Какие качества важно развить у ребёнка до школы
Бегло читать учебники, общаться на английском, читать на китайском, решать задачи в два действия, знать большинство из 146 спутников Сатурна — современные школы и родители предъявляют к будущим первоклассникам много сложных и не всегда нужных требований.
Многие фокусируются только на предметной области: помогают ребёнку научиться читать, считать, выучить перелётных птиц и достопримечательности города. Такие навыки действительно важны и упрощают адаптацию. Однако даже идеальные знания по предметам не гарантируют, что ребёнку будет комфортно в школе и что он построит здоровые отношения с одноклассниками и преподавателями. Зато этому способствуют семь качеств, о которых узнаете прямо сейчас.
Субъектность в деятельности
Важно научить дошкольника воспринимать учебную деятельность как его собственную — такую, в которой он понимает и принимает цель своих действий. В педагогике это называют модным термином «субъектность в деятельности».
На примере школы субъектность в деятельности полезно сформировать примерно через такое отношение: «Я учусь, я ученик, и мне это нужно для будущего. Кроме меня, никто эти знания в голову мне не вложит. За меня никто не может выучить стихотворение. Я не могу делегировать эту обязанность маме, папе или бабушке и прийти получить пятёрку. Я сделаю это сам».
Самостоятельность
Первый класс обычно совпадает с кризисом семи лет. В это время ребёнок часто подражает взрослым и пытается освоить социальную роль школьника. Гармонично пережить этот период можно, если направить тягу ко «взрослости» на практические задачи. Например, полезно научить ребёнка выполнять задачи без помощи взрослых. Для начала это могут быть простые бытовые действия: убирать игрушки, самостоятельно одеваться, есть при помощи ложки, ножа и вилки.
Дальше — больше. Хорошо, если родители предоставляют ребёнку возможность принимать решения, доверяют ответственность за первые карманные деньги. Рекомендуем воспитать самостоятельность с помощью этих и других подсказок из нашей шпаргалки.
Любознательность
Это качество помогает ребёнку учиться новому и развиваться. Любознательность проще разбудить, если предоставлять дошкольнику игрушки и материалы для безопасных экспериментов. Полезно также «менять картинку»: посещать научные и художественные выставки, концерты, парки, обсерваторию, зоопарк.
Важно при этом не превратить любознательность в любопытство, когда детям хочется попробовать совсем всё — особенно то, что под запретом. В этом поможет участие близких в экспериментах: стоит подавать пример, задавать вопросы, предлагать гипотезы, хвалить за усилия и гордиться достижениями дошкольника. Тогда он будет доверять и советоваться по поводу новых идей, и это поможет уберечь ребёнка от опасной ошибки.
Коммуникабельность
Дошкольнику стратегически важно развивать социальную компетентность. Чем больше ребёнок видит, чем чаще общается с новыми людьми в разных жизненных ситуациях, тем легче ему будет в школе. И для этого важно развивать коммуникабельность. Это качество поможет ребёнку найти друзей, успешно учиться в группе и общаться с преподавателями.
Эмоциональная стабильность
Справиться со стрессовыми ситуациями и адаптироваться к новым условиям первокласснику поможет эмоциональная стабильность. Важно научить ребёнка распознавать и выражать свои эмоции, контролировать своё поведение и управлять эмоциями других.
Добиться такой стабильности позволяет развитие эмоционального интеллекта. Дети, которые пробовали хотя бы пару упражнений для развития эмоционального интеллекта, проще относятся к критике, более популярны и успешны в школе, меньше конфликтуют и реже переживают.
Адаптивность
Первокласснику в школе предстоит часто слушать преподавателей и следовать инструкциям. Поэтому важно ещё до школы тренировать дисциплину. Хорошо, если ребёнок научится слушаться взрослых. Для этого подойдут простые правила и контроль их выполнения: например, гулять с собакой по вечерам, звонить бабушке в выходные, прочитать «Незнайку на Луне» для семейного литературного клуба, чтобы обменяться мнениями о сюжете и персонажах.
Терпеливость
Это качество поможет ребёнку справляться с трудностями и не отчаиваться при неудачах, спокойно ждать своей очереди, не торопиться и не раздражаться при выполнении задач. Проще всего развивать терпеливость в пазлах, головоломках, шахматах, стратегиях и других долгих играх.
Развивать терпеливость полезно не только в процессе любимых детьми игр, но и на практике — научить достигать долгосрочных целей. Для этого стоит показать, как дробить крупные задачи на маленькие, хвалить ребёнка за усилия и дать ему возможность пережить здоровую порцию фрустрации.
Фрустрация — это психологическое состояние, при котором человек понимает, что его ожидание не оправдалось.
Для развития терпеливости необходим опыт разочарований в соответствии с возрастом, который ребёнок сможет выдержать. Если дошкольник сразу получает всё, что захочет, то вряд ли он научится ждать, стремиться, стараться и ценить достигнутое.
Развитие ребёнка — это сложный процесс, который требует времени и усилий со стороны взрослых. Это могут быть родители, другие родственники, воспитатели в детском саду, преподаватели на подготовительных курсах. Какой бы вариант вы ни выбрали, важно уделять внимание развитию у ребёнка качеств из этой статьи. Тогда он будет готов к новым вызовам и переменам: успешно справится с ними в первом классе и в будущем.