Назад
views 262
calendar 10 сентября 2024

«Не пойду я туда больше!»: что делать, если первоклассник отказывается ходить в школу

«Не пойду я туда больше!»: что делать, если первоклассник отказывается ходить в школу
Статья
contents Оглавление
5 способов мотивировать ребёнка учиться

Праздничные линейки, приуроченные к началу учебного года, прошли, а портфели первоклассников потяжелели от учебников. Дети поняли, что школа — это не всегда весело, а ещё и надолго. Желание учиться у многих поубавилось. Ранний подъём утомил. Многие родители сталкиваются с проблемой: первоклассники капризничают, отказываются вставать по утрам и идти в школу. Назревает конфликт. Что делать в этой ситуации, подсказываем в статье.

Пример, что делать, если первоклассник не хочет ходить в школу
На фото: «горящие желанием учиться» глаза сына автора статьи. И это только пятый учебный день 2024/2025 учебного года.  

Первое, что стоит сделать родителям, — успокоиться. Представьте, что вы уехали жить в другой город или сменили работу. Даже психологически крепкий человек начнёт нервничать, поскольку его предсказуемая жизнь изменилась.

Вот и у первоклассника так же: новые люди, новая обстановка, новые требования. Если при этом родители нервничают и кричат, то дети понимают: школа — это какое-то неприятное место, ведь даже родители сошли с ума. Если же мама и папа будут демонстрировать спокойствие и понимание, то адаптация к школе пройдёт легче. 

Режим дня и последовательность требований

Распорядок дня помогает меньше торопиться и нервничать. Полезно завести ритуалы и превратить бытовые действия в рутину: встали, умылись, позавтракали, оделись, вышли из дома и так далее. Так выработается автоматизм. Не стоит менять порядок дел и, например, одеваться перед завтраком. Это нарушает режим. 

Возможно, некоторые пункты распорядка будут даваться ребёнку тяжело — например, подъём или засыпание. Этим моментам стоит уделить особое внимание.

  • Спрашиваем у ребёнка, что могут сделать родители, чтобы облегчить выполнение сложных элементов распорядка. Например, если проблема с подъёмом, можно включать для пробуждения любимую песню, готовить на завтрак что-то вкусненькое или перед выходом из дома играть с первоклассником в его любимую игру.

  • Придумываем ритуалы, связанные с действием, которое тяжело даётся. Например, перед занятиями можно красиво раскладывать учебники, гладить кошку, делать забавную гимнастику. 

Задача родителей — быть последовательными в требованиях и действиях. Например, поставили условие: придя из школы, сам вешаешь форму на плечики и относишь в шкаф. Значит, не должно быть такого, что, увидев валяющуюся на диване форму, мама промолчала и повесила её сама. Стоит позвать ребёнка и помочь ему повесить одежду, но не делать это за него. 

articlePreviewImage
Самостоятельность ребёнка: как развить и укрепить
6 приёмов, которые мягко подготовят ребёнка ко взрослой жизни
 

Поддержка, понимание, спокойствие

Настрой родителей критически важен. Если мама нервничает и тревожится, то и школьник будет чувствовать себя так же, поскольку дети перенимают эмоции родителей. Взрослым важно успокоиться и позитивно настроиться на школу. Если тяжело справиться с тревогой самостоятельно, можно обратиться к психологу, неврологу или психотерапевту.

Когда родительская тревога утихла, можно заняться эмоциональным состоянием ребёнка. 

  • Снижаем планку требований. Распространённая ошибка родителей — завышенные требования к первокласснику. Он должен лучше всех писать буквы, первым научиться решать задачи, участвовать во всех конкурсах и олимпиадах. Важно понять, зачем и кому это нужно. Если ребёнок получает от всего этого удовольствие, то можно оставить всё так, как есть. Если же дело больше в родительских амбициях, то стоит снизить требования и сосредоточить внимание на эмоциональном состоянии школьника и его желаниях. 

  • Не зацикливаемся на дисциплине и потерянных вещах. В противном случае любое замечание учителя может стать трагедией. Приоритет в учёбе рекомендуем сделать на знаниях и удовольствии от процесса их получения. 

  • Не делаем из первоклассника взрослого. Детсадовцу можно было баловаться и играть. Школьник — человек на новом этапе жизни. Родители, бабушки и дедушки твердят ему: «Ты же уже взрослый и ходишь в школу, поэтому так себя вести нельзя». Правда в том, что ребёнок не может полностью измениться, переступив школьный порог. Первоклассники по-прежнему любят играть. Они подвижные, непосредственные и не очень дисциплинированные. Не нужно резко отнимать всё, что любит ребёнок, и навешивать на него чрезмерную ответственность. Постепенно под давлением обстоятельств школьник начнёт меняться. Игры отойдут на второй план, а на первый выйдет учёба. Но важно не спешить и не давить, чтобы процесс прошёл естественно и безболезненно. 

Скорее всего, у первоклассника будут жалобы на школу. Родители на то и родители, чтобы выслушать, разделить эмоции ребёнка и поддержать. Например, учитель отругал за забытую сменную обувь. Родитель может сказать: «И правильно, что тебя отчитали, ты ж растяпа, раз пришёл без сменки». Но школьника уже наказали, он расстроен. Незачем добавлять негатива. Вместо этого рекомендуем поддержать первоклассника: «Я вижу, что ты расстроился. Чтобы не забывать сменку, давай с вечера будем готовить всё, что нужно для школы, и вешать в прихожей». 

То есть важно не обесценивать эмоции ребёнка. Если он жалуется, значит, это для него действительно важно. Пока идёт адаптация к школе, эмоции первоклассника будут обострены: жалобы, слёзы, грустное выражение лица будут вас преследовать какое-то время. Можно успокоить школьника тем, что всё проходит. Чем добрее и спокойнее родители относятся к ребёнку, тем быстрее проблема дурного настроения уйдёт. 

articlePreviewImage
Тест: насколько доверительные отношения в вашей семье?
Проверьте, насколько гармоничны ваши отношения с ребёнком

Мотивация

Когда взрослые спрашивают у дошкольников, хотят ли они в школу, дети чаще всего отвечают: «Да, хочу». Родители делают вывод: ребёнок готов к школе, мотивирован и хочет учиться. На самом деле за этим ответом может стоять не желание идти в школу за знаниями, а другие мотивы:

  • заманчивый школьный антураж: красивая форма, портфель, блестящие туфли;

  • не нужно есть кашу на завтрак и спать днём, как в садике;

  • желание угодить взрослым, которые хотят услышать утвердительный ответ;

  • пример старших детей, которые ходят в школу и половину дня свободны. 

Если ребёнок идёт в школу просто потому, что там симпатичная форма и надоел садик, то он быстро разочаруется. В этот момент родителям нужно мотивировать его к учёбе и школьной жизни в целом.

  • Хвалим не только за результат, но и за усилия. Отмечаем, как старательно ребёнок делает уроки. Говорим, как вам нравятся лапки, хвостики в прописи и какой замечательный рисунок получился.

  • Фиксируем прогресс: раньше было пять правильно написанных букв из десяти, а теперь уже семь. 

  • Не ругаем за ошибки и промахи. Помогаем сделать из них выводы. 

  • Разговариваем о школе: слушаем ребёнка, обсуждаем его ситуации. А также делимся своим опытом учёбы, вспоминаем друзей, учителей. Показываем фотографии школьных лет. Но не стоит чрезмерно романтизировать школьные годы. Рассказываем честно: тоже не хотелось вставать утром, тяжело было идти зимой в метель, были двойки, но при этом было и весело. 

  • Спрашиваем не о реакции учителей, а о том, что школьник узнал, что понравилось, что запомнилось, чем занимались на перемене, с кем гулял после школы.

  • Стараемся заинтересовать знаниями. Даже если учитесь в обычной школе, где занятия формальные, можно добавить интерактива после уроков. Например, рассказываем забавные стихотворения, водим школьника в музеи и на научные шоу, чтобы он понял, что знания могут быть интересными. Варианта со скучными занятиями вообще можно избежать, если заранее выбрать школу под интересы ребёнка.

Методы борьбы со стрессом

Адаптация к школе — стресс. На этом фоне первоклассник может вести себя плохо, дерзко разговаривать или впадать в истерики. Возможны проблемы со здоровьем: постоянная усталость, головные боли, бессонница или, наоборот, сонливость. 

7 приёмов, чтобы побороть стресс:

  1. Стабильный режим дня. При сонливости можно делать тихий час на 20–30 минут (хотя бы просто полежать).

  2. Спокойная домашняя обстановка.

  3. Разговоры по душам.

  4. Минимум сладкого.

  5. Прогулки, спорт.

  6. Правильное питание по режиму.

  7. Отдых от учёбы в том формате, который ребёнку нравится: хобби, чтение, общение с друзьями, семейные прогулки, игры.

Если стресс не проходит, появился невроз, то стоит обратиться к психологу, психотерапевту. 

Посильная нагрузка 

В расписание для первоклассников уроки добавляются постепенно. По такому же принципу стоит постепенно увеличивать и внеклассную нагрузку, наращивать требования. Важно сперва помочь ребёнку втянуться в учебный процесс, потом привыкнуть к домашним обязанностям вроде мытья посуды и кружкам. 

Сигналы, что с ребёнком что-то не так и нужна консультация специалиста:

В первом классе домашнее задание необязательно (п. 10.10 СанПиН). Но бывает, по согласованию с родителями, учителя всё же задают рекомендованные упражнения. Эти задания можно  игнорировать, но лучше всё же выполнять. Ведь в первом классе важно научить ребёнка учиться и приучить его к режиму школьной жизни. 

Если в школе не задают никаких упражнений, хорошо, если короткие и простые задания будут на дополнительных занятиях. При этом важно соблюдать разумный баланс домашней нагрузки. Если у первоклассника что-то не получилось, не нужно заставлять его переписывать всё начисто до поздней ночи.  

articlePreviewImage
Проблемы в школе. Чем помочь ребёнку?
6 подсказок психолога, чтобы избежать конфликтов

Подсказки из этой статьи помогут, если дело именно в сложностях, вызванных необходимостью перестроиться на новый ритм жизни. Но бывает, первоклассник отказывается ходить в школу из-за проблем с одноклассниками. Такую проблему стоит решать иначе. Как именно, подсказываем в нашем гайде по защите от травли в школе

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru