«Не пойду я туда больше!»: что делать, если первоклассник отказывается ходить в школу
Праздничные линейки, приуроченные к началу учебного года, прошли, а портфели первоклассников потяжелели от учебников. Дети поняли, что школа — это не всегда весело, а ещё и надолго. Желание учиться у многих поубавилось. Ранний подъём утомил. Многие родители сталкиваются с проблемой: первоклассники капризничают, отказываются вставать по утрам и идти в школу. Назревает конфликт. Что делать в этой ситуации, подсказываем в статье.
На фото: «горящие желанием учиться» глаза сына автора статьи. И это только пятый учебный день 2024/2025 учебного года.
Первое, что стоит сделать родителям, — успокоиться. Представьте, что вы уехали жить в другой город или сменили работу. Даже психологически крепкий человек начнёт нервничать, поскольку его предсказуемая жизнь изменилась.
Вот и у первоклассника так же: новые люди, новая обстановка, новые требования. Если при этом родители нервничают и кричат, то дети понимают: школа — это какое-то неприятное место, ведь даже родители сошли с ума. Если же мама и папа будут демонстрировать спокойствие и понимание, то адаптация к школе пройдёт легче.
Режим дня и последовательность требований
Распорядок дня помогает меньше торопиться и нервничать. Полезно завести ритуалы и превратить бытовые действия в рутину: встали, умылись, позавтракали, оделись, вышли из дома и так далее. Так выработается автоматизм. Не стоит менять порядок дел и, например, одеваться перед завтраком. Это нарушает режим.
Возможно, некоторые пункты распорядка будут даваться ребёнку тяжело — например, подъём или засыпание. Этим моментам стоит уделить особое внимание.
-
Спрашиваем у ребёнка, что могут сделать родители, чтобы облегчить выполнение сложных элементов распорядка. Например, если проблема с подъёмом, можно включать для пробуждения любимую песню, готовить на завтрак что-то вкусненькое или перед выходом из дома играть с первоклассником в его любимую игру.
-
Придумываем ритуалы, связанные с действием, которое тяжело даётся. Например, перед занятиями можно красиво раскладывать учебники, гладить кошку, делать забавную гимнастику.
Задача родителей — быть последовательными в требованиях и действиях. Например, поставили условие: придя из школы, сам вешаешь форму на плечики и относишь в шкаф. Значит, не должно быть такого, что, увидев валяющуюся на диване форму, мама промолчала и повесила её сама. Стоит позвать ребёнка и помочь ему повесить одежду, но не делать это за него.
Поддержка, понимание, спокойствие
Настрой родителей критически важен. Если мама нервничает и тревожится, то и школьник будет чувствовать себя так же, поскольку дети перенимают эмоции родителей. Взрослым важно успокоиться и позитивно настроиться на школу. Если тяжело справиться с тревогой самостоятельно, можно обратиться к психологу, неврологу или психотерапевту.
Когда родительская тревога утихла, можно заняться эмоциональным состоянием ребёнка.
-
Снижаем планку требований. Распространённая ошибка родителей — завышенные требования к первокласснику. Он должен лучше всех писать буквы, первым научиться решать задачи, участвовать во всех конкурсах и олимпиадах. Важно понять, зачем и кому это нужно. Если ребёнок получает от всего этого удовольствие, то можно оставить всё так, как есть. Если же дело больше в родительских амбициях, то стоит снизить требования и сосредоточить внимание на эмоциональном состоянии школьника и его желаниях.
-
Не зацикливаемся на дисциплине и потерянных вещах. В противном случае любое замечание учителя может стать трагедией. Приоритет в учёбе рекомендуем сделать на знаниях и удовольствии от процесса их получения.
-
Не делаем из первоклассника взрослого. Детсадовцу можно было баловаться и играть. Школьник — человек на новом этапе жизни. Родители, бабушки и дедушки твердят ему: «Ты же уже взрослый и ходишь в школу, поэтому так себя вести нельзя». Правда в том, что ребёнок не может полностью измениться, переступив школьный порог. Первоклассники по-прежнему любят играть. Они подвижные, непосредственные и не очень дисциплинированные. Не нужно резко отнимать всё, что любит ребёнок, и навешивать на него чрезмерную ответственность. Постепенно под давлением обстоятельств школьник начнёт меняться. Игры отойдут на второй план, а на первый выйдет учёба. Но важно не спешить и не давить, чтобы процесс прошёл естественно и безболезненно.
Скорее всего, у первоклассника будут жалобы на школу. Родители на то и родители, чтобы выслушать, разделить эмоции ребёнка и поддержать. Например, учитель отругал за забытую сменную обувь. Родитель может сказать: «И правильно, что тебя отчитали, ты ж растяпа, раз пришёл без сменки». Но школьника уже наказали, он расстроен. Незачем добавлять негатива. Вместо этого рекомендуем поддержать первоклассника: «Я вижу, что ты расстроился. Чтобы не забывать сменку, давай с вечера будем готовить всё, что нужно для школы, и вешать в прихожей».
То есть важно не обесценивать эмоции ребёнка. Если он жалуется, значит, это для него действительно важно. Пока идёт адаптация к школе, эмоции первоклассника будут обострены: жалобы, слёзы, грустное выражение лица будут вас преследовать какое-то время. Можно успокоить школьника тем, что всё проходит. Чем добрее и спокойнее родители относятся к ребёнку, тем быстрее проблема дурного настроения уйдёт.
Мотивация
Когда взрослые спрашивают у дошкольников, хотят ли они в школу, дети чаще всего отвечают: «Да, хочу». Родители делают вывод: ребёнок готов к школе, мотивирован и хочет учиться. На самом деле за этим ответом может стоять не желание идти в школу за знаниями, а другие мотивы:
-
заманчивый школьный антураж: красивая форма, портфель, блестящие туфли;
-
не нужно есть кашу на завтрак и спать днём, как в садике;
-
желание угодить взрослым, которые хотят услышать утвердительный ответ;
-
пример старших детей, которые ходят в школу и половину дня свободны.
Если ребёнок идёт в школу просто потому, что там симпатичная форма и надоел садик, то он быстро разочаруется. В этот момент родителям нужно мотивировать его к учёбе и школьной жизни в целом.
-
Хвалим не только за результат, но и за усилия. Отмечаем, как старательно ребёнок делает уроки. Говорим, как вам нравятся лапки, хвостики в прописи и какой замечательный рисунок получился.
-
Фиксируем прогресс: раньше было пять правильно написанных букв из десяти, а теперь уже семь.
-
Не ругаем за ошибки и промахи. Помогаем сделать из них выводы.
-
Разговариваем о школе: слушаем ребёнка, обсуждаем его ситуации. А также делимся своим опытом учёбы, вспоминаем друзей, учителей. Показываем фотографии школьных лет. Но не стоит чрезмерно романтизировать школьные годы. Рассказываем честно: тоже не хотелось вставать утром, тяжело было идти зимой в метель, были двойки, но при этом было и весело.
-
Спрашиваем не о реакции учителей, а о том, что школьник узнал, что понравилось, что запомнилось, чем занимались на перемене, с кем гулял после школы.
-
Стараемся заинтересовать знаниями. Даже если учитесь в обычной школе, где занятия формальные, можно добавить интерактива после уроков. Например, рассказываем забавные стихотворения, водим школьника в музеи и на научные шоу, чтобы он понял, что знания могут быть интересными. Варианта со скучными занятиями вообще можно избежать, если заранее выбрать школу под интересы ребёнка.
Методы борьбы со стрессом
Адаптация к школе — стресс. На этом фоне первоклассник может вести себя плохо, дерзко разговаривать или впадать в истерики. Возможны проблемы со здоровьем: постоянная усталость, головные боли, бессонница или, наоборот, сонливость.
7 приёмов, чтобы побороть стресс:
-
Стабильный режим дня. При сонливости можно делать тихий час на 20–30 минут (хотя бы просто полежать).
-
Разговоры по душам.
-
Прогулки, спорт.
-
Отдых от учёбы в том формате, который ребёнку нравится: хобби, чтение, общение с друзьями, семейные прогулки, игры.
Если стресс не проходит, появился невроз, то стоит обратиться к психологу, психотерапевту.
Посильная нагрузка
В расписание для первоклассников уроки добавляются постепенно. По такому же принципу стоит постепенно увеличивать и внеклассную нагрузку, наращивать требования. Важно сперва помочь ребёнку втянуться в учебный процесс, потом привыкнуть к домашним обязанностям вроде мытья посуды и кружкам.
Сигналы, что с ребёнком что-то не так и нужна консультация специалиста:
-
сонливость;
-
непривычная гиперактивность или вялость.
В первом классе домашнее задание необязательно (п. 10.10 СанПиН). Но бывает, по согласованию с родителями, учителя всё же задают рекомендованные упражнения. Эти задания можно игнорировать, но лучше всё же выполнять. Ведь в первом классе важно научить ребёнка учиться и приучить его к режиму школьной жизни.
Если в школе не задают никаких упражнений, хорошо, если короткие и простые задания будут на дополнительных занятиях. При этом важно соблюдать разумный баланс домашней нагрузки. Если у первоклассника что-то не получилось, не нужно заставлять его переписывать всё начисто до поздней ночи.
Подсказки из этой статьи помогут, если дело именно в сложностях, вызванных необходимостью перестроиться на новый ритм жизни. Но бывает, первоклассник отказывается ходить в школу из-за проблем с одноклассниками. Такую проблему стоит решать иначе. Как именно, подсказываем в нашем гайде по защите от травли в школе.