Ограничения в еде, которые не приносят пользы
Группа заболеваний при проблемах с питанием неслучайно называется «расстройства пищевого поведения». Наше поведение — это набор установок, которые мы когда-то восприняли как правду. А теперь храним их в голове, повторяем и подчиняем им свои действия.
Сегодня расскажу об ограничивающих установках родителей, которые мешают ребёнку получать радость. В каждой из них есть доля правды, но не больше. В этой статье объясняю, какие устойчивые стереотипы антинаучны и почему.
«Нет лучше завтрака, чем каша»
Действительно, каша — отличный вариант завтрака. Однако он не является полноценным без белков. Всё-таки одних углеводов недостаточно. То есть лучше есть на завтрак и кашу, и яйца, и молочные продукты. А если ребёнок отказывается от каши, то ничего страшного — углеводы можно получить из хлеба и других мучных изделий.
«“Кусочничать” вредно»
«Не ешь — перебьёшь аппетит!» — наверное, многим знакома эта фраза. «Кусочничать» — это то же самое, что устраивать перекусы. А они важны, чтобы поддерживать оптимальный уровень энергии и своевременное поступление питательных веществ. Поэтому мы, врачи, обычно рекомендуем два перекуса между тремя основными приёмами пищи. Например, в виде кисломолочного продукта «Растишка», фрукта и горсти орехов.
Однако желательно устраивать промежуточные перекусы минимум за полтора-два часа до основного приёма пищи, если у ребёнка проблемы с аппетитом. А если их нет, то даже перекус за час до еды ничего не испортит.
«Нельзя запивать еду»
Этот популярный миф раньше основывался на предположении о том, что вода разбавляет желудочные соки. И от этого якобы нарушается естественный процесс пищеварения. Однако при оценке кислотности желудочного сока с помощью рН-метрии и химических расчётов уже доказано, что даже литр воды существенно не снизит переваривающую способность наших ферментов. И напротив, ограничение потребления жидкости во время приёма пищи при сильном желании восполнить баланс воды не приводит ни к чему хорошему.
«Чем натуральнее, тем полезнее»
Многим кажется, что чем «живее» продукт, тем лучше. «Живым» считают такой, который мало подвергался промышленной обработке. Каждую неделю я вижу, как люди бегут к приезжающей машине с молоком с неизвестной фермы. Тут же выстраивается очередь. Эта тяга к натуральному растёт из страха, что искусственные продукты могут навредить.
Однако добавки изначально были обнаружены в натуральных продуктах! И их использование помогает обогатить пищу полезными компонентами, сохранить свежесть и препятствовать бактериальному заражению. Ответственные производители берут всё лучшее, что придумано природой, — например, молоко и кисломолочные бактерии. Комбинируют их, обогащают витаминами, улучшают вкусовые свойства. И на выходе получается полезный питательный продукт.
«Нужно доедать, иначе все силы останутся в тарелке»
Этой установке сложно сопротивляться даже мне. Обычно представляю образ бабушки. Она расстраивается, что я не доедаю то, что она приготовила. Зато в ресторанах и дома я съедаю всё до последнего кусочка. Но эта установка неверна и даже вредна.
Аппетит — очень хрупкая конструкция. Только нашему организму известно, сколько нужно конкретного блюда съесть сейчас, какая потребность в калориях и структурных компонентах у наших клеток.
Еда «через силу» приводит к угнетению внутреннего чувства голода и потере ориентиров насыщения. Впоследствии это обычно приводит к компульсивным перееданиям и другим проблемам с пищевым поведением.
«Не съешь суп — не получишь сладкого»
В нашем мире, богатом калориями, сладкое не должно быть наградой или чем-то запретным. Неминуемо ребёнок подвержен постоянным соблазнам, угощениям. Поэтому полезнее сделать сладкое обыденностью, привычным продуктом, таким же участником рациона, как, например, овощи.
Рекомендую снизить «градус запрета», а также избегать вознаграждений в виде сладкого. Тогда оно перестанет быть сверхценным продуктом для ребёнка. Это позволит расширять пищевой интерес к остальному многообразию еды.
Однако важно структурировать приём пищи. Сладкое действительно лучше есть после основных блюд — так уж устроено наше пищеварение. Но точно не в качестве награды за съеденный суп, а в порядке очереди. Ребёнок может вообще не съесть суп, если не хочет. Сладкое ему всё равно можно дать.
Как видите, наши пищевые привычки не такие уж и психологически простые. Поэтому важна критическая оценка наших установок. Заблуждения могут нарушать качество жизни и вызывать ненужную напряжённость за столом.
Лёгких вам застолий и здорового пищевого поведения!