстроиться под биоритмы и, например, перейти на семейное обучение или перевести ребёнка во вторую смену.

  • Провести ревизию дневных активностей. Если ребёнок целый день занят в кружках, секциях, у репетиторов, то имеет смысл от чего-то отказаться или поменять формат занятий, чтобы выделить время на прогулки.

  • Наладить систему питания: следить, чтобы в рационе ребёнка присутствовали жиры, белки, углеводы, клетчатка. Не стоит злоупотреблять фастфудом, чипсами и сладким, равно как и полностью исключать эти продукты из рациона.

articlePreviewImage
15 идей для полезных перекусов в школе
Учёба — это повышенная нагрузка для мозга: вследствие большого объёма разнообразной новой информации интенсивнее формируются новые нейронные связи, в то время как ненужные исчезают.

Приучить к порядку

Полезно приучить ребёнка класть вещи на одно и то же место. Тогда их станет проще найти. Это касается и домашних, и школьных вещей.

Чем могут помочь родители:

  • Подавать пример. Допустим, выделить место для ключей, куда их будет складывать каждый член семьи. 

  • Договориться вешать одежду ребёнка в отведённом месте, ставить его книги на специальные полки. Чем меньше хаоса, тем меньше потерянных вещей. 

  • Разработать систему хранения в портфеле: одно отделение — для тетрадей, другое — для учебников, третье — для мелочей и письменных принадлежностей. Также неплохо подсказать ребёнку идею раз в неделю наводить порядок в портфеле.

  • Приучить ребёнка заранее готовить вещи к школе или поездке. Если он без спешки будет собирать рюкзак, то шансов что-то забыть станет меньше. 

Увлечь списками 

Можно проговаривать все вещи, которые нужно взять с собой. Например: «Я беру с собой в садик машинку и вертолёт». Так меньше шансов, что к вечеру ребёнок забудет, с чем он вышел из дома утром. Для детей, которые уже умеют читать и писать, мы рекомендуем усовершенствовать эту технику — составлять списки нужных вещей. Например, ребёнок едет на экскурсию и до этого сам составляет список нужных вещей: сменная обувь, вода, деньги, телефон. 

Чем могут помочь родители:

  • Повесить на стену расписание уроков, чтобы ребёнок собирался, ориентируясь на него.

  • Подписать личные вещи: куртку, штаны, форму, сменку. И вести список таких подписанных вещей. Иногда ребёнок не виноват в потере, просто кто-то по ошибке взял чужую одежду. 

  • Если нет возможности составить список, научить ребёнка проговаривать то, что нельзя забывать. Например, уходя из школы, нужно сказать себе: «Портфель взял, сменку взял, спортивную форму взял, телефон взял». 

Дать прочувствовать последствия

Нет смысла наказывать детей за потерянные вещи. Ребёнок из-за этого не станет собраннее, но с каждой новой потерей будет терять уверенность в себе, его самооценка начнёт падать. Это не значит, что нужно пустить дело на самотёк. Просто вместо наказания и ругани стоит дать ребёнку в полной мере прочувствовать последствия.

Чем могут помочь родители:

  • Перестать брать на себя ответственность за потерянные вещи. Если ребёнок что-то потерял — пусть ищет и возвращает вещь сам. Например, идёт в школу за тетрадью, расспрашивает охранников, учителей, не видел ли кто пропажу. 

  • Придумать систему последствий. Например, если ребёнок потерял гаджет, то вместо нового смартфона можно дать ему на время старый кнопочный телефон.     

articlePreviewImage
Самостоятельность ребёнка: как развить и укрепить
6 приёмов, которые мягко подготовят ребёнка ко взрослой жизни

Говорить о финансовой стороне вопроса

Детей не нужно ругать за потерю дорогих вещей, но важно обсудить, сколько это стоит для семьи, и показать на конкретном примере, какие будут последствия. Например, сменная обувь по самым скромным подсчётам стоит около 1000 рублей, спортивная форма — 3000 рублей, новый смартфон — 6000 рублей. 

Представим ситуацию: ребёнок потерял спортивную форму. Родителям пришлось покупать новую. Потратили 3000 рублей. Но эти деньги нужны были, чтобы отремонтировать посудомоечную машину. В итоге посуду приходится мыть руками. Можно установить дежурство по мытью посуды или возложить эту обязанность целиком на ребёнка — зависит от его возраста и способности брать на себя ответственность. В любом случае ребёнок почувствует последствия. 

Чем могут помочь родители:

  • Не замалчивать финансовое положение семьи.

  • Не торопиться восполнить потерю. Нормально, если ребёнок некоторое время походит в старых кедах.

  • Установить финансовые последствия, например, давать меньше карманных денег или отложить покупку обещанной вещи.  

Не стоит игнорировать и особенности ребёнка. Бывает, что рассеянность — симптом синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Но диагноз ставит только врач. Самодиагностикой и самолечением заниматься не стоит. Рекомендуем попробовать помочь ребёнку по подсказкам из статьи, а если результата не будет, то обратиться к детскому неврологу, нейропсихологу или психиатру.          

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru